Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Психологические особенности развития художественной деятельности в младшем школьном возрасте.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Возрастные психо-физиологические особенности младших школьников 6
1.2. Психологические особенности развития художественной деятельности младших школьников 18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 22
2.1. Диагностические исследования уровня развития художественной деятельности детей младшего школьного возраста 22
2.2. Формирующий этап исследования 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 49

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. На современном этапе развития образования важной задачей является формирование личности ребенка, развитие его творческих способностей. Без воспитания эстетически образованных людей, умение понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческого начала невозможно становление целостной, гармонично развитой и творчески активной личности.
Наша страна нуждается в образованных гражданах, креативных личностях, способных творчески подходить к решению любых проблем. Перед учебными заведениями всех уровней стоит очень важная задача: способствовать тому, чтобы каждый ребенок в будущем стал не просто пассивным членом общества, но и интеллектуальной, инициативной, творческой, общественно полезной личностью.
Соответственно во ФГОС большое значение придается развитию творческих способностей и художественной деятельности младших школьников. Важным результатом овладения ребенком художественной деятельностью является осознание себя активным субъектом творчества, сформированное эмоционально-ценностное отношение к рукотворному миру. Показатель творческих способностей детей младшего школьного возраста определяется уровнем развития эстетического восприятия объектов и явлений, умением работать с различными материалами, использовать различные техники, подбирать соответствующие средства реализации замысла, проявлять творческое воображение, эстетическую чувствительность, эмоционально-ценностное отношение к окружающему.
Ведущим видом деятельности для младших школьников наряду с ученой является игра (Л.С. Выготский, Г.И. Григоренко, Р.И. Жуковская, А.Н. Леонтьев, Т.А. Маркова, Н.Я. Михайленко, Д.В. Менджирицкая, С.Л. Рубинштейн, А.П. Усова). К сожалению, влияние игры на развитие художественной деятельности рассматривается недостаточно. Так, анализ психологой литературы по данной проблеме показал наличие различных исследовательских подходов по развитию детей при использовании специальных рисовальных упражнений (Е.А. Флерина), последовательного ознакомления с различными формами предметов (Т.С. Комарова), развития двигательных навыков (Т.Н. Доронова, В.П. Котляр) и представлений детей о мире (Е.А. Флерина).
Интересен подход Л.А. Пшеничных. Ученая рассматривает интеграцию игровой и изобразительной деятельности в виде изобразительной игры и игровых изображений как целостный процесс взаимодействия, где проявляется общий результат творческого развития. Последствия проведенного ею исследования показывают, что взаимосвязь художественной деятельности с играми создает личностно значимый мотив деятельности для развития детей и обеспечивает более высокую ее производительность. Механизмом, запускающим творческое развитие личности в этой интеграционной модели, является многовариантность игр и изображений [14].
На наш взгляд, недостаточно исследована проблема психологических особенностей развития художественной деятельности с помощью игровых технологий, побуждающих эмоционально-чувственное восприятие младших школьников. Мы считаем выбранную тему актуальной, поскольку рассматриваем игровую технологию как средство развития художественной деятельности детей младшего школьного возраста.
Объектом исследования является художественная деятельность детей младшего школьного возраста.
Предметом исследования являются психологические особенности развития художественной деятельности в младшем школьном возрасте.
Целью исследования является разработка системы игровых приемов для развития художественной деятельности детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: развитие художественной деятельности у младших школьников посредством игровых приемов будет эффективным при следующих условиях:
– учет психологических возрастных и индивидуальных особенностей детей;
– создание надлежащей среды и наличия целенаправленного психолого-педагогического воздействия со стороны педагога;
– стимулирования эмоционально-чувственной сферы;
– способствования действенности воображения и фантазии.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику возрастным особенностям детей младшего школьного возраста.
2. Описать психологические особенности развития художественной деятельности младших школьников.
3. Провести экспериментальное исследование психологических особенностей развития художественной деятельности детей младшего школьного возраста.
Методы исследования:
‒ анализ литературы по теме исследования;
‒ синтез и обобщение;
‒ эксперимент.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и двух приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Художественная деятельность наибольшее внимание привлекает у художников, психологов, педагогов и имеет различные аспекты изучения. Психологи рассматривают рисование с точки зрения развития у ребенка логического мышления, сенсорных способностей, усвоения социального опыта.
Младший школьный возраст является самым подходящим периодом для развития изобразительной деятельности. Общеизвестно, что педагог должен обладать кроме устоявшимися, также и нестандартным, новейшим подходом к организации игровой деятельности во время художественной деятельности младших школьников. При использовании представленных в работе игровых приемов, учитель может варьировать как подбор атрибутов, так и правила игры, но при этом образовательно-воспитательные задачи должны сохраниться для большей эффективности предлагаемых игр.
Проведенное исследование показывает, что игровые приемы способствуют развитию художественной деятельности у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования доказана: развитие художественной деятельности у младших школьников посредством игровых приемов будет эффективным при следующих психологических условиях:
– учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
– создание надлежащей среды и наличия целенаправленного психолого-педагогического воздействия со стороны учителя;
– стимулирования эмоционально-чувственной сферы;
– способствования действенности воображения и фантазии.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Возрастные психо-физиологические особенности младших школьников

Младший школьный возраст является новым этапом развития ребенка, охватывающей период с 6-7 лет до 10-11 лет. Это время испытания ребенком своих сил, решения сложных задач, стоящих в результате взаимодействия с внешней средой. Обычно, с ростом детского организма происходят качественные изменения и в психике ребенка, усложняется система ее социальных связей, мотивов. Но главным событием этого возрастного периода является бесспорно изменение социального статуса — поступление ребенка в школу.
Рассмотрение исследователями различных отраслей науки проблемы формирования ценностей дает нам возможность подчеркнуть, что младший школьный возраст современные отечественные педагоги, психологи (И. Бех, Т. Буняк, К. Гуревич, В. Крутецкий, А. Никоненко, Ж. Петрочко, В. Полищук и др.) считают этапом важных социальных изменений в жизни человека, а также, наиболее благоприятным для развития личностных качеств ребенка, благоприятным для начала формирования гуманистических ценностей и потребностей учащихся в процессе обучения и воспитания.
В.А. Сухомлинский говорил о том, что существуют разные типы детей, для которых учитель должен найти соответствующую нагрузку, чтобы умственная работа была им посильной и приносила удовольствие. В этом сложном деле В. Сухомлинский решительно отрицал методы авторитарной педагогики. Он направлен на основное: «Для того, чтобы ученик захотел учиться, он должен уметь учиться» [17].
Наблюдается дисгармония в нервно-психическом и физическом развитии детей, в результате чего временно ослабляется нервная система. Возникает беспокойство, повышенная потребность в движении и утомляемость. Также у детей данной возрастной категории интенсивно развиваются двигательные функции. Именно в возрасте 7-11 лет отмечен самый важный прирост по таким показателям моторного развития, как пространственная ориентация движений, мышечная выносливость, зрительно-двигательная координация [5, с. 99].
Самым главным событием этого возрастного периода является, бесспорно, изменение социального статуса, социальной роли – поступление ребенка в школу, когда происходят качественные изменения в психике школьника, усложняется система его социальных связей, мотивационной деятельности.
Однако по мнению известного психолога советского периода С.Л. Рубинштейна [15, с. 286], меняется не только социальная роль, но и восприятия собственного статуса, поскольку ребенок выступает в новой роли – роли ученика. Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, которые приходят в первый класс. В этой ситуации, учебная деятельность становится ведущей по отношению к дошкольному возрасту, когда ведущей была игровая. Они должны привыкать к новому коллективу, новым требованиям, к повседневным обязанностям, режима. Обучение становится важной общественно-оценочной деятельностью.
Исследователи проблем детей младшего школьного возраста И. Агафонова, А. Никоненко [12] утверждают, что изменение социальной роли ребенка, появление новых обязанностей сказывается на его отношениях со сверстниками, учителями, родителями, так как ученики по-разному реагируют на начало школьного обучение, поэтому успешность их приспособления к новому социальному статусу существенно зависит от деятельности учителя начальных классов и поддерживающего отношения родителей. При благоприятных условиях начала обучения ребенка в школе в ее психике формируется первое психическое новообразование возраста – внутренняя позиция школьника, является показателем успешной адаптации к условиям школьного обучения.
Внутренняя позиция школьника – сформировано общее положительное отношение ребенка к школьному обучению, ее готовность к выполнению требований педагога, признание его авторитета. Это значит, что ребенок психологически перешел в новый возрастной период своего развития – младший школьный возраст.
Переход ребенка от дошкольного детства к школьному обучению, от семейной системы к школьному воспитанию является важным и сложным процессом, и сопровождается значительными анатомо-физиологическими, психологическими изменениями, новообразованиями в его личном развитии, которых не было в дошкольном возрасте.
В процессе обучения в начальных классах у младших школьников происходит интенсивное развитие и качественные преобразования всех процессов познавательной сферы: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, обогащается эмоционально-волевая сфера. Ребенок учится с помощью взрослых управлять своими эмоциональными состояниями, преодолевать импульсивные желания. У него развиваются настойчивость, выдержка, самообладание. В конце этого периода познавательные процессы превращаются в высшие психические функции, обладающих произвольность и опосредованность.
У младших школьников в результате усвоения ими социального опыта возникают специфические новообразования, которые становятся основой дальнейшего нравственного развития ребенка [8]. Базой такого социального опыта является гуманистические нормы и принципы, которые являются общепринятыми в обществе и положены в его существование.
Рассмотрим несколько подробнее психическое развитие ребенка на этапе начальной школы.
Язык: увеличивается словарный запас до 7 тыс. слов. Ребенок проявляет собственную активную позицию относительно языка. Во время обучения ребенок легко осваивает звуковой анализ слов, прислушивается к звучанию слова. Потребность в общении младших школьников определяет развитие речи.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы