Курсовая с практикой Педагогика/Психология Дошкольное образование

Курсовая с практикой на тему Психологические особенности одарённости в дошкольном возрасте

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ В СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6
1.1 Сущность понятия «одаренность», психолого-педагогические особенности и проблемы развития одаренных детей 6
1.2. Особенности развития творческих способностей у одаренных детей 10
1.3 Методы, средства и приемы развития творческих способностей дошкольников 18
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ТВОРЧЕСКИ ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 22
2.1. Диагностика сформированности творческих способностей дошкольников 22
2.2 Методические рекомендации воспитателям и родителям по воспитанию и обучению одаренных детей 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования: анализ научных исследований как отечественных, так и зарубежных ученых по выявлению, развитию и поддержке одаренности А. Антоновой, В. Алфимова, Т. Гизы, Н. Лейтеса, В. Матюшкина, В.Моляко, А. Щелбановой свидетельствует, что это направление приобретает в педагогике, социальной педагогике и психологии все большее значение, поскольку залогом развития страны является сохранение и приумножение ее интеллектуального потенциала.
Проблема развития творческой одаренности детей чрезвычайно актуальна сегодня, так как в конце XX начале XXI века жизнь выдвинула общественный запрос на воспитание социально активной, компетентной личности, способной выстоять в разнообразии жизненных ситуаций, не потерять гуманистических ориентиров, не лишиться приобретенных десятилетиями нравственных ценностей; личности, внутренне принимает, основательно понимает и духовно творит личное «Я» и пытается существенно влиять на окружающий мир, то есть максимально использовать свой природный потенциал.
По данным М. Карне, в школьном возрасте проявляется 3 — 5% творчески одаренных детей, хотя, разумеется, их от природы больше, но их способности угасают от неправильного обучения и воспитания. Начиная с дошкольного звена образования, как правило, их пытаются сравнить с другими, подогнать под удобный стандарт послушного ребенка. Вот почему так часто те, кого в раннем возрасте считали «вундеркиндами», с возрастом становятся обычными прагматичными людьми, которые ничего оригинального, нового не создают.
Такой взгляд на воспитание и образование творчески одаренных детей свидетельствует о наличии как объективных, так и субъективных противоречий, требующих неотложного решения. Так, с одной стороны, государство и школа подчеркивают, что проблема выявления и развития творчески одаренных детей существует и ее крайне необходимо преодолевать, указывая на ведущую роль социальных педагогов, практических психологов в учебно-воспитательном процессе, а с другой — большая наполняемость классов и значительный объем работы психологической службы, не в состоянии охватить и уделить профессиональное внимание всем детям. Появляется необходимость исследования, разработки и создания качественно новых методов, приемов и технологий в педагогической и социально-педагогической сфере, которые бы способствовали улучшению ситуации процесса социально-педагогического и психолого-педагогического сопровождения творчески одаренных детей, особенно в дошкольных учреждениях.
Важнейшим звеном в решении этой проблемы является создание специальных программ обучения, которые отвечали бы потребностям и возможностям такой категории детей, могли бы обеспечить дальнейшее развитие их одаренности с успешным использованием специально разработанных технологий работы. В то время как зарубежная практика обучения и воспитания отличается большим количеством таких программ и технологий, в нашей стране делаются лишь первые шаги в этом направлении.
Проблема раннего выявления, диагностики, обучения, воспитания и развития творчески одаренных детей — одно из приоритетных направлений современного образования. Среди наиболее значимых исследований в этом направлении, на наш взгляд, следует отметить труды Д. Богоявленской, Ю. Бабанского, М. Мурачковского, В. Цетлин, К. Текекса, Л. Холлингуорта и др.
Таким образом, вышеуказанное обусловило выбор темы нашей работы — «Психологические особенности одарённости в дошкольном возрасте».
Объект исследования: психолого-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста.
Предмет исследования: психологические особенности одарённости в дошкольном возрасте.
Цель исследования: определить психологические особенности одарённости в дошкольном возрасте.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему творческой одаренности детей по материалам социально-педагогической и психологической литературы.
2. Исследовать сформированность творческих способностей одаренных детей дошкольного возраста
3. Разработать методические рекомендации воспитателям и родителям по воспитанию и обучению одаренных детей.
Методы исследования:
1. теоретические (метод теоретического анализа и систематизации специальной научной литературы, обобщение существующих подходов к данной проблеме; сравнительный анализ, самоанализ)
2. эмпирические (социально-педагогическое наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование, статистическая обработка полученных результатов).
Теоретическое значение исследования заключается в:
— определении сущности и уточнении содержания понятия «творческая одаренность», особенностей развития творческих способностей;
— обосновании креативности и творческого воображения как наиболее важных качеств творческой одаренности детей;
— выделении методов, средств и приемов развития этих творческих способностей учащихся.
Практическое значение полученных результатов: материалы могут быть использованы в подготовке к семинарским и практическим занятиям.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ социально-педагогической и психологической литературы позволил сделать следующие выводы:
1) существует целый ряд подходов к определению сущности понятий «творчество», «творческие способности», «одаренность», «творческая одаренность». Однако, обобщая их, толкование содержания понятия «творческая одаренность» будет трактоваться как индивидуальный творческий мотивационный и социальный потенциал личности, позволяет получить ей высокие результаты в одной (или более) из следующих сфер: интеллект, творчество, социальная компетентность и тому подобное;
2) одаренный ребенок — ребенок, у которого уровень способностей значительно отличается от среднего, социально-педагогическая служба любого заведения, где она присутствует, должна помочь в переориентации ее репродуктивного мышления на творческое индивидуальное конструирование;
3) для одаренных личностей важна творческая самореализация. Дошкольный возраст — наиболее благоприятный период развития творческих способностей учащихся. Именно в этом возрасте происходит стремительное развитие процессов мышления и воображения. В работе по развитию творческих способностей целесообразно в процессе обучения пользоваться приемами синтезирования образов воображения, ознакомления со стратегиями творческого (креативного) мышления, развития сенсорных способностей и формирования речевых умений;
4) обязательно социально-психологическое и социально-педагогическое сопровождение во время всего периода обучения (индивидуальная и групповая психодиагностика, психолого-развивающая работа (тренинги, игры, беседы).
По нашему мнению, эффективность процесса формирования и развития творческих способностей дошкольников зависит от реализации комплекса определенных нами главных условий организации социально-педагогической работы и учебно-воспитательного процесса, а именно:
1) совершенствование инструментария социально-педагогического воздействия, методики организации такого учебно-воспитательного процесса, который был бы направлен на формирование, развитие природных способностей и способствовал большей активности, инициативности и самореализации учащихся;
2) привлечение учащихся к тем видам деятельности, которые имеют наибольшее влияние на формирование и развитие составляющих творческой одаренности, на становление и утверждение их внутреннего «Я»;
3) создание благоприятной социальной, педагогической, социально-педагогической и психологической среды, которая будет способствовать прогрессу их творческих способностей.

 

Фрагмент текста работы:

 

С момента зарождения и становления практики обучения особое внимание всегда уделялось воспитанию личности, которая могла бы творчески относиться к труду, самостоятельно находить решения назревших проблем. Воспитание таких качеств требует соответствующего педагогического подхода, целенаправленного воздействия не только педагогов, но и социальных педагогов, психологов, родителей в течение всего периода обучения и воспитания [12].
Индивид, который мыслит творчески, — главная движущая сила социальных и духовных трансформаций. Творческая личность значительно лучше адаптируется к социальным, бытовым и производственным условиям, эффективно их использует, совершенствует, меняет.
Модернизация российской системы образования, требования к уровню подготовки выпускников школы в условиях компетентностного подхода, введение новых образовательных стандартов, научно-технический прогресс обусловили необходимость формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала нации [1, с. 10].
Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. В настоящее время создана теоретическая база для решения ключевых проблем одаренности: определения одаренности, ее видов, путей идентификации. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой. Важность и актуальность решения проблемы выявления и развития одарённых и высокоинтеллектуальных детей сегодня нельзя переоценить [38, с. 36].
При всех существующих трудностях в системе общего среднего образования сегодня открываются новые возможности для развития личности школьника вообще и личности одарённой в частности. Работа с одарёнными и способными обучающимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы. Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.
Одаренные дети [36]:
1. имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
2. имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
3. испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
5. Обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Творческая деятельность человека на современном этапе является предметом исследования философии, физиологии, психологии, педагогики, социальной педагогики, логики. Главным признаком творчества зачастую считают новизну, определяя творческую деятельностью как ту, «которая порождает нечто качественно новое, обозначенное неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью» [28, с. 6]. Такое мнение разделяют Д. Богоявленская, Л. Выготский, И. Волков и др.
Многие ученые-психологи такую характеристику творчества считают неполной, утверждая, что элементы творчества у любой деятельности человека, активно действуя в течение жизни, решают немало задач самостоятельно. В результате такой деятельности возникает что-то новое, не существовавшее ранее. То есть творчество представляет собой целенаправленную, настойчивую работу, направленную на решение творческих задач, которые ставит жизнь (Рубинштейн, А. Шумилин) [29, с. 112].
В основе творчества лежит, как правило, трудовая деятельность человека. Труд — единственный способ превращения человека в творческую личность. Творческие идеи сами по себе не рождаются, а возникают тогда, когда человек испытывает потребность что-то изменить, усовершенствовать. К творчеству человека побуждают как социальные мотивы, так и его фантазия, мечты.
Выготский, И. Лернер, Я. Пономарев были сторонниками того мнения, что процесс творчества сочетает традиции и новаторство. Совершенно нового в творчестве не бывает. Субъект творчества может реализовать свой замысел, лишь учитывая результаты предыдущей деятельности людей, закрепленные в форме традиций. Чтобы создать что-то новое, надо разрушить старое и, используя его отдельные конструктивные элементы, создать новую конструкцию. Результаты творчества могут иметь объективную или субъективную новизну. Объективной считают новизну в контексте истории культуры, а субъективной — новизну, что имеет отношение только для автора творческой разработки. Именно субъективный характер новизны лежит в основе детского творчества [7].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы