Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Психологические особенности учебного стресса студентов

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы исследования психологических особенностей учебного стресса студентов 5
1.1 Стресс и его особенности. Факторы стресса 5
1.2. Особенности учебного стресса у студентов 10
1.3. Способы эмоционального реагирования в стрессовой ситуации 11
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Психологических особенностей учебного стресса студентов 17
2.1. Методы исследования студентов 17
2.2. Исследование психологических особенностей учебного стресса студентов 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Стресс является неотъемлемой частью жизни современного человека. Благодаря ему происходит приспособление человека к условиям внешней среды, что осуществляется за счет универсального комплекса нейрогуморальных реакций. Однако современное понимание теории стресса отошло от чисто биологического и носит междисциплинарный характер.
Соответственно, для современной психологии проблема стресса и изучение его специфики, роли и последствий для различных сфер жизни человека является актуальной.
Особого внимания в этом контексте требует как сфера высшего образования в целом, так и студенчество в частности. Данная категория, объединяя разновозрастный контингент людей, которых можно дифференцировать по уровню интеллектуальных способностей, личностными особенностями, социальным положением, возрастным критерием является такой, что больше всего подвергается разнообразным видам стресса (эмоциональным, интеллектуальным, физиологическим).
Стресс стал одной из самых изучаемых проблем из-за увеличения количества негативных ситуаций в жизнях людей. Каждый день сотни людей обращаются к медикам, жалуясь на изнуренность, беспокойство, нервозность, апатию.
Стресс лишает всяческих жизненных сил, приводит к ухудшению психического и физического состояния. Сейчас все большее число исследований стали обращать внимание на психологическую составляющую стресса, хотя первоначально рассматривались его биологические аспекты. Обучение в ВУЗе каждым студентом воспринимается по-разному. Для кого-то это – слияние со студенческими сообществами, знакомства с новыми интересными людьми, различные мероприятия. Для любого человека обучение в вузе – это кардинальное изменение. Ведущая деятельность изменилась, социальная ситуация развития тоже.
Студенты попадают в новые, отличные от школьных, условия обучения, где от них требуют больше самостоятельности, самоорганизации и ответственности. Всё это может мешать наслаждаться годами студенческой жизни. Но в любом случае, обучение в университете – стресс для большинства студентов.
Стресс у студентов может сказываться на обучении (приобретении, применении и переработке знаний), что препятствует общей успеваемости. Проблемы с успеваемостью создают дискомфорт, и, как следствие, стресс усиливается.
Цель: изучить стрессовое состояние студентов в процессе обучения в высшем учебном заведении.
Гипотеза: одной из причин стресса у студентов в процессе обучения в ВУЗе является высокая учебная нагрузка.
Объект исследования: процесс обучения студентов.
Предмет исследования: учебный стресс, его психологические особенности.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
— выявить особенности учебного стресса; определить способы эмоционального реагирования в стрессовой ситуации;
— проверить психологические особенности учебного стресса студентов ;
— сделать выводы по исследованию психологических особенностей учебного стресса студентов.
Методы исследования: Для решения поставленных задач в исследовании и проверки гипотезы был использован комплекс общенаучных и психологических методов: теоретический анализ литературы по проблеме учебного стресса в жизни студента; стандартизированный комплекс психодиагностических методик
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Учитывая все выше сказанное, можно сделать следующие выводы:
Стресс может возникнуть в тех случаях, когда внешняя ситуация воспринимается индивидом как предъявление требования, угрожающего превысить его способности и ресурсы. Таким образом, стресс возникает только тогда, когда студент оценил, что внешнее и внутреннее требования вызывают чрезмерное напряжение сил или превосходят его ресурсы. Данная сторона стрессорных реакций на социогенные факторы подчеркивает необходимость личностного подхода к данной проблеме.
Для понимания влияния стресса на организм студента, следует отметить основным характеристикам его проявления. К основным формам проявления стресса можно отнести поведенческие, эмоциональные, интеллектуальные и физиологические.
Так, поведенческие проявления можно разделить на 4 группы:
1. Нарушение психомоторики (изменение ритма дыхания, избыточное напряжение мышц).
2. Изменение стиля жизни (изменения в режим дня, нарушения сна).
3. Профессиональные нарушения (снижение эффективности деятельности, повышенная утомляемость).
4. Нарушение социально-ролевых функций (рост конфликтности и агрессивности).
Эмоциональные проявления стресса в первую очередь проявляются в общем эмоциональном фоне, который приобретает негативный, пессимистическую окраску. В процессе длительного действия стресса возрастает уровень тревожности, неверие в собственные силы, и снижение самооценки, при затяжном воздействии стресса может привести к депрессии.
При таком эмоциональном фоне учащаются проявления неадекватных эмоциональных реакций (гнев, агрессия, раздражительность).
Стоит отметить, что негативные эмоциональные состояния одновременно является и предпосылками возникновения и развития стрессов.
Когнитивные проявления стресса охватывают нарушения: внимания (трудности в концентрации внимания, сужение поля внимания, повышенная способность отвлекаться от реализации задач), мышления (нарушение логики мышления, трудности в принятии решений, снижение творческой активности), памяти (трудности в воспроизведении информации, ухудшение показателей оперативной памяти).
Физиологические проявления стресса охватывают почти все системы органов организма человека и проявляются в пищеварительной, сердечно-сосудистой и дыхательной системах. К основным показателям относят повышение частоты сердечных сокращений, повышение артериального давления, нарушение работы ЖКТ.
Нарушение нормального ритма деятельности отдельных органов и их систем, а также отражение этих нарушений в сознания приводят к комплексным физиологических нарушений (снижение иммунитета, повышенного уровня усталости, изменения массы тела к увеличению или уменьшению).
Психологический стресс – состояние, возникающее, когда человек воспринимает ситуацию, в которой находится как сложную, угрожающую, что вызывает появление таких эмоций как тревога, страх, гнев.
Физиологический стресс может сопровождаться психологическими изменениями, а так как организм является единственной системой и воздействие на одну ее составляющую влияет на другую.
Разновидностью психологического стресса является информационный стресс, который связан с стрессогенными воздействиями составляющих учебного процесса и его технических, организационных и экологических характеристик. Стоит заметить, что информационный стресс своим источником может иметь не только учебный процесс, а базироваться на особенностях деятельности студента в других сферах.

 

Фрагмент текста работы:

 

1 Теоретические основы исследования психологических особенностей учебного стресса студентов

1.1 Стресс и его особенности. Факторы стресса

Период студенчества является важным для дальнейшего развития личности, и от успешности выполнения спектра задач данного этапа зависит эффективность дальнейшего развития студента, его профессионального и личностного становления.
Начало обучения в ВУЗе в большинстве случаев приходится на 17-18 лет и имеет ряд особенностей, которые в психологической литературе представлены как переходный этап от подросткового возраста к юношескому, что имеет особое значение для выявления специфики этого этапа развития личности. В связи с этим А. В. Винославская предлагает следующие направления исследования личности студента как социальный, психологический и биологический.
Социальное направление диагностирует личность студента как составляющую академической и социальной группы.
Психологическое направление изучает психические процессы, состояния и свойства личности (характер, темперамент, направленность, способности).
Биологическое направление включает изучение типа нервной деятельности, безусловных рефлексов, соматического типа, психомоторики, физического состояния и тому подобное.
Социальная ситуация развития, которая характерна для студенческого возраста, дает возможность утверждать, что данный возрастной период характеризуется как концептуальная социализация, характеризующееся выработкой устойчивых свойств личности, стабилизацией всех психических процессов, достижением максимума творческих, интеллектуальных способностей и работоспособности.
Стоит отметить, что личность в юношеском возрасте преодолевает возрастной кризис идентичности, который может носить как положительный (формирование положительного и адекватного восприятия собственного «Я», убеждений и ценностей), так и отрицательный (развитие неадекватной самооценки, доминирование тревожности, пассивности, страха, интровертированности, отсутствие четких жизненных перспектив) характер.
Ученые выделяют ряд характеристик, которые иллюстрируют насыщенность данного периода и его особенности. Так, Ю.А. Самарин отметил, что в этот период молодой человек осуществляет выбор своей будущей профессиональной деятельности, осваивает знания, необходимые для этого, а также реализует себя в других сферах, отстаивает индивидуальность собственных убеждений. Этот возрастной период является основным для формирования мировоззрения личности и базируется на полученных знаниях, собственном жизненном опыте и их обобщении студентом [27].
В исследованиях Х. Ремшидт данный возрастной период тесно связан с периодом взросления и характеризуется как совокупность индивидуальных процессов, связанных с переживанием соматических изменений, необходимостью адаптации к ним и социальными реакциями на них. Ученый выделяет две основные фазы взросления: фаза потери детского статуса фаза реорганизации [27].
Первая стадия характеризуется соматическими, психическими и психосоциальными изменениями, когда человек уже не ребенок, но еще не взрослый.
Вторая иллюстрирует изменения, связанные с тем, что личность отвергает свой детский статус, несмотря на то, что еще не достигла статуса взрослого [27].
В работах Аверина В.П., Баранова П. А, Батурина Н.А. студенческий возраст презентуется как период максимального развития психофизиологических функций: сенсорно-перцептивных, мнемических, психомоторных и речемыслительных.
Так, исследования интеллектуального развития в трудах Ж. Пиаже показывают интеллект, как наиболее необходимое и эффективное средство во взаимодействии субъекта с окружающим миром, который реализуется сложными путями и выходит за пределы непосредственных и одноразовых контактов для достижения устойчивых отношений. Стоит отметить, что исследователь акцентировал внимание на том факте, что в именно в 20 лет происходит формирование логики взрослого человека [5].
Требует внимания спектр социально-психологических условий, влияющих на развитие личности студента. К ним следует отнести: уровень общего интеллектуального развития, успешность адаптации к условиям ВУЗа, готовность к обучению и доминирующий мотив получения высшего образования, наличие благоприятного социально-психологического климата в академической группе и, соответственно, наличие (отсутствие) навыков установления и поддержания социальных контактов. Поступление в ВУЗ приводит к появлению в жизни бывшего абитуриента новых способов организации жизнедеятельности. Доминирование опеки и постоянного контроля, которые характерны для школьного режима обучения, приводит к сложностям в формировании самовоспитания, организации самостоятельного обучения, а также развития информационного поля студентов [6].
В наше время стресс разделяют на две основные группы: психологический и биологический. Кроме них существует эмоциональный стресс, хотя не все ученые отделяют его в своих исследованиях. Данный стресс присущ не только людям, но и животным, в то время как психологический имеет место быть исключительно у людей.
Психологический стресс – это процесс, при котором решение возникающей проблемы зависит только от самого человека, что определяет его индивидуальные различия в реакции на стрессовую ситуацию [5].
В развитии психологического стресса преобладает когнитивная составляющая (анализ ситуации, оценка имеющихся ресурсов, построение прогноза дальнейших событий и т.д.).
Основными причинами психологического стресса являются социальное воздействие или собственные мысли. Психологический стресс имеет реальный и виртуальный характер опасности. А вот биологический стресс проявляется лишь физически. Изучение этого стресса связано с реакциями тела.
Так, к примеру, доказано, что для адаптации к любому стрессу кора надпочечников выделяет одни и те же гормоны. Контрольный вопрос, позволяющий дифференцировать разновидности стресса, звучит так: «Наносит ли стресс явное повреждение организму?».
Если ответ «Да» – это биологический стресс, если «Нет» – психологический [13].
Существует несколько способов квалификации стрессов, но психологи в основном выделяют: поведенческие, интеллектуальные, физиологические и эмоциональные проявления. 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы