Подготовка к Выпускной квалификационной работе (КП) Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Психологические особенности суицидального поведения подростков

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава I. Теоритический анализ суицидального поведение подростков как социально-психологическое явление 6
1.1 Суицид как социальная проблема общества 6
1.2 Причины суицидального поведения в подростково возрасте 13
1.3 Профилактика суицидального поведения подростков 19
Выводы по I главе 26
Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы суицидального поведения подростков 28
2.1 Организация и методы исследования 28
2.2 Анализ и интерпретация результатов изучения суицидального поведения……………………………………………………………………………31
2.3 Профилактическая и психокоррекционая программа по устранению суицидального риска в поведение у подростков 41
Выводы по II главе 43
Заключение 45
Список литературы 49
Приложение………………………………………………………………………….1

  

Введение:

 

Проблема суицидального поведение практически не встречается среди младших школьников, но среди подростков, начиная примерно с одиннадцати лет, попытки самоубийства становятся более частыми. Несмотря на то, что само по себе это явление редкое, суицидальное поведение подростков заслуживает особого внимания.
Подростковый возраст полон противоречий, поэтому очень легко в этот период подпасть под воздействие каких-либо внешних воздействий. На поведение подростка оказывают влияние складывающаяся «система отношений», особенности взаимоотношений с учителями, положение в классе, психологическая атмосфера в школе, отношение учащихся к обучению, классу, самой школе, сверстникам, своему будущему, жизненные цели.
Актуальность исследования. Суицидальное поведение подростков в последние годы все чаще становится предметом научных исследований. Действительно, самоубийства несовершеннолетних — многогранная проблема, эта проблема наносит огромный моральный ущерб родителям, сверстникам и обществу. С 60-х годов ХХ столетия суицидальное поведение подростков стало актуальной проблемой в развитых странах мира. За последние пять лет, самоубийством покончили жизнь 14157 несовершеннолетних [12]. На сегодняшний день Россия занимает второе место в мире по числу самоубийц. Причем все чаще жизнь самоубийством заканчивают подростки.
Наибольшая частота суицида наблюдается у подростков и молодежи в возрастном диапазоне 15-20 лет [10]. У этой категории подростков на одну смерть приходится до 200 нереализованных суицидальных попыток [19]. Статистика говорит о том, что причиной трагедии служат неуверенность в себе, конфликты с родителями и неразделенная любовь. Было установлено, что лишь у 10% подростков в случае самоубийства имеется истинное желание покончить собой, в остальных 90% — это «крик о помощи» [21]. Часто суицидальные действия подростков носят демонстративный характер, осуществляются в виде своеобразного «суицидального шантажа». Актуальность исследования обусловливается тем, что суицидальное проявление современных подростков, а в особенности в пубертатный период, является одной из наиболее актуальных социально-психологических проблем общества.
Изучением проблемы суицида и суицидального поведения занимались такие выдающиеся зарубежные и отечественные ученые как: Адлер А., Вассерман Д,Меннингер К., Роджерс К., Франкл В., Фрейд З., Холингер П.С., Хорни К., Юнг К, Драгунова Т.В, Каплина Е.В., Козлов А.Б., Кондратенко В.Т., Погодин И.А., Полетаева О.О., Попов Ю.В., Синягин Ю.В., Хасьминский М.И. [23].
Изучением особенностей подросткового возраста занимались – Белинская Е.П., Бойко В.В., Драгунова Т.В, Егоров А.Ю., Игумнов С.А., Калягин В.А., Клее М., Кон И.С., Кондратенко В.Т.,Кондратьев М.Ю., Кулагина И.Ю., Личко А.Е., Обухова Л.Ф., Рогов Е.И., Фельдштейн Д.И. [10].
Хотя и многие исследователи занимались проблемой суицидального поведения, но в настоящее время она остается еще не полностью разработанной. Практически нет психокоррекционных программ по профилактике суицидального поведения в подростковом возрасте.
Цeль исследования — изучение суицидального поведения подростков, психологических осoбенностей подрoстков, причин, фaкторов суицида и его профилактики.
Предмет исследования — причины суицидального поведения подростков.
Гипотеза: предполагаем, что у подростков:
— преобладают следующие типы акцентуаций характера: эпилептоидный, эмоционально-лабильный, психастенический тип, что ведет к попыткам суицида в подростков возрасте;
— учащиеся с умеренной и выраженной депрессией нуждаются в психологической помощи для снижения уровня тревоги и депрессии до нормального уровня.
Задачи:
1. Ознакомиться спонятиям «суицид».
2. Рассмотреть причины суицидального поведения в подростковом возрасте.
3. Выявить психологические особенности суицидального поведения в подростковом возрасте.
4. Исследовать и проанализировать взаимосвязь акцентуаций характера, тревожности, депрессивности и суицидального поведения.
Методы исследования: теоретический анализ психологической и психолого-педагогической литературы, наблюдение, опрос, анализ продуктов деятельности, в том числе анализ документов, тестирование, эксперимент.
Методики исследования:
1. Методика диагностики суицидального поведения Любан-Плоцца Б.
2. Методика аутоидентификации акцентуаций характера Э.Г. Эйдемиллер.
3. Методика «Госпитальная шкала тревоги и депрессии Zigmond A.S. и Snaith R.P.
4. Методика диагностики уровня тревожности Спилбергера–Ханина.
5. Методика «Шкала депрессии Э. Бека».
Эмпирическая база исследования–исследование проводилось на базе ГБОУ №179, г. Москва.
Характеристика выборки исследования — в исследовании приняли участие 60 учащихся, в возрасте от 13 до 15 лет.
Практическая значимость.Результаты исследования можно использовать психологами для более глубокого понимания внутреннего мира подростка и особенностей формирования у него суицидальных проявлений. Данные, полученные в работе полезны для построения оптимальной тактики и стратегии психологической работы подростками в процессе консультирования и психотерапии.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В последние годы число попыток суицида и совершенных самоубийств среди подростков значительно возросло. Уровень суицидов среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Суицидальные действия подростков часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки самоубийства являются результатом дезадаптации к жизни — фиксированного, негибкого построения человеком или семьей отношений с самим собой, своей семьей и внешним миром на основе действия механизма отчуждения. Своевременная психологическая помощь и сочувственное отношение к подросткам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, помогут избежать трагедий.
Поэтому в образовательных учреждениях необходимо организовать профилактическую и корректирующую работу по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп — работу, направленную на создание позитивной жизненной позиции среди школьников и достижение относительно стабильного баланса между собой, другими людьми и миром как целое.
В первой главе рассматривалась проблема суицида как действия, намеренно направленное на то, чтобы лишить жизни, психологический смысл которой заключается в том, чтобы реагировать на аффект, снимать эмоциональное напряжение и избегать травмирующей ситуации, в которой человек оказывается. Основные понятия суицидального поведения включают в себя: психопатологические, психологические, социологические и интегративные. Суицидальные акты являются преднамеренными и поэтому должны иметь свои собственные цели, мотивы, причины, условия и причины.
В второй главе было выявлено, что подростковый кризис является наиболее острым и продолжительным, и это связано с совокупным воздействием на подростка ряда соматических, психологических и социальных факторов. У подросткового самоубийства есть своя специфика, обусловленная возрастными особенностями. Его психологический смысл — это крик о помощи, желание привлечь внимание к своим страданиям. Существует также определенная связь между суицидальным поведением и акцентуациями характера. Для проведения исследования мы выбрали методы, подтверждающие гипотезу исследования.
Была исследована,проанализирована и выявлена распространенность различных типов акцентуаций характера среди подростков. Эпилептоидный тип (27%), эмоционально-лабильный (15%), психастенический (13%), гипертимный (10%), циклоидный(7%), истерический (7%), неустойчивый (5%), неврастенический (5%), конформный (3%), меланхоличный (3%), сензитивный (2%),паранойяльный тип не обнаружен (0%). И влияние акцентуации характера на суицидальное поведение. Факторами суицидального поведения среди подростков эпилептоидного типа, особенно если принять во внимание их высокий процент по сравнению с другими типами, являются: периоды сердито-меланхоличного настроения, раздражения при аффективных взрывах, нетерпимость к непослушанию себе. Эмоциональное неприятие родственниками и друзьями подростка эмоционально-лабильного типа может привести к увеличению суицидального риска и суицидальных попыток. С повышением требований и ответственности психастенический тип может проявлять суицидальные тенденции, что, в свою очередь, также связано с повышенной самокритикой психастенического. Нетерпимость одиночества, ограниченные контакты и высокий риск аппетита могут быть главными факторами, определяющими вероятность суицидального поведения среди подростков с гипертимией. Циклоидный тип характеризуется депрессивными реакциями, иногда приводящими к суицидальным попыткам. Подростки истерического типа плохо переносят атаки на эгоцентризм, боятся быть разоблаченными и боятся насмешек, а также склонны к демонстративным попыткам самоубийства. Неврастенический тип характеризуется аффективным суицидальным поведением. Депрессивные реакции могут привести к меланхолическому типу суицидального поведения. Суицидальные тенденции могут возникать у чувствительных людей под влиянием целого ряда неудач, что происходит совершенно неожиданно для окружающих, которые не проникают в мир своей уязвимой психики.
Было выявлено, что у большинства учащихся отсутствует тревожное (59%) и депрессивное состояние (55%). Но при этом также выявлены учащиеся с субклиническими (33%) и (42%), и даже клиническими уровнями тревоги (8%) и депрессии (3%),которые нуждаются в психологической помощи для снижения уровня тревоги и депрессии до нормального уровня.
Выявили средний уровень ситуативной тревожности (43%) и личностной тревожности (40%), что указывает на преобладание учащихся с таким уровнем тревожности, к тому же у них также проявляются суицидальные тенденции. При низком уровне ситуативной (20%) и личностной тревожности (28%) суицидальные мысли у подростков не выражены. Подростки с очень высоким уровнем ситуативной (15%) и личностной тревожности (10%) показали склонность к суицидальным попыткам.Очень низкий уровень ситуативной тревожности у (2%) и личной тревожности у (8%) указывает на небольшое количество учеников с таким уровнем тревожности, суицидальные мысли у этих учеников не выявлены.
Так жебыло выявлено, что у большинства учащихся (44%) преобладает легкая депрессия (субдепрессия), что свидетельствует о преобладании подростков в состоянии легкой депрессии, суицидальные мысли им не свойственны. Умеренная депрессия у 20 учащихся (33%), что говорит и о наличии у них и суицидальных тенденций. Отсутствуют депрессивные симптомы у 12 учащихся (20%), что говорит об отсутствии депрессивного состояния и суицидальных переживаний у данных учащихся. Выраженная депрессия (средней тяжести) выявлена у2 учеников (3%), что указывает на необходимость проведения дополнительных мониторинговых, психодиагностических и психокоррекционных мероприятий с этими подростками в связи с высоким уровнем суицидального риска. Тяжелая депрессия не выявлена.
На основании полученных данных, мы составили и провели коррекционную программу по профилактике суицидального поведения среди подростков В результате чего, гипотеза нашего исследования была подтверждена.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Теоритический анализ суицидального поведение подростков как социально-психологическое явление

1.1 Суицид как социальная проблема общества

Суицид (англ. suicide — самоубийство) — акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания. Ситуации, когда смерть причиняется лицом, которое не может отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими, а также в результате неосторожности субъекта, относят не к самоубийствам, а к несчастным случаям. В наши дни суицидальное поведение не рассматривается как однозначно патологическое. В большинстве случаев это поведение психически нормального человека. В то же время распространена точка зрения на суицид как на крайнюю точку в ряду взаимопереходящих форм саморазрушительного поведения.
Суицидальное поведение — различные формы активности людей, обусловленные стремлением лишить себя жизни и служащие средством разрешения личностного кризиса, возникшего при столкновении личности с препятствием на пути удовлетворения ее важнейших потребностей. На фоне острого эмоционального состояния кризис достигает такой интенсивности, что человек не может найти правильного выхода из сложившейся ситуации. Он теряет смысл жизни.Обычно самоубийство рассматривается как феномен социально-психологической дезадаптации личности в условиях микросоциальных конфликтов.
Суицидальные замыслы — это более активная форма проявления суицидальности. Тенденция к самоубийству нарастает в форме разработки плана: продумываются способы, время и место самоубийства. Суицидальные намерения появляются тогда, когда к замыслу присоединяется волевой компонент — решение, готовность к непосредственному переходу во внешнее поведение. Суицидальная попытка — это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью. Попытка может быть обратимой и необратимой, направленной на лишение себя жизни или на другие цели. Завершенный суицид — действия, завершенные летальным исходом [10].
Период от возникновения суицидальных мыслей до попыток их реализации называется пресуицидом. Длительность его может исчисляться минутами (острый пресуицид) или месяцами (хронический пресуицид). В случаях продолжительного пресуицида процесс развития внутренних форм суицидального поведения отчетливо проходит описанные выше этапы. При острых пресуицидах последовательность не обнаруживается и можно наблюдать появление суицидальных замыслов и намерений сразу же [4].
Проблема суицидального поведения традиционно привлекает внимание общества и исследователей. В общественном сознании самоубийство принадлежит к тем сложным явлениям жизни, к которым испытывают двойственное отношение. С одной стороны, человек, покончивший с собой, вызывает жалость и сострадание. С другой — сам факт суицида осуждается как грех, и даже преступление. Как отмечает Н.A. Бердяев, «можно сочувствовать самоубийце, но нельзя сочувствовать самоубийству» [12].
Если человек решает лишить себя жизни — это означает, что в его сознании претерпела серьезные изменения фундаментальная этическая категория — смысл жизни. Человек решается на самоубийство, когда под влиянием тех или иных обстоятельств его существование утрачивает смысл. Утрата смысла жизни — это необходимое, но не достаточное условие суицидального поведения. Нужна еще переоценка смерти. Смерть должна приобрести нравственный смысл — только тогда представление о ней может превратиться в цель деятельности. Как писал Н.A. Бердяев: «Вопрос о самоубийстве есть вопрос о том, что человек попадает в темные точки, из которых не может вырваться. Человек хочет лишить себя жизни, но он хочет лишить себя жизни именно потому, что он не может выйти из себя, что он погружен в себя. Выйти из себя он может только через убийство себя. Жизнь же, закупоренная в себе, замкнутая в самости, есть невыносимая мука» [6]. Как бы ни были многообразны жизненные события и конфликты, приводящие к самоубийству, у всех у них есть один общий этический аспект: на уровне морального сознания все они апеллируют к нравственным ценностям: именно в этом качестве выступают все представления о счастье, добре, справедливости, долге, чести, достоинстве и т.п. Иными словами, суицидогенные события — это мощные удары по моральным ценностям личности. Само суицидальное решение — это акт морального выбора. Отдавая предпочтение самоубийству, человек соотносит его мотив и результат, принимает на себя ответственность за самоуничтожение или перекладывает эту ответственность на других. Так или иначе, когда человек выбирает этот поступок, — он видит в самоубийстве не просто действие, причиняющее смерть, но и определенный поступок, несущий положительный или отрицательный нравственный смысл и вызывающий определенное отношение людей, их оценки и мнения [28].
Главный механизм, специфичный для суицидального поведения и запускающий акт самоубийства, — это инверсия отношений к жизни и смерти. Жизнь утрачивает все степени положительного отношения и воспринимается только негативно, в то время как смерть меняет свой знак с отрицательного на положительный. С этого начинается формирование цели самоубийства и разработка плана ее реализации.
Как зарубежные, так и отечественные исследования показывают, что возраст и пол оказываются значительными характеристиками при распределении не только самоубийств, но и покушений на самоубийство. Причем здесь отчетливо констатируется дифференциация по видам суицидального поведения. Если завершенные суициды совершают по преимуществу лица среднего и пожилого возраста, и вероятность лишения себя жизни с возрастом все более увеличивается, то при анализе суицидальных попыток наблюдается обратная картина: покушение на свою жизнь чаще всего совершается молодыми женщинами и подростками (подавляющее большинство приходится на лиц до 29 лет). Но очевидно, что по мере взросления утяжеляются проблемы, с которыми сталкивается человек: тяжело переживаются смерти близких людей, предательство, развод, тяжелые заболевания. По-видимому, сложность проблем определяет и серьезность намерений, чем и объясняется преобладание среди самоубийц лиц зрелого и пожилого возраста [21].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы