Курсовая с практикой Педагогика/Психология Общая психология

Курсовая с практикой на тему Психологические особенности сотрудников с неустойчивыми самооценкой и уровнем притязаний

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ С НЕУСТОЙЧИВЫМИ САМООЦЕНКОЙ И УРОВНЕМ ПРИТЯЗАНИЙ 5
1.1. Сущность понятия самооценки, ее основные характеристики 5
1.2. Специфика притязаний личности 13
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СОТРУДНИКОВ С НЕУСТОЙЧИВЫМИ САМООЦЕНКОЙ И УРОВНЕМ ПРИТЯЗАНИЙ 22
2.1. Организация и методики исследования 22
2.2. Анализ результатов исследования 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Самооценка выступает одним из важнейших компонентов структуры Я-концепции личности и одновременно является одним из основных источников ее создания. Представление индивида о себе никогда не существуют безотносительно к эмоционально окрашенной оценки. Даже такие характеристики, которые, кажется, и не касаются личности человека – место жительства, физические данные, пол и т.д., содержат в себе скрытый оценочный момент. Автором таких оценок является сам человек, который к их содержанию вкладывает свое субъективное объяснение реакций других людей на такие характеристики, воспринимая их с точки зрения усвоенных в течение жизни общекультурных, групповых и индивидуальных ценностей. Итак, источниками становления самооценки есть собственные суждения индивида о себе и оценки индивида со стороны других людей.
Многие психологов (С.Д. Максименко, Г.П. Васянович, А.В. Каламаж, Н.И. Жигайло) отводят особое место самооценке в формировании личности будущих специалистов. Анализ литературы позволяет констатировать, что на сегодняшний день накоплен определенный материал относительно самооценки личности.
Однако остается неопределенной проблема психологических особенностей сотрудников с неустойчивыми самооценкой и уровнем притязаний.
Цель работы состоит в том, чтобы выяснить психологические особенности сотрудников с неустойчивыми самооценкой и уровнем притязаний.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть сущность понятия самооценки, ее основные характеристики.
2. Описать специфику притязаний личности.
3. Провести исследование психологических особенностей сотрудников с неустойчивыми самооценкой и уровнем притязаний.
Предмет исследования − психологические особенности сотрудников с неустойчивыми самооценкой и уровнем притязаний.
Объект исследования – самооценка и притязания личности.
Методы исследования:
− анализ литературы по теме исследования;
− метод синтеза;
− метод обобщения;
− тестирование;
− количественная обработка результатов исследования;
− качественная обработка результатов исследования.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и одного приложения.
Во введении определены цель и задачи исследования.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты исследования психологических особенности личности с неустойчивыми самооценкой и уровнем притязаний.
Во второй главе описано исследование психологических особенности личности с неустойчивыми самооценкой и уровнем притязаний.
В заключении приведены основные выводы, сделанные в ходе исследования.
Список литературы содержит 16 наименований.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате написания данной работы была достигнута ее цель − выяснены психологические особенности сотрудников с неустойчивыми самооценкой и уровнем притязаний.
Достижению поставленной цели способствовало решение ряда задач:
1. Рассмотрена сущность понятия самооценки, ее основные характеристики. Выявлено, очень важно для человека уметь понимать другого, морально идентифицировать себя с другим, стремиться эмоционально откликнуться на проблемы другого, адекватно оценивать себя как субъекта поведения. Приобретенный опыт самооценки и реального поведения влияют на психологические особенности личности. До сегодня психологи обращали внимание на субъективную меру труда в достижении цели и мало исследовали направленность самооценки. Недостаточно изученными являются онтогенетические аспекты данной проблемы; мало изученными являются вопросы становления самооценки личности. Уровень самооценки (завышенная или заниженная самооценка) оказывают непосредственное влияние на психологические особенности личности, уровень их притязаний.
2. Описана специфика притязаний личности. Было выявлено, что уровень притязаний личности определяется степенью сложности тех задач, которые ставит перед собой личность. Он может быть адекватным (реалистичным) или неадекватным (нереалистичным). Людям с реалистичным уровнем притязаний характерна уверенностью в собственных силах, настойчивость в достижении цели, большая степень производительности, критичность в оценке достигнутого. Неадекватность самооценки может приводит к нереалистичному уровню притязаний, при котором человек выбирает тяжелые или легкие цели, у него повышен уровень тревожности, неуверенности в собственных силах, наблюдается тенденция избегания ситуации соревнования, некритичность в оценке достигнутого.
От уровня притязаний личности зависит ее успешность и самореализация в обучении и деятельности, реализация целей, которые она ставит перед собой и стратегии их достижения. Комплекс знаний о характере уровня притязаний человека дает возможность прогнозировать особенности его деятельности в учебной и профессиональной сферах. Уровень притязаний − регулятор поведения личности, влияющий на состояние цели самоутверждения, избрание временных параметров, способов и средств ее достижения.
3. Проведено исследование психологических особенностей сотрудников с неустойчивыми самооценкой и уровнем притязаний. Было установлено, что самооценка складывается под влиянием внешних оценок, интериоризируются и превращаются в самоотношение. Анализ содержания дисгармоничных эмоциональных состояний позволяет говорить о том, что для некоторых сотрудников характерны негативные переживания, связанные с их отношением к себе. При переживании сотрудниками дисгармоничных эмоциональных состояний «образ Я» более противоречивый, а между «Я реальным» и «Я идеальным» существует довольно существенная разница. Первопричиной такого становления является неадекватно завышенная самооценка, то есть самосознание функционирует в направлении недоверия, агрессии, вражды, подлости и тому подобное. Возникает проблема коррекции дисгармоничных эмоциональных состояний. Коррекционная программа должна базироваться на принципах активизации, ресоциализации и личностной центрованости, адресоваться практическим психологам, социальным педагогам, студентам психологам и т.д. и основываться на учете основных психологических особенностей развития личности. Сотрудникам с адекватным уровнем самооценки и адекватными притязаниями свойственны такие характеристики, как организованность, трудолюбие, коллективизм. Сотрудники, обладающие неустойчивой самооценкой и уровнем притязаний, представляют собой дисгармоничные личности, у которых отмечается дисгармония по таким шкалам, как коллективизм, организованность.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ С НЕУСТОЙЧИВЫМИ САМООЦЕНКОЙ И УРОВНЕМ ПРИТЯЗАНИЙ
1.1. Сущность понятия самооценки, ее основные характеристики

Самооценка как психологическая категория в течение значительного периода подвергалась тщательному изучению ученых, причем это изучение осуществлялось с различных ракурсов. В работах психологов Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна проблема самооценки рассматривается во взаимосвязи с проблемой самосознания личности.
Самооценка характеризуется как основа самосознания, показатель уровня процесса развития личности, аспект органично ключевой в процессе самопознания. Она рассматривается как один из главных механизмов становления самосознания личности, в частности, самооценка является условием и средством формирования таких финальных феноменов самосознания, как Я-образа и Я-концепция [Эннс 2012].
Одним из направлений является толкование самооценки как важного личностного образования, регулятора поведения и деятельности, другим — рассмотрение этой психологической категории как составляющей самосознания [Канаева 2011]. В исследованиях, с одной стороны, решаются проблемы связи личности с самооценкой, а с другой – связи самосознания и самооценки. Эти подходы к раскрытию сущности самооценки не противоречат друг другу, а лишь выявляют ее сложность и многозначность как психологического феномена, ее включение в развитие и функционирование различных психических проявлений личности.
В отечественной психологии проблему самооценки одни ученые (Б.Г. Ананьев, Б.С. Братусь, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин) связывали с проблемой развития и формированием самосознания, другие ученые (Л.С. Выготский, Л.И. Божович и другие), анализа функции самооценки в структуре личности. Л.К. Фортова и О.М. Овчинников пришли к выводу, что в связи с отсутствием внешнего контроля и принуждения силой, побуждающей личность к моральному поступку наперекор собственному интересу, возникает самооценка. Именно противоречия между положительным образом себя в целом и отрицательным – своего поведения, рассматривается авторами как психологический механизм формирования поведения, соответствующего моральным нормам. Личность оказывает морально, чтобы сохранить положительную самооценку [Фортова 2014].
Негативная самооценка (не по поводу уже совершенного, а только предполагаемого поступка) может породить не реальный, а потенциальный негативный образ, возможность возникновения такого образа себя. Это может регулировать поведение, сдерживать от нарушения норм, вызвано потребностью в положительном отношении к себе и нежеланием разрушить его.
Как центральная составляющая Я-нравственного личности, нравственная самооценка охватывает оценку человеком себя как субъекта нравственного поведения, своих нравственных качеств и моральных ценностей. Особенности нравственной самооценки в значительной степени зависят от того, насколько адекватно человек воспринимает себя и свои морально-социальные связи.
Она предполагает умение оценивать свои возможности как субъекта нравственности, качества морально-этических норм общества, определенного менталитета людей и осознание нравственных ценностей собственной идентичности независимо от меняющихся условий социума. Нравственная самооценка опосредует отношение к самому себе, интегрирует опыт его деятельности, общения с другими людьми. Это важная личностная инстанция, которая позволяет контролировать собственное поведение и деятельность с точки зрения нормативно-нравственных критериев, в соотношении с морально социальными нормами. Она влияет на чувства человека, является ее важным ориентиром в моральном поведении, деятельности и общения.
В психологическом плане нравственная самооценка — это интегральное личностное образование, имеет содержательно-структурные составляющие:
1) когнитивную;
2) эмоционально-мотивационную;
3) поведенчески-волевую;
4) морально-духовную.
Когнитивные процессы – приемы самосознания, познание других, осознание сущностных признаков предмета нравственной самооценки (определенное эмоциональное отношение влияет и на сам процесс, и на результаты моральной самооценки), элементы регулятивной поведения, которые, в частности, определяют глубину, адекватность, степень самооценки.
Самооценка характеризуется следующими параметрами:
1) предмет самооценки (поступки, отношение, позиции, ценности, выборы и т.д.);
2) реалистичность-нереалистичность, (адекватность – неадекватность) как мера критичности, соответствие поведения моральным идеалам и нормам;
3) устойчивость-неустойчивость нравственной самооценки;
4) автономность;
5) уровень самооценки;
6) функциональная действенность.
Предмет самооценки многоаспектный, что обусловлено сложностью и многогранностью жизни личности. Он охватывает мир ее морально-этических ценностей, отношений, возможностей. Предмет самооценки включает следующие элементы:
1) нравственные поступки и действия личности;
2) нравственный идеал;
3) качества личности;
4) отношения к другому;
5) оценка поведения другого;
6) позиция относительно другого;
7) податливость регуляционным воздействиям (послушание), ответственность.
Безусловно, главной составляющей предмета самооценки является поступок. Именно в поступке, в его внутренней структуре устанавливается единство субъективных и объективных элементов. Через поступок проявляется сущность нравственного сознания, уровень внутреннего стремления личности действовать согласно моральных требований.
Одной из важных составляющих самооценки является оценка своих личностных качеств, одним из важнейших является ответственность. По мнению С.Л. Рубинштейна, ответственность является воплощением истинного, глубокого и принципиального отношения к жизни. Это не только осознание всех последствий уже сделано, но и ответственность за все что потеряно [Рощина 2017; Харькова 2015].
Поэтому ответственность – это способность личности детерминировать события, поступки в момент их совершения, в ходе их выполнения, до радикального изменения всей жизни. По мнению ученого, ответственность — это способность в процессе жизни видеть, выделять, ставить проблемы, вовремя их осознавать и принимать соответствующие решения.
Важной составляющей предмета самооценки выступают отношения к людям и чувства, которые формируются в ходе совместной деятельности, общения. Реализация отношений опосредуется моральными чувствами. Переживания индивидом разных аспектов взаимодействия собственного Я с другими людьми является условием возникновения нравственных отношений.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы