Курсовая с практикой Педагогика/Психология Педагогика и психология

Курсовая с практикой на тему Психологические особенности подростков, обучающихся в условиях школы-интерната.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретический анализ психологических особенностей подростков, воспитывающихся в школах-интернатах 6

1.1 Психологическая характеристика подросткового возраста 6

1.2 Психологические особенности подростков, воспитывающихся в детских домах 14

1.3 Тревожность подростков, воспитывающихся в школе-интернате 17

Глава 2. Эмпирическое исследование тревожности подростков, воспитывающихся в учреждениях закрытого типа 23

2.1 Характеристика процедуры, выборки и методов исследования 23

2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 23

2.3 Программа психокоррекции тревожного поведения 37

Заключение 39

Список литературы 42

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Подростковый возраст — это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически. Появление этого возраста связано с введением системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования. Характеристика этого возраста наиболее глубоко представлена в работах (Л.И. Айдарова, Ф.Е.Василюк, В.В. Давыдов, А.К. Дусавицкий, А.Н.Леонтьев, Маркова, Ю.А. Полуянов, В.В. Репкин, В.В. Рубцов, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин и др.).

В современном мире наблюдается рост количества тревожных людей вне зависимости от каких-либо характеристик (пол, возраст и т.д.). Тревожность принимает форму глубинной тревоги, т.е. может проявляться в психической неустойчивости, невротических реакциях, и в меньшей степени поддается коррекции.

Одной из наиболее важных проблем считается проблема школьной тревожности. Что же это такое? Школьная тревожность – тревожность, которая включает в себя различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, в повышенном беспокойстве в учебных ситуациях и жизни школы, в ожидании плохого отношения к себе как от сверстников, так и от педагогов. У ребенка постоянно возникает чувство неполноценности, появляются комплексы, он становится не уверен в правильности своего поведения.

Цель исследования: изучение тревожности детей подросткового возраста, воспитывающихся в учреждениях закрытого типа

Объект исследования: подростки.

Предмет исследования: тревожность в поведении детей.

Гипотеза исследования:

Существуют различия в тревожности детей подросткового возраста, воспитывающихся в учреждениях закрытого типа и в полных семьях.

Задачи исследования:

1. осуществить анализ зарубежной и отечественной психологической литературы по проблеме тревожности индивида;

2. выявить особенности тревожного поведения в подростковом возрасте;

3. дать характеристику методов и способов коррекции тревожности подростков;

4. осуществить диагностику тревожности подростков;

5. Провести сравнительный анализ детей, воспитывающихся в семьях и в учреждениях закрытого типа;

6. На основе полученных эмпирических результатов спроектировать программу коррекции и профилактики тревожного поведения подростков.

Методологическую основу исследования составляют базовые представления о развитии эмоциональной сферы ребенка, сформулированные в отечественной и зарубежной возрастной психологии, педагогике, в частности в рамках культурно-исторического подхода и психоанализа. Указанные базовые представления и принципиальные подходы к анализу эмоциональной сферы ребенка раскрыты, в частности в трудах А. Адлера, А. Айхорна, А.И. Антонова, Л.С.Выготского, А.Ю. Дроздова, Ю.В. Егошкина, Е.А. Ивановой, С.Л. Колосовой, Ю.Г. Круглова, А.Ф. Никитина, О.С. Осиповой, Н.Г. Осуховой, Г. Паренса, A.M. Прихожан, Л.М. Семенюк, H.H. Толстых, З. Фрейда, К.Г. Юнга и др.

Теоретической основой работы выступают исследования агрессивного поведения подростков, представленные в работах И.В. Вачкова, Е.В. Гребенкина, С.Н. Еникопонова, Т.Б. Миловидовой, А.А. Peaна, Л.С. Славиной, И.А. Фурманова, С.Ю. Чижовой и др.

В ходе исследования применялись следующие методы: теоретический анализ исследований по проблеме, наблюдение, интервью, проективный рисуночный тест, тестирование.

Результаты исследования были получены с помощью следующих методик:

1. Тест школьной тревожности Филипса.

2. Шкала ситуативной (реактивной) и личностной тревожности Спилбергера и Ханина.

3. Тест ситуативной тревожности (Р.Теммл, М.Дорки, В.Амен);

Экспериментальная база исследования: ГБОУ школа-интернат № 17 г. Москвы.

Теоретическое значение работы состоит в выделении основных подходов к пониманию тревожного поведения в психологии, определении видов и причин возникновения тревожности в подростковом возрасте.

Практическая значимость работы заключается в разработке на основе эмпирических данных программы психокоррекции тревожности детей подросткового возраста, воспитывающихся в учреждениях закрытого типа е, которая может быть использована в профессиональной деятельности педагогов, школьных психологов, социальных работников и других специалистов системы образования.

Структура курсовой работы состоит из введения; двух глав; заключения; списка литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Теоретический анализ проблемы исследования позволил сделать следующие выводы:

Подросток характеризуется включением в плане общения и его внутренней позиции в промежуточное положение между миром детства и миром взрослости, что определяет своеобразие когнитивных, эмоциональных, мотивационных, аффективных и поведенческих черт. Главная его возрастная задача – не только когнитивно, но и психоэмоционально суметь открыть позицию взрослого человека, выстроить взаимоотношения со сверстниками в форме сотрудничества и взаимопомощи, отстоять большую самостоятельность и ответственность в сфере детско-родительских отношений. Все это обеспечивает более развитое самосознание подростка, обеспечивающее рефлексирование и критическую оценку, возможность самоутверждения и самоопределения, в том числе в предварительном выборе профессии.

Тревожность является размытым, очень неприятным, смутным ощущением опасения чего-то. Это реакция на опасность неизвестную, смутную и одновременно противоречивую. Одновременно состояние тревожности может сопровождаться различными телесными симптомами: например, ощущение пустоты в подложечной области, чувство стеснения в груди, потливость, сердцебиение, тошнота, поверхностное дыхание, головная боль или внезапное желание опорожнить кишечник или мочевой пузырь. Регулярно присутствует также беспокойство и невозможность оставаться на одном месте.

Вторая глава представляет собой содержание эмпирического исследования. В нашем эмпирическом исследовании использовались: 1. Тест тревожности Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки; 2. тест школьной тревожности Филипса и 3. шкала ситуативной (реактивной) тревожности Спилбергера и Ханина.

Экспериментальную базу исследования представляла ГБОУ школа-интернат № 17 г. Москвы. Всего в исследовании приняли участие 42 учащийся подросткового возраста – воспитанники учреждений закрытого типа и подростки, воспитывающиеся в обычных семьях.

По результатам проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.

Некоторые подростки имеют более высокий уровень ситуативной и личностной тревожности, что свидетельствует о том, что их состояние характеризуется наличием в процессе обучения субъективного дискомфорта, напряженности и беспокойств. При негативных условиях у этой группы школьников постепенно может сформироваться девиантное поведение, которое может проявляться в асоциальных действиях (наркомания, алкоголизм, хулиганство, нарушение общественного порядка, вандализм и др.). Возможно и проявление демонстративного и вызывающего поведения по отношению к взрослым.

Результаты эксперимента показали, что эмоционально — волевая сфера подростка в период адаптации характеризуется излишней тревожностью, преобладанием страхов перед проверкой домашнего задания, выражением своего мнения. Наблюдения за деятельностью детей на уроках и во внеурочное время показали, что большинство учащихся скованны, на их лице тревога и печаль, многие трудно переключаются с жизни в садике на жизнь в школе. Степень волевого развития у большинства участников исследования находится на низком уровне, дети не могут справиться с повышенной раздражительностью, стрессом, тревожностью.

С целью коррекции тревожности у подростков, нами предлагается применять программу коррекции тревожности у детей подросткового возраста.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретический анализ психологических особенностей подростков, воспитывающихся в школах-интернатах

1.1 Психологическая характеристика подросткового возраста

Внимание педагогов, социологов и психологов всегда привлекает к себе развитие человека в подростковом возрасте. Одним из самых сложных периодов в онтогенезе личности является подростковый возраст. В этом периоде не только меняется коренная установка чуть ранее сложившихся психологических структур, сколько возникают новые образования, а также закладываются основы сознательного поведения и вырисовывается общая сформированность и направленность в формировании нравственных представлений, ценностных ориентаций и социальных установок.

Подростковый возраст – это наиболее трудный и сложный из всех детских возрастных этапов, который представляет собой период становления личности, характеризуясь интенсивным процессов личностного и психического развития, физического созревания организма подростка. Все, что происходит с подростком переживается и осознается на уровне перемен, с формированием нового представления о себе и укреплением самооценки. Существенное влияние в данный период развития оказывает полноценное общение подростка со сверстниками, а также отношения со взрослыми в семье и школе[10, 45c.].

Прежде всего, определим возрастные рамки подросткового периода в рамках нашего исследования и, соответственно, особенности данного периода.

В толковом словаре Даля, подросток определяется как «дитя на подросте», около 13-15 лет, а юноша – как «малый», «молодой», «парень от 15 до 20 лет». Однако это деление крайне условно, так как возрастные категории обозначают не только возраст, но и уровень биологического развития, общественное положение и социальный статус. Сегодня, чаще

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы