Курсовая с практикой на тему Психологические особенности памяти младшего школьника
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТИ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.. 7
1.1. Анализ сущности понятия «память» и её роли в
жизнедеятельности человека 7
1.2. Классификация видов памяти. 10
1.3 Особенности памяти и мышления у
младших школьников. 13
РАЗДЕЛ II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПАМЯТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.. 21
2.1. Организация и методы исследования. 21
2.2. Результаты диагностики памяти младших школьников. 27
2.3. Рекомендации по развитию памяти
младших школьников. 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 39
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 42
Введение:
Актуальность и постановка проблемы исследования. Проблема, касающаяся формирования и
развития продуктивных способов запоминания информации является одной из актуальных
проблем 21 века. Память имеет очень большое значение в жизни и деятельности человека.
Благодаря памяти человек имеет представления о воспринятых ранее вещах или явлениях,
в результате чего содержание его сознания не ограничивается наличными ощущениями
и восприятиями, но включает в себя и приобретенные в прошлом опыт и знания. Память
лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний,
формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование
ни личности, ни общества. И.М. Сеченов считал память «основным условием психической
жизни», «краеугольным камнем психического развития».
Память – это сила, «которая лежит в основе
всего психического развития. Не будь в самом деле этой силы, каждое действительное
ощущение, не оставляя по себе следа, должно было бы ощущаться и в миллионный раз
своего повторения точно так же, как и первый, — уяснение конкретных ощущений с его
последствиями и вообще психическое развитие было бы невозможностью».
Особо важную роль память играет в учебной
работе. В связи с увеличением нагрузки на процессы запоминания, сохранения и воспроизведения
той или иной информации в школе, необходимо контролировать такой психический процесс
как память начиная с младшего школьного возраста. Согласно ФГОС НОО обучающиеся
должны уметь запоминать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, овладевать
определениями понятий и впоследствии использовать их, уметь применять на практике
изученные правила и т.д. Поэтому педагогически важно развивать у обучающихся хорошую
память.
Проблемой развития
памяти занимались многие отечественные и зарубежные психологи. Механизмы памяти
и различные виды памяти — моторную, эмоциональную, образную, словесно — логическую,
подробно изучили П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Дж. Брунер, Ж. Пиаже. Большой вклад
в развитие процессов произвольного и непроизвольного запоминания внесли П.И. Зинченко,
А.А. Смирнов и др. Значение социокультурных факторов в формировании высших форм памяти исследовали П. Жане. Г.
Эббингауз, Г. Мюллер, А. Пильцекер — основатели одной из первых психологических
теорий памяти — ассоциативной теории. Автором монографии «Развитие памяти» является
А.Н. Леонтьев. Особенности запоминания в младшем школьном возрасте изучались А.А.
Смирновым, П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьевым и другими выдающимися отечественными психологами.
Также в работе используется определение «памяти», сформулированное Е.И. Роговой,
анализируется труд Р.С. Немова «Теории и законы памяти».
Таким образом, анализ проблемы
особенностей памяти младших школьников позволяет выявить противоречие
между необходимостью исследования психологических особенностей памяти младших
школьников и недостаточно практической разработанностью данного вопроса.
Выявленное противоречие позволило
сформировать проблему исследования: каковы психологические особенности
памяти младших школьников?
Цель
исследования:
выявить особенности и специфику памяти младших школьников, а также создать методические
рекомендации для педагогов как средство формирования различных видов памяти обучающихся.
Гипотеза
исследования:
существует специфика памяти у младших школьников, обучающихся в разных классах одной
параллели.
Объект
исследования:
особенности памяти младших школьников.
Предмет
исследования:
психологические особенности памяти младших школьников в возрасте 8-9 лет.
Задачи
работы:
1. Осуществить
теоретический анализ современных представлений отечественных и зарубежных авторов
о памяти, её специфике у младших школьников.
2. Определить
преобладающий тип памяти и уровень сформированности смысловой памяти обучающихся
младшего школьного возраста.
3.
Разработать
рекомендации по развитию памяти младших школьников.
Теоретической
основой работы
явились монографии «Развитие памяти» (А.Н. Леонтьев), «Теории и законы памяти» (Р.С.
Немов) и «Общая психология» (А.Г. Маклаков), культурно-историческая теория памяти
(Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев).
Методологической основой
исследования
являются: положения личностно-деятельностного и личностно-ориентированного
подходов к описанию и изучению особенностей памяти у младших школьников.
В процессе исследования были использованы
следующие методы: методика «Изучение типа памяти» (О.Н. Истратова) для определения
преобладающего типа памяти и «10 пар слов» (Л.Ф. Тихомирова) для исследования смысловой
памяти.
Практическая база исследования: МБОУ «Троицкая» СОШ Губкинского
района. В исследовании принимали участие обучающиеся 2-х классов (2 «А» и 2 «Б»
классы), в количестве 30 человек.
Теоретическая
значимость работы состоит в расширении представления
современной педагогической психологии об особенностях и специфике памяти младших
школьников.
Практическая
значимость состоит в разработке рекомендаций для
организации процесса развития памяти младших школьников.
Структура курсовой работы Она включает в себя введение, два раздела, заключение,
список литературных источников, которые состоят из 31 источников, приложения. Во введении обоснована актуальность темы исследования,
определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методология и методы исследования. В первом разделе рассмотрены,
общее
понятие физиологическая основа и виды, возрастные
особенности памяти младших школьников, развитие памяти младших школьников
Во втором разделе рассмотрены,
диагностика памяти детей младшего школьного возраста, содержание опытно-экспериментальной работы, контрольный этап. Результаты исследования
Диагностика
памяти детей младшего школьного возраста
В заключении обобщены
результаты исследования, изложены его основные выводы
Заключение:
В ходе исследования был проведён анализ
представлений отечественных и зарубежных авторов о проблеме памяти. В ходе исследования
мы придерживались подхода к определению «память» Е.И. Роговой, в котором заключена
вся основная суть этого психического процесса.
В ходе исследования были описаны основные
подходы в классификации памяти, обобщённые А.Г. Малковым. В числе основных характеристик
памяти большинство авторов выделяют следующие: объем, быстрота запечатления, точность
воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохраненной
информации. К основным механизмам и процессам памяти относят: запоминание, сохранение,
воспроизведение и забывание.
По результатам исследования можно сделать
вывод о том, что у обучающихся 2-х классов преобладает зрительно-слухо-моторное
запоминание. На низком уровне развита слуховая память. Уровень смысловой памяти
младших школьников: у 2 «А» класса – средний, у 2 «Б» — низкий.
Определена специфика памяти у обучающихся
2 «А» и 2 «Б» классов. Обучающиеся двух групп имеют различия по всем шкалам. Слуховое
запоминания лучше сформированы у обучающихся 2 «А» класса (1 группа), чем у обучающихся
2 «Б» класса (2 группа). А также у обучающихся 1 группы лучше развита словесная
память.
Таким образом, выдвинутая гипотеза подтверждена.
Проделанная работа была интересна полученными
результатами. В будущем возможно дальнейшее развитие данной проблематики. Разработанные
рекомендации могут быть использованы учителями, обучающими младших школьников, а
также классными руководителями начальных классов.
Фрагмент текста работы:
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 1.1. Анализ сущности понятия
«память» и её роли в жизнедеятельности человека
Р.С. Немов отмечает: «Впечатления, которые человек получает об
окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости
и возможности — воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, —
писал С.Л. Рубинштейн, — мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво
для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».
Без памяти, говорил И. М. Сеченов, наши ощущения и восприятия, «исчезая бесследно
по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного».
Память лежит в основе способностей человека, является условием
научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно
нормальное функционирование ни личности, ни общества [23, с. 98].
Память человека можно определить как психофизиологический и культурный
процесс, выполняющий в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по своей структуре,
исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково
[23, с. 106].
В научной литературе существуют различные определения понятия
«память». По мнению Р.С. Немова, память – это процессы запоминания, сохранения,
воспроизводства и переработки человеком разнообразной информации [11, с. 224]. С.К. Нартова-Бочавер
считает, что память – это свойство психики воспринимать, сохранять и
воспроизводить некоторую информацию, которая может иметь самую различную форму
и содержание [10, с. 89].