Курсовая с практикой на тему Психологические особенности трудовой деятельности детей младшего школьного возраста.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретические ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1.Психологическая характеристика младших школьников 6
1.2.Содержание форм, методов и приемов работы по трудовому воспитанию младших школьников 11
Выводы по главе I 16
ГЛАВА II Психологические особенности трудовой деятельности младших школьников. 19
2.1 Методы исследования сформированности трудового воспитания младших школьников 19
2.2. Анализ полученных результатов 21
2.3.Рекомендации по формированию трудового воспитания младших школьников 24
Выводы по главе II 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Введение:
Актуальность проблемы и необходимость ее практической разработки обусловили тему исследования: «Психологические особенности трудовой деятельности детей младшего школьного возраста».
Основой гармоничного развития личности является труд, увлекающий ребенка, позволяющий почувствовать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов. В процессе трудовой деятельности у младших школьников формируется трудолюбие, аккуратность, любознательность, познавательный интерес, дисциплинированность, внимательность, ответственность за порученное дело, бережное отношение к результатам труда.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования одним из основных направлений и ценностных основ развития и воспитания младших школьников является развитие трудолюбия, формирование первоначальных представлений о нравственных основах трудовой деятельности, воспитание уважение к труду взрослых.
Несмотря на то, что проблема воспитания уважения к труду родителей у младших школьников довольно широко представлена в научных исследованиях, вопрос о педагогических условиях, способствующих воспитанию уважения к труду родителей у младших школьников, остается недостаточно изученным. Таким образом, возникает противоречие между необходимостью воспитания уважения к труду родителей у младших школьников и недостаточно разработанными педагогическими условиями, способствующими эффективной реализации данного процесса.
В настоящее время разработана методика трудового воспитания в дошкольном учреждении, определены мотивы, виды и формы труда, но в семье трудовое воспитание на современном этапе не является востребованным. Возникает противоречие между потребностью вовлечения родителей в трудовое воспитание дошкольников и недостаточной разработанностью педагогических условий обеспечения данного взаимодействия сотрудников ДОО и родителей в имеющейся практике дошкольных образовательных организаций.
Проблема исследования: каковы педагогические условия воспитания уважения к труду родителей у младших школьников.
Цель исследования: выявить и теоретически обосновать педагогические условия воспитания уважения к труду у младших школьников.
Объект исследования: воспитание уважения к труду у младших школьников.
Предмет исследования — педагогические условия воспитания уважения к труду у младших школьников.
Гипотеза исследования: воспитание уважения к труду у младших школьников будет успешным при соблюдении педагогических условий:
— содержание видов детской трудовой деятельности и ее возможности в воспитании уважения к труду у младших школьников;
— формирование мотивации к труду у младших школьников;
— реализация совместной работы школы и семьи в процессе воспитания уважения к труду у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Дать психологическую характеристику детям младшего школьного возраста;
2. Описать содержание форм, методов работы по трудовому воспитанию младших школьников;
3. Разработать методы исследования;
4. Проанализировать полученные данные;
5. Дать рекомендации по формированию трудового воспитания младших школьников.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач применялись следующие Методологические основы исследования:
Теоретические основы исследования: Проблема воспитания уважения к труду у младших школьников представлена в исследованиях Л.С. Выготского, П. Я. Гальперина, А.Н.Леонтьева, М. Н. Скаткина. Основные аспекты теории и практики воспитания уважения к труду родителей у младших школьников являются предметом исследования С. Я. Батышевой, А. Г. Калашниковой, С.Е. Матушкиной, С. М. Шабаловой и др. В современной методической литературе представлены рекомендации по воспитанию уважения к труду родителей у младших школьников.
Эмпирическая база: Школа №116
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, теоретический анализ, конкретизация, моделирование.
Теоретическая значимость: заключается в изучении состояния проблемы организации трудовой деятельности в школе, выявлении особенности трудовой деятельности для младших школьников, а также в выявлении возможности формирования трудовой деятельности в условиях общеобразовательной школы.
Практическая значимость: заключается в изучении уровня и структуры трудовой деятельности младшего школьника и разработке рекомендация по внедрению трудовой деятельности в начальной школе.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Заключение:
Вопросы трудового воспитания являются центральной проблемой народной педагогики. Развитие нравственности и ума, физическое и эстетическое совершенство личности происходит преимущественно в труде.
В младшем школьном возрасте происходит появление и другого важного новообразования – произвольного поведения, рост стремления детей к достижениям. Определили, что в сознании ребенка закладываются определенные нравственные идеалы, образцы поведения, и что именно в этом возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству.
Методы трудового воспитания: — методы формирования сознания: беседы, пример, диспуты, рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, внушение, инструктаж; — методы организации деятельности и формирования опыта поведения: поручение, приучение, переключение, упражнение, педагогические требования, воспитывающая ситуация, общественное мнение; — методы стимулирования: поощрение, наказание, соревнования. Так же проанализировали воспитательную работу в ГБОУ 554. Выяснили, что главным направлением воспитательной деятельности ГБОУ 554 является трудовое воспитание. Трудовое воспитание имеет огромное значение для развития ребенка и являются источником формирования лучших человеческих и гражданских качеств, важнейшим инструментом духовно-нравственного становления личности, развитие целеустремленности.
Так же разработали и реализовали комплекс мероприятий по трудовому воспитанию у младших школьников. Цель комплекса данных мероприятий: повышение уровня мотивации на приобретение знаний у младших школьников в ГБОУ 554.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1.Психологическая характеристика младших школьников
Одна из первых задач, которая возникает перед ребенком, — выделить себя из всего окружающего, отделить «Я» от «не Я». Казалось, что здесь трудного! Да, для взрослого человека трудностей здесь нет, но для малыша…
«Переживание своего «Я» — результат длительного процесса формирования личности. Этот процесс начинается в младенческом возрасте, именно тогда происходит одно из первых великих открытий — открытие «Я».
На рубеже детского сада и школы возникает возможность не без помощи взрослых подойти к оценке своих успехов в познании мира .
«Я» — данное итог того, что человек выделяет себя из окружающей среды. Начинает сознавать, что он, конкретно он совершает воздействия и действия и, а значит, несет за них ответственность. Что он вчера и он в настоящее время — это один и тот же человек, что его прошедшее, настоящее и будущее неразрывно соединены между собой. При всем этом чтоб осознать свое «Я», каждому среди нас приходится каждый день сравнивать себя с иными, вглядываться в них.
Малыш обучается расценивать себя по тем показателям, на которые он ориентировался, расценивая иных. Как писал Карл Маркс, «родившись без зеркала в руках», человек с детства наблюдает как в зеркало в окружающих его людей. После этого данное «зеркало» он переносит вовнутрь собственной личности, навеки сохраняя привычку периодически в него заглядывать и, как королева из пушкинской сказки, задавать вопросы: «Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи».
Границы младшего школьного возраста в различные исторические периоды становления нашей образовательной системы различные (8 – 12, 7 – 11, 6 – 10), и в отдельных государствах (начало – с 5, 6 причем даже 7 лет и в соответствии с этим различная продолжительность данного периода). Кроме того, различаются названия данного периода обучения («начальное обучение» — в нашей системе образования, «элементарное изучение» — во французской системе образования и др.)
Начало школьного преподавания — значит переход от игровой работы к учебной как основной деятельности младшего школьного возраста, в какой формируются ключевые психические новообразования. В этой связи трудности содержания, структуры учебной работы, условий и путей ее формирования, отличительных черт функционирования данной работы, выделение высококачественных перемен в психическом развитии учеников, описание генезиса главных психических новообразований – основательные трудности психологии младшего школьника.
«В случае если коротко очертить отличительные черты, то возможно заявить, что от 6 до 10 лет в течении того времени, которое занимает изучение в начальных классах, у ребенка формируется (обязана сложиться!) новая для него работа — учебная.
Тот самый факт, что он делается учащимся, человеком ученикам, накладывает абсолютно новый след на весь его психологический вид, на все его поведение. Малыш не попросту овладевает в школе конкретным кругом познаний. Он учится обучаться. Под действием свежей, учебной работы меняется характер мышления малыша, его внимание и память. Поведение приобретает черты произвольности, намеренности, осмысленности, возможности идти по стопам особым правилам, нормам поведения».
Новое для малыша положение в сообществе — положение человека, который занят социально важной и расцениваемой сообществом работой, т. е. учением, — выливается изменения в отношениях с иными деть ми, со взрослыми, в том, как ребенок расценивает себя и других.
Складывается мировоззрение малыша, формируется круг моральных, идейных, политических представлений и понятий — младший подросток в полном смысле слова — маленький гражданин собственной великой Родины.