Курсовая с практикой на тему Психологические особенности работы музыканта-исполнителя
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование психологических особенностей работы музыканта-исполнителя 5
Глава 2. Методики исследования психологических особенностей работы музыканта-исполнителя 9
2.1 Организация эмпирического исследования 9
2.2 Описание методик исследования 10
Глава 3. Эмпирическое исследование психологических особенностей работы музыканта-исполнителя 16
3.1 Диагностика психологических особенностей работы музыканта-исполнителя 16
3.2 Анализ результатов исследования 24
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Приложения……………………………………………………………….30
Введение:
Актуальность исследования. Работа музыканта-исполнителя – творческая. В ней не все может проходить по строгому плану, часто встречаются форс-мажоры. Кроме этого, нельзя не учитывать человеческий фактор. Музыкант-исполнитель может приболеть, устать, плохо себя чувствовать. Однако на концерте он должен выложиться по полной, «войти в образ», который может кардинально несколько раз меняться за весь период одного выступления. Эта накладывает определенные требования к музыканту-исполнителю.
Психологические особенности работы музыканта-исполнителя важно исследовать для того, чтобы вовремя оказать помощь самому музыканту в случае непредвиденных ситуаций. Кроме того, знание и понимание их помогает избежать стресса или уменьшить его негативное влияние на организм, лучше понять переживания музыканта-исполнителя, направить его. Этим обусловлена актуальность выбранного исследования.
Объект исследования – психологические особенности трудовой деятельности.
Предмет – психологические особенности работы музыканта-исполнителя.
Цель исследования – изучить и проанализировать психологические особенности работы музыканта-исполнителя.
Для достижения поставленной цели нами был сформулирован ряд задач:
1) изучить психологическую характеристику музыканта-исполнителя;
2) исследовать специфику работы музыканта-исполнителя;
3) организовать эмпирическое исследование;
4) подобрать методики исследования;
5) провести диагностику психологических особенностей работы музыканта-исполнителя;
6) проанализировать результаты исследования;
7) сделать выводы.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, эмпирические (анкетирование, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент), методы статистической обработки данных исследования.
Практическая значимость исследования. Результаты данного исследования можно использовать в практической деятельности психологам, которые работают с музыкантами-исполнителями, а также для обучения студентов, изучающих психологию.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Первая глава посвящена теоретическому исследованию психологических особенностей работы музыканта-исполнителя. Во второй главе представлен обзор метод исследования психологических особенностей работы музыканта-исполнителя. В третьей главе содержится эмпирическое исследование психологических особенностей работы музыканта-исполнителя.
Заключение:
В ходе теоретического исследования мы выяснили, что психологическими особенностями работы музыканта-исполнителя являются хорошая память, развитые творческие способности. Кроме того, на успех музыканта влияет его темперамент, который позволяет острее воспринимать и передавать эмоциональные состояния.
Исследование проводилось на базе Московской государственной академической филармонии. В нем приняли участие 20 музыкантов-исполнителей возрастом от 25 до 32 лет. Опыт работы составляет от 3 до 10 лет. В качестве методик анализа были выбраны: методика по определению уровня развития творческих способностей Торренса, методика на определение уровня развития зрительной памяти (В. Векслер), методика для определения уровня развития механического и осмысленного запоминания «Запомни пару», тесты Г. Айзенка.
Результаты исследования показали, что психологической особенностью работы музыканта-исполнителя является нормальный и высокий уровень развития творческих способностей. Данная особенность позволяет музыканту-исполнителю лучше входить в образ, передавать чувства и эмоции репертуара, доносить их до зрителя.
Кроме этого, среди музыкантов-исполнителей преобладают личности с высоким и средним уровнем зрительной памяти.
Также исследование показало, что уровень механического запоминания у музыкантов-исполнителей выше, чем уровень произвольного запоминания. Такое положение объясняется высоким развитием творческих способностей, в том числе воображения музыкантов-исполнителей. Им сложно учить что-то целенаправленно и осознанно. Для этой цели они используют образы.
Далее мы в рамках данного исследования мы проанализировали типы темперамента музыкантов-исполнителей. Как оказалось, большинство испытуемых являются холериками. То есть эти люди довольно-таки энергичны, импульсивны. Очень остро реагируют на различные события, происходящие в их жизни. Увлекшись каким-либо одним делом, они отдаются ему до конца, выкладываясь по полной. Видимо именно эта черта помогает им добиться высоких результатов в профессиональной деятельности. Такие люди лучше чувствуют эмоции и передают их. Тоже самое можно отнести и к сангвиникам. Люди таких типов непоседливы, но при этом очень энергичны. При наличии конкретной цели они способны достичь высоких результатов.
Меньшая часть музыкантов исполнителей являются интровертами (флегматики и меланхолики). Они способны долго и циклично репетировать, могут полностью посвятить себя искусству, не отвлекаясь на внешние раздражители.
Таким образом, результаты эмпирического исследования показали, что у музыкантов-исполнителей на высоком и среднем уровнях развиты творческие способности. Зрительная память преобладает высокой. Но при этом уровень сформированности механической памяти выше уровня осмысленной. Большая часть испытуемых является экстравертами, в частности, холериками.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретическое исследование психологических особенностей работы музыканта-исполнителя
В профессии музыканта-исполнителя способность к запоминанию играет особенно важную роль, так как воспроизведение происходит по памяти, а отсутствие способности к длительному запоминанию и устойчивости к стрессовым ситуациям делают эту деятельность невозможной.
В музыкальной деятельности выделяют специфический комплекс ее разновидностей: слуховую, двигательную, зрительную и интеллектуальную (психологи этот вид памяти, как правило, называют логической). При нормальной полной структуре музыкальных способностей личности все виды памяти гармонично взаимосвязаны между собой, дополняют и укрепляют друг друга. Общеизвестно, что перед концертом каждый музыкант-исполнитель проигрывает отдельные фрагменты из разных произведений. Однако только некоторые из музыкантов осознают, почему и что именно проигрывается перед самым концертом. В действительности такое проигрывания определенных фрагментов или фраз нужно музыканту для того, чтобы активизировать хотя бы часть динамического стереотипа музыкально-игровых движений рук, пальцев, который сформировался при изучении произведения [2, 48].
Слуховая и двигательная виды памяти для исполнителя являются важнейшими и с ними он встречается чаще всего. Два других вида памяти (зрительная и логическая) – вспомогательные виды, но чрезвычайно ценны.
В практике подготовки музыканта-исполнителя особое значение придается музыкальной памяти. Как утверждает В.П. Белоус, нельзя считать музыкальную память за один из главных элементов музыкальных способностей, потому что непосредственное запоминание, распознавания и воспроизведения движений, участвующих в выработке звуков и ритма являются простыми проявлениями музыкального слуха и чувства ритма [1, 34].
Музыкальная память музыканта-исполнителя является фундаментом его артистической деятельности. Театральный актер, хотя и опирается на память, однако в критический момент может воспользоваться услугами суфлера. Музыкант-исполнитель такой возможности на эстраде не имеет. Кроме того, профессиональный исполнитель, который стремится достичь успеха в своей профессии, должен овладеть музыкальным произведением так, чтобы мог выполнить его безупречно. Это задача чрезвычайно сложная, особенно, когда выполнение происходит в сопровождении оркестра, где малейшая ошибка солиста может вывести из нормального ритма весь оркестр. Солист, концертирующий с оркестром или с концертмейстером, должен точно и уверенно запомнить всю сложную структуру музыкального произведения.
Анализируя влияние мышления и воображения на уровень художественной и творческого мастерства исполнителя, стоит обратить внимание на то, что в процессе игры музыкант должен выполнить все действия, чтобы звучание произведения было таким, которое было предусмотрено композитором. С одной стороны, от исполнителя требуется подробное воспроизведение того, что написано в нотах. Однако, с другой стороны – каждый музыкант повторно выполняет то же произведение по-разному. Объяснить это можно тем, что каждый музыкант имеет свой уровень подготовки, свое видение и понимание произведения, замыслов композитора, а также влиянием на игру уровня развития мышления и воображения, своих личностных черт. Подытоживая сказанное, можно сказать: хотя нотная запись произведения та же, но исполнение различными артистами всегда будет разным (слушатель может этого и не заметит, но специалист – всегда четко заметит) [6, 211].