Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Психологические особенности учебной деятельности студентов педагогического вуза

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1 Теоретические основы
исследования психологических особенностей учебной деятельности студентов
педагогического вуза. 7

1.1. Понятие учебной деятельности и
ее компоненты.. 7

1.2. Структура мотивационной сферы
студента в исследованиях зарубежных и отечественных психологов. 12

1.3. Методологические подходы к
исследованию мотивационного компонента учебной деятельности студентов как
основы успешности обучения в вузе. 24

Глава 2. Изучение специфики учебной
мотивационной сферы студентов педагогического и непедагогического направлений
подготовки в вузе. 29

2.1. Организация и проведение
исследования психолого-педагогических особенностей мотивов учебной деятельности
студентов педагогической и непедагогической специальностей. 29

2.2. Психолого-педагогические
особенности мотивов учебной деятельности студентов педагогического и
непедагогического направления подготовки. 31

Заключение. 42

Список использованных источников. 45

Приложение 1. 51

Приложение 2. 53

Приложение 3. 55

  

Введение:

 

Актуальность темы. Существенное
реформирование системы профессионального образования России, трансформация
сферы труда инициируют множество процессов, в которые вовлекаются работодатели,
студенты, преподаватели вузов. Вузы, стремящиеся доказать свою эффективность в
острой конкурентной борьбе, находятся в активном поиске новых форм и методов
обучения, формирования востребуемых работодателями компетенций у студентов,
выстраивания партнерства с работодателями. Решение этих вопросов упирается в
качество подготовки, а, следовательно и качество обучения, в центре которого –
организация учебной деятельности студентов.

Значимая роль учебной
деятельности в обеспечении качества обучения объясняет большое количество
работ, посвященных формированию учебной деятельности, механизмам
функционирования учебной деятельности, особенностям обучения различных групп
учащихся. Однако работ, посвященных изучению учебной деятельности студентов,
значительно меньше.

Значительное количество
работ посвящается развитию, как правило, какого-либо одного компонента учебной
деятельности: мотивации, организации и планирования, самоорганизации и самоконтроля,
ценностно-мотивационного компонента. В то же время малоисследованными остаются
вопросы содержания учебной деятельности в период обучения студентов в вузе,
динамики и взаимосвязи компонентов. Этой теме посвящена работа Е.Г. Изотовой [10-13].

В данной работе, исходя
из выделяемых Е.Г. Изотовой компонентов структуры учебной деятельности (мотивационного,
операционального и саморегуляционного) будет исследован мотивационный
компонент.

Учебная
и профессиональная мотивация студентов вузов является, с одной стороны,
наиболее сложной педагогической задачей, с другой – выступает одним из основных
компонентов процесса вузовской подготовки, с третьей – является одной из
основных движущих факторов, влияющих на качество усвояемых студентом знаний. Учебная
мотивация – это одно из основополагающих условий эффективного освоения учебного
материала, вхождения студента в образовательный процесс, в котором успешное
обучение приобретает приоритетное значение как для самой личности, так и для
общества и государства в целом. Именно поэтому актуальность темы обусловлена
повышением требований общества к проблеме эффективности профессионального
образования в высшей школе; дальнейшая профессиональная реализация студентов в
выбранной сфере обусловливает процесс изменения мотивации к обучению,
предопределяя ее качественный состав и общую структуру, тем самым способствует
формированию компетентности будущего специалиста.

Проблема исследования: каковы
в содержательном аспекте значимые факторы и профессиональные мотивы, мотивы к
обучению студентов, насколько они коррелируют с организацией учебной
деятельности?

Степень научной
разработанности проблемы. Тема мотивационного компонента учебной
деятельности студентов рассматривается в рамках психологических, педагогических,
социологических направлений многими отечественными и зарубежными авторами.

Разработкой
содержательных теорий мотивации занимались А. Маслоу, Д. МакКлелланд, Х.
Хекхаузер. В рамках процессного подхода к «мотивации» разработкой управлению ею
занимались такие зарубежные и отечественные ученые, как В. Врум, Дж.В.
Аткинсон, В.Г Асеев, Е.П. Ильин, М. Курбатова, М. Магура и др. Практические
меры по оптимизации процесса мотивации студентов содержат исследования ученых Л.И.
Бойко, В.В. Гриншкун, М. Лукьянова, И.А. Мосичева и др.[11, c. 86-90].

Однако при всем
многообразии и широкой представленности работ анализируемой тематики,
присутствует дефицит исследований, посвященных мотивации в контексте учебной
деятельности студентов педагогических вузов.

Объект исследования – учебная
деятельность студентов.

Предмет исследования – мотивационный
компонент учебной деятельности студентов педагогического вуза.

Цель исследования – выявить
специфические особенности психологической структуры учебной деятельности
студентов вузов на основе анализа мотивационного компонента структуры учебной
деятельности студентов педагогического вуза.

Исходя из темы
исследования, можно выдвинуть следующую гипотезу: развитие мотивационного
компонента характеризуется качественным и количественным изменением структуры
мотивации, имеющей специфику у студентов педагогического и непедагогического
направлений подготовки.

Для реализации
поставленной цели были сформулированы следующие задачи исследования:

— проанализировать понятие учебной
деятельности;

— раскрыть структуру
мотивационной сферы студента в исследованиях зарубежных и отечественных
психологов

— осветить методологические
подходы к исследованию учебной мотивации студентов;

— провести исследование
психолого-педагогических особенностей мотивов учебной деятельности студентов
педагогического и непедагогического направления подготовки в вузе.

Методологическая база
исследования: структурно-функциональный и социокультурный подход, общенаучные
методы (дедукция, анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация), методы
психологического исследования (методика «Мотивация
учения студентов», разработанной С. А. Пакулиной и С. М. Кетько, опросник «Мотивация обучения в вузе»
Т. И. Ильиной и опросник «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» А.
А. Реана и В. А. Якунина).

Эмпирическое исследование
проводилось в Ярославском государственном педагогическом
университете им. К.Д. Ушинского. Объем выборки составил 60 человек, в том
числе 30 студентов направления подготовки направление подготовки 44.03.01
Педагогическое образование и 30 студентов направления подготовки 38.03.02
Менеджмент (прикладной бакалавриат), то есть педагогической и непедагогической
специальности.

Теоретическая база
исследования: концепции ведущих отечественных и зарубежных ученых в области
исследования мотивационно-потребительской сферы личности, ориентации
современной молодёжи.

Структура исследования: введение,
два раздела, заключение, список использованных источников, приложение.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На
основе проведенного анализа особенностей мотивационного компонента учебной
деятельности студентов педагогического вуза были сформулированы следующие
выводы.

Глобальные
перемены, происходящие в современном обществе (на всех его уровнях – от мезо-
до макро-), на рынке труда и образовательных услуг оказывают существенное
воздействие на студенческую молодежь, у которой под влиянием этих факторов,
трансформаций и перманентных трудноуловимых изменений формируется ценностное отношение
к учебе, будущей профессиональной деятельности, личной и профессиональной карьере,
жизненным стратегиям.

Вузы
призваны выполнять важнейшую задачу формирования профессионально и социально
значимых свойств и качеств личности будущих специалистов, выпускников, осваивающих
за годы учебы основные и профессиональные компетенции выбранной специальности.
В этом процессе освоения (который, по замыслу государства в форме ФГОС и
ожиданий общества, в лице сообщества работодателей) ключевую роль играет именно
мотивационная составляющая, которая оказывает огромное влияние на ее результативность,
качество освоения образовательных программ, успешность в освоении трудовых
функций и профессиональных компетенций, обозначенных в профессиональных
стандартах, на готовность студента к конкуренции на рынке труда, его личную
мобильность, готовность к освоению новых квалификаций и на эффективность
высшего образования в целом. В этом «стыке»: вуз – профессиональное сообщество
– студенты с их набором освоенных компетенций выступают «лакмусовой бумагой»
корреляции их ожиданий требованиям работодателям. Поэтому изучение и тщательное
исследование факторов, влияющих на профессиональную мотивацию студентов –
современных выпускников – тем требованиям и ожиданиям, которые предъявляют к
ним на современном рынке труда работодатели – представляется особенно востребованным.

Для исследования проблемы было
проведено тестирование студентов педагогического и непедагогического
направлений подготовки. Общий объем выборки составил 60 человек.

В качестве методов диагностики
применялись методика изучения мотивации обучения в вузе Т. И. Ильиной, методика
диагностики учебной мотивации студентов А. А. Реана, В. А. Якунина. Обработка
результатов эмпирического исследования производилась с использованием методов
первичной описательной статистики, непараметрического критерия сравнения
Mann-Whitney U test, коэффициента ранговой корреляции r-Spearman’s,
регрессионного анализа; с целью определения особенностей психологической
структуры социальных способностей — методы структурного анализа.

Полученные в исследовании результаты
расширили представления о психологических факторах развития социальных
способностей студентов – будущих педагогов и студентов, обучающихся на
факультете социального управления по программе «Менеджмент» (прикладной бакалавриат).
Также были выявлены основные тенденции в формировании способностей индивида в
процессе профессионального образования, их роли в развитии социальных
способностей студентов, установлена специфика мотивации учебной деятельности.

Вывод,
который логически вытекает из полученных результатов проведенного исследования,
состоит в фиксации факта существенных различий в учебной деятельности
студентов педагогического и непедагогического направлений подготовки в вузе.

1. Несмотря на разное
направление подготовки профессионалов, мотивом поступления в вуз являются
интерес к профессии и желание получить высшее образование.

2. Студенты, обучающиеся
по непедагогическому профилю, более мотивированы на приобретение
профессиональных знаний в ходе обучения и их реализацию в будущем.

3. Студенты
педагогического направления подготовки имеют более четкое представление о
будущей специальности и владеют определенными профессиональными компетенциями.

4. Предполагается, что
широкое внедрение в учебный процесс инновационных методов позволит не только
развивать интерес студента к самостоятельному и творческому нахождению
информационного материала для решения профессиональных задач, но и получать от
такой работы интеллектуальное удовольствие.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Теоретические основы
исследования психологических особенностей учебной деятельности студентов
педагогического вуза 1.1. Понятие учебной
деятельности и ее компоненты

Существует множество определений учебной деятельности.
Вот самые распространенные из них. Согласно педагогическому словарю, «учебная
деятельность – это процесс приобретения человеком новых знаний, умений и
навыков или изменения старых; деятельность по решению учебных задач» [26].
Последовательность осуществления учебной деятельности: анализ задачи, принятие
учебной задачи, актуализация имеющихся знаний, необходимых для ее решения;
составление плана решения задачи, практическое ее осуществление, контроль и
оценка решения задачи, осознание способов деятельности, необходимых для решения
учебной задачи. Согласно автору словаря методических терминов, доктору
педагогических наук Э. Г. Азимову, «учебная деятельность – это деятельность,
осуществляемая в процессе передачи или получения знаний и формирования речевых
навыков и умений» [1].

В старшем школьном возрасте учебная деятельность
становится ведущей, с профессиональным уклоном, что позволяет старшеклассникам
осуществлять профессиональное самоопределение. В студенческие годы учебная
деятельность носит исследовательский характер и может быть названа учебно-познавательной
деятельностью. В то же время возрастает роль различных внутренних мотивов
деятельности.

Структура учебной деятельности состоит из
потребностей, задач, мотивов, операций и действий. Потребность в учебной
деятельности – это желание приобрести знания и умения в данной предметной
области. При выполнении учебной задачи учащиеся осваивают метод решения целого
класса однородных частных задач. Потребности определяются в мотивах учебной
деятельности. Выполнение операций приводит к развитию навыков, а действий – к
образованию умений, основанных на приобретенных знаний и сформированных
навыков.

Таким
образом, учебную деятельность можно рассматривать как вид практической
педагогической деятельности, направленной на человека, который владеет
необходимой частью культуры и опыта, а также учебными программами. Учебная
деятельность может быть разделена на два звена: учение (деятельность
обучающегося) и обучение (преподавание, деятельность педагога-учителя, тьютора –
наставника, репетитора, преподавателя и т.д.). Целью обучения является
приобретение знаний и овладение обобщенными способами действий, а также на
отработку приемов, способов действий, в ходе которых студент развивает себя
[29].

Содержание
учебной деятельности может быть охарактеризовано как на уровне действий, так и
на уровне компонентов. В первом случае выделяют действия ориентировочные,
исполнительные и контрольные.

Целью
учебной деятельности в вузе является формирование у студентов научного
мировоззрения и системы современных профессиональных знаний, развитие
творческих способностей. Эти задачи решаются в процессе обучения.

Во
время обучения у студента формируется прочная основа профессиональной и
трудовой деятельности. Освоение профессии – это длительный процесс с
внутренними закономерностями и качественно своеобразными этапами. Каждый из
этих этапов важен и специфичен. Однако стоит подчеркнуть, что период
первоначального доступа к образованию и профессиональной деятельности особенно
важен в развитии специалиста. В молодости человек должен попробовать различные
роли взрослого человека, подтвердить правильность выбора профессии,
адаптироваться к новому образу жизни и построить новые связи и отношения с
другими. У студентов младших курсов отношение к будущей профессии не очень
выраженно. Только приобретая профессиональные знания, студенты лучше поймут
тонкости своей будущей специальности, своего «Я» в профессии.

К
числу особенностей учебной деятельности студентов следует отнести [7]:

— своеобразие
целей и результатов (подготовка к самостоятельному труду, овладение навыками,
знаниями, умениями, развитие личностных и профессионально важных качеств);

— характер
объекта изучения (научные знания, информация о будущем труде и т.д.);
деятельность студентов протекает в запланированных условиях;

— особые
средства деятельности (интеллектуальные мыслительные действия языковые знаковые
средства, в форме которых усваивается знание; фоновые исходные знания).

Преподавание
определяется и направляется содержанием педагогического образования,
воспитанием и формулированием и обеспечивает самостоятельную работу студента.
Содержание обучения должно включать в себя вид деятельности, предусмотренный
соответствующей областью, и знания, на которых основана эта деятельность.

По
окончании высшего образования уровень квалификации специалиста определяется
степенью овладения основными и фундаментальными науками, развитием
познавательных навыков и освоением различных видов профессиональной
деятельности выпускника.

По
аналогии с понятием функциональной системы, В. Д. Шадриковым предложено понятие
функциональной психологической системы деятельности, важными принципами
построения теоретической модели которой выступили принципы функциональности («цель-результат»)
и системности (функциональная взаимосвязь компонентов учебной деятельности).

Важным
критерием освоения деятельности является формирование оперативности всех
компонентов психологической системы деятельности (приспособление всех звеньев
психологической системы деятельности к требованиям решаемых задач).

При
изучении системогенеза деятельности необходимо учитывать неравномерность и
гетерохронность освоения деятельности: в процессе формирования психологической
системы деятельности индивидуальные качества личности, субъекта
приспосабливаются, изменяются, переструктурируются в соответствии с основными
целями деятельности, т. е. приобретают черты оперативности.

Основными
компонентами психологической системы деятельности являются следующие
функциональные блоки:

— мотивы
деятельности;

— цели
деятельности;

— программы
деятельности;

— принятие
решений;

— подсистемы
деятельностно важных качеств.

Формирование
и трансформация мотивационного компонента деятельности происходит на всем пути
освоения деятельности, а также непосредственно в процессе осуществления
профессиональной деятельности. Развитие мотивационного компонента в процессе
профессионализации идет в двух направлениях:

1.
Трансформации общих мотивов личности в трудовые мотивы.

2.
Изменение системы мотивов в соответствии с изменением уровня освоения
деятельности, «дрейф мотивов», по В.Д. Шадрикову. «Дрейф мотивов» представляет
собой изменение мотивационной сферы личности в процессе профессионализации (на
разных ее уровнях), и включает: изменение структуры мотивов, появление новых и
инволюция старых мотивов, изменение значимости отдельных мотивов. На
сегодняшний день наиболее полно изучена динамка мотивов профессиональной
деятельности на разных уровнях профессионализации представителей различных
профессий.

Если
мотив побуждает к деятельности, то цель направляет и определяет способ и
характер деятельности. В. Д. Шадриковым выделены два аспекта цели как
компонента психологической системы деятельности:

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы