Курсовая с практикой на тему Психологические особенности одаренных детей
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ 5
1.1.Понятие и определение одаренности у детей 5
1.2. Виды одаренности 9
1.3. Сложности психического развития одаренных детей……………………11
2.ИССЛЕДОВАНИЕ ОДАРЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 15
2.1. Организация и проведение исследования 15
2.2. Результаты исследования 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
Введение:
Одаренные дети являются уникальным явлением в социальном мире. Как отмечают многие педагоги, одаренные дети отличаются не только хорошими способностями к каким-либо видам деятельности, но в первую очередь по своим психологическим особенностям выделяются среди своих сверстников. Важнейшей проблемой прогресса общества является сохранение и развитие одаренности. Многим родителям, педагогам сложно выделить основные направления работы с такими детьми, подобрать адекватные их развитию программы обучения и воспитания. Отдельной проблемой является и выявление этой одаренности в детском возрасте.
Объект исследования: учащиеся начальных классов.
Предмет: психологические показатели одаренности учащихся начальных классов.
Гипотеза: одним из показателей одаренности является высокий уровень интеллектуальных способностей: одаренность проявляется в уровне мыслительных операций. Поэтому, изучая уровень интеллектуальных способностей можно выявить одаренность школьников.
Цель: выявить основные психологические показатели одаренности детей в современном обществе.
Задачи:
— рассмотреть теоретические основы исследования одаренности детей
— дать определение понятию одаренности у детей:
— рассмотреть виды одаренности;
— определить сложности психологического развития одаренных детей;
— провести исследование одаренности школьников;
— проанализировать результаты исследования.
Теоретико-методологической базой исследования послужили следующие теории и концепции: теория развития личности (Божович Л.И., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Эриксон Э.Г); системный и деятельностный подходы в формировании личности (Андреева Г.М., Бодалев А.А., Блонский П.П., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Мясищев В.Н., Петровский А.В., Петровский В.А., Платонов К).
В исследовании применены следующие методы: анализ психолого-педагогических научных работ по теме исследования; наблюдение, анкетирование и психологическое тестирование; математическая обработка данных, полученных с помощью: метода опроса (устного и письменного); анкетирования; тестирования; беседы; наблюдения.
Эмпирическая база. Исследование проводилось на базе МОУ Лицей Московской области г.Электрогорск. В работу включены учащиеся начальных классов.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Заключение:
Из вышесказанного видно, что наиболее интенсивное психолого-педагогическое исследование талантов проводилось в Соединенных Штатах и продолжается до сих пор. Это связано с тем, что стало больше информации о природе таланта, условиях его развития и быстром росте науки и техники.
В настоящее время разрабатывается специальная комплексная программа для одаренных учащихся, в которой учащиеся могут приобретать знания в соответствии с обычной учебной программой и ограничены только одним школьным предметом и заданиями. Координация различных проектов для изучения характера талантов и учебных программ для учителей и организаторов образования, работающих с одаренными детьми, четко обозначена.
Темпы обучения являются предметом давних противоречий среди психологов, а также среди учителей и родителей. Большинство из них очень поддерживают ускорение, которое показывает, что оно дает результаты. Другие считают ускорение улицей с односторонним движением для высокообразованных детей и не учитывают необходимость общения со сверстниками и развития эмоций. Следует отметить, что ускорение не только выражается, но и возможно в виде «прыжков» через класс. Есть другие варианты.
Ускорение в первую очередь не в содержании того, чему учат, а в изменении скорости.
В некоторых случаях «чистое» ускорение напоминает неотложную медицинскую помощь и устраняет некоторые из «неотложных» проблем развития ребенка, которые выделены, но не отвечают основным когнитивным потребностям. Поэтому только ускорение используется редко. Как правило, учебная программа основана на сочетании двух основных стратегий: ускорение и обогащение.
Понятно, что реализация этих принципов в решающей степени зависит от профессиональной подготовленности и от личности педагогов, тех, кто организует и непосредственно осуществляет обучение.
Выражение «одаренные дети» употребляется весьма широко. Если ребенок обнаруживает необычные успехи в учении или в творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут называть одаренным. Такое словоупотребление (оно связано с определенными издержками) в наибольшей мере принято в американской психологии и педагогике, а теперь — хорошо это или плохо — получает распространение и у нас.
Для него есть основания, в частности применительно к умственным проявлениям детей. Если у ребенка, при прочих равных условиях, необыкновенно быстрый темп умственного развития, а то уже и явные достижения в той или иной деятельности, правомерно признать его незаурядным. И поэтому к нему нужен соответствующий психолого-педагогический подход. Но можно ли считать, что у такого ребенка или подростка уже имеются достаточные предпосылки для дальнейшего роста его особых возможностей, т.е. для того, чтобы стать со временем одаренным взрослым? Судя по всему, по отношению ко многим таким детям этого скидать нельзя.
В более узком и строгом значении понятие «одаренность» относительно детей должно было бы применяться только к тем случаям, когда выдающиеся свойства ребенка предстают как действительный залог его будущих возможностей. Но надежно определить значение детских свойств, своевременно выявить таких детей — сложнейшая проблема, которая в психологической науке еще весьма далека от решения.
Важно не упускать из виду, что существуют разные — по своей направленности, по содержанию деятельности или по условиям развития — виды умственной одаренности (например, такие разные, как лидерская или математическая). Каждый из них имеет свою специфическую динамику возрастного развития.
Разнообразие профессий, с которыми столкнется растущий человек, столь велико, что нередко случается: никем не замечаемое и не ценимое в детстве своеобразие интеллекта или каких-нибудь специальных данных ребенка в дальнейшем, в условиях определенной деятельности, может оказаться социально особенно ценным, подняться в ранг одаренности.
Разумеется, уровень одаренности не является чем-то постоянным не только у рано развившихся детей, но и у тех, чьи особые умственные достоинства заявят о себе или будут обнаружены позднее.
Само понятие умственной одаренности с ее потребностной, собственно интеллектуальной и творческой сторонами не исключает возможной дисгармонии между этими составляющими, что также затрудняет прогнозирование хода развития.
Как видно из второй части книги, также посвященной умственной одаренности, ее диагностика требует знания особых методических процедур (тестов) и неформализованных методов изучения, а некоторые случаи «скрытой» одаренности — и особых приемов «пробуждения дремлющих сил». Нередко возникает надобность в корректировке личностных особенностей. Поскольку речь идет о детях, те или иные характеристики их интеллекта или более частных умственных способностей являются как бы предварительными: проявившиеся особенности могут обернуться чем-то новым, обнаружить новые резервы развития — в одних случаях, не привести к ожидавшимся высоким результатам — в других.
Многое в судьбе таких детей будет зависеть от конкретных особенностей обучения и воспитания. Как скажутся на развитии умственных способностей те или иные стратегии обучения? Будут ли найдены мера и такт в воспитании? Незаурядные дети нуждаются в специальных программах обучения и специально подготовленных учителях. При этом, разумеется, развитие ума, творческие проявления в огромной степени зависят от формирующихся с годами черт характера, ценностных ориентации, всего склада личности. Здесь исключительно велика роль семьи, учителя, наставника. Наряду с тем, что в некоторых случаях особые способности можно «пробудить», существует и опасность их приглушить, исказить направление развития.
Трудно обучать и воспитывать необычных по своему умственному развитию и активности детей, особенно трудно прогнозировать влияние на них учебно-воспитательных воздействий.
При этом каждый раз важно учитывать не только индивидуальность, но и возраст ребенка. Чтобы приблизиться к возможности прогноза, обязателен, необходим возрастной подход: нужна ориентировка в тех изменениях психики и самой личности, которые происходят по мере того, как дети становятся старше.
Отношение к незаурядным детям должно учитывать и то обнадеживающее, и то разочаровывающее, что с ними связано. Ранние проявления необычных возможностей не могут оставлять равнодушными родителей, педагогов — ведь они могут указывать на ростки подлинной одаренности.
К сожалению, иногда слишком легко и поспешно, опираясь лишь на некоторые формальные показатели, относят ребенка к категории одаренных или, наоборот, исключают из этой категории. Нельзя забывать об условности этого термина, не следует слишком часто и категорично его применять.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДЛВАНИЯ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ
1.1.Понятие и определение одаренности у детей
Одаренность — это системное качество психики, которое развивается в течение жизни и определяет способность человека достигать высоких, необычных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, которого отличают его яркие, ясные, а иногда и выдающиеся достижения в том или ином виде деятельности (или такие внутренние условия достижения).
Одним из наиболее спорных вопросов, связанных с проблемой одаренных детей, является частота, с которой дети демонстрируют свои способности. Есть два крайних взгляда: «одаренные все дети» — «одаренные дети встречаются редки».
Одаренность для других — уникальное явление, и в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей.
Одаренность в детстве может рассматриваться как потенциал для умственного развития в связи с последующими этапами жизненного пути человека.
Однако при этом следует учитывать специфику одаренности в детстве (в отличие от одаренности взрослого):
1. Детская одаренность часто выступает как проявление законов возрастного развития. У каждого детского возраста есть свои предпосылки для развития способностей. Например, дошкольники характеризуются особой предрасположенностью к овладению языком, высоким уровнем любопытства и необычайной яркостью фантазии; Для старших подростков характерны различные формы поэтического и литературного творчества и т. Д. Высокий относительный вес фактора возраста в признаках одаренности иногда создает видимость одаренности (то есть «маску» одаренности, под которой находится обычный ребенок) в виде ускоренного развития определенных психических функций, специализации интересы и т. д.
2. Под влиянием изменения возраста, образования, развития культурных норм, таких как семейное воспитание и т. д, может происходить «исчезновение» признаков детской одаренности. В результате этого чрезвычайно трудно оценить меру устойчивости одаренности, продемонстрированной данным ребенком в течение определенного периода времени. Кроме того, возникают трудности, связанные с прогнозом превращения одаренного ребенка в одаренного взрослого.
3. Особенность динамики формирования детей, одаренность часто проявляется в виде неравномерности (несогласованности) психического развития. Таким образом, наряду с высоким уровнем развития определенных способностей существует отставание в развитии письменной и устной речи; высокий уровень специальных способностей может сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т. д. В результате, с одной стороны, ребенок может быть идентифицирован как одаренный, с другой — как умственно отсталый.
4. Проявления одаренности детей часто трудно отличить от обучения (или в более широком смысле — от степени социализации), что является результатом более благоприятных условий жизни для данного ребенка. Ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высоким социально-экономическим статусом (в тех случаях, когда семья прилагает усилия для его развития) продемонстрирует более высокие достижения в определенных видах деятельности по сравнению с ребенком, для которого аналогичные условия не были созданы.
Сегодня большинство психологов признают, что уровень, качество, оригинальность и характер развития талантов всегда являются результатом сложной взаимосвязи потомства (естественные устремления) и социокультурной среды, переплетенной с деятельностью ребенка (игра, школа, работа). В этом случае особенно важны психологические механизмы саморазвития ребенка, основанные на собственной деятельности ребенка, а также на формировании и реализации индивидуального таланта.