Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Психологические особенности мотивации протестных движений и экстремизма в молодежной среде

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты мотивации протестных движений и экстремизма в молодежной среде 5

1.1. Сущность понятия «мотивация» 5

1.2. Особенности экстремизма в молодежной среде 11

Выводы по главе 1 16

Глава 2. Практические аспекты мотивации протестных движений и экстремизма в молодежной среде 18

2.1. Методы и организация исследования 18

2.2. Диагностика мотивации протестных движений и экстремизма в молодежной среде 20

Заключение 42

Список использованной литературы 45

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Тема экстремизма в молодежной среде всегда была и остается актуальной. Современная социокультурная среда, ее такие факторы, проблемы подросткового возраста способствуют развитию экстремизма. Данная проблема широко отражена, как отечественных (А.А. Анциферова, Т.И. Бабаева, А.М. Виноградова, Р.И. Жуковская, С.А. Козлова, Т.А. Маркова, Д.В. Менджерицкая, В.Г. Нечаева, А.Ш. Шахманова и др.), так и зарубежных исследованиях (А. Адлер, А. Бандура, Л. Кольберг, К. Лоренц, А. Маслоу, Ж. Пиаже, К. Роджерс, З. Фрейд, Э. Эриксон и др.).

По мнению ученых, данный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям и является периодом становления базиса личностной культуры, усвоения норм морали и ценностей, субъективного отношения к ним, образцов нравственного поведения. Подростки сталкиваются со множеством давящих факторов, начиная с полового созревания и заканчивая вопросами о том, кто они и где их место. Естественный переход от ребенка к взрослому также сопровождается конфликтами с родителями, так как подростки начинают отстаивать свою независимость.

Цель исследования: исследовать психологические особенности мотивации протестных движений и экстремизма в молодежной среде.

Объект исследования: психологические особенности мотивации протестных движений.

Предмет исследования: психологические особенности мотивации протестных движений и экстремизма в молодежной среде.

В соответствии с целью нами определены задачи исследования:

1. Изучить сущность понятия «мотивация»

2. Проанализировать особенности экстремизма в молодежной среде

3. Подобрать методы и организовать исследование

4. Провести диагностику мотивации протестных движений и экстремизма в молодежной среде.

Теоретико-методологическая основа исследования:

— концепция структурного подхода к личности (Б.Г. Ананьев, Б.С. Братусь, Э. Гилфорд, А.Н. Леноньтьев, С.Л. Рубинштейн, Л. Терстоун и др.);

— положения концепции о закономерностях и сензитивных периодах развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.).

Методы исследования:

— теоретические: анализ научных источников, обобщение, классификация.

— анкетирование, математическая обработка данных.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в обогащении психолого-педагогических знаний; расширении научных представлений.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что его материалы могут быть использованы в профессиональной деятельности психологов и педагогов образовательных организаций и организациях дополнительного образования.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Мотивация – это один из главнейших элементов, база для реализации внутреннего развития личности.

Другими словами, мотивация представляет собой важную составляющую всего воспитательного процесса. Такое определение мотивации распространенно в педагогике и психологии.

В определениях мотива другого вида выделяют специфические функции, что присущи этим элементам: когнитивный элемент определяется как знание о предмете или образ, на который направлена деятельность человека, а аффективный – в качестве придающего когнитивному элементу функцию побуждения (К. Левин, В. Вундт, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и другие).

Все существующие определения мотивации можно разделить по двум направлениям. Первое трактует мотивацию не как статичное, а как динамичное образование, как механизм, процесс.

Мотив в качестве формы мотивации появляется лишь на уровне личности, а также обеспечивает личностное обоснование решения действовать в конкретном направлении для достижения поставленных целей.

Мотив определяется как ключевой аспект всей мотивационной сферы. Под мотивом, как было указано ранее, понимается направленность деятельности на предмет, внутреннее состояние личности, которое связано с объективными характеристиками рассматриваемого предмета деятельности.

Стоит отметить, что в процессе обучения мотив – это направленность учащегося на конкретные аспекты обучения.

Также мотивами выступают желания учащегося в овладении знаниями и умениями, получении хороших отметок, получение похвалы от родных и др. Таким образом, поведение учащегося состоит из нескольких мотивов.

Таким образом, в понимании соотношений между мотивом и мотивацией нет единства взглядов. А в некоторых работах эти понятия используются как синонимичные.

Исследования корней идеологического экстремизма традиционно сосредоточены на социальных, экономических и демографических факторах, которые делают людей уязвимыми для принятия враждебного отношения к чужим группам.

Однако недостаточно эмпирической работы по изучению индивидуальных различий в неявных стилях познания и обработки информации, которые усиливают восприимчивость индивида к одобрению насилия для защиты идеологической цели или группы.

В результате проведенного анкетирования, можно высказать следующие выводы:

Около 20% учащихся высказывают свое беспокойство по поводу протестных движений, и в то же время 15% учащихся наоборот считают, что не хотят в них участвовать.

Таким образом, выявленный уровень мотивации старшеклассников: высокая. Такой уровень характеризуется тем, что подростки посещают протесты охотно.

Поэтому нами была разработана программа для психолога по работе с молодежью, для предотвращения участия молодежи в протестных и экстремистских движениях.

Теоретический анализ научных источников показал, что дял коррекции необходимо развитие ценностных ориентаций школьников, которые представляют собой интегральное личностное образование, структуру которого образует единство когнитивного, эмоционально-мотивационного, деятельностного и рефлексивного компонентов:

— когнитивный компонент включает знания о содержании базовых этических понятий, нравственных ценностях и нормах поведения, понимание их общественно-значимого смысла, представление о нравственных качествах личности, их сущности, осознание необходимости регулировать свое поведение в соответствии с нравственными нормами и руководствоваться ими в процессе общения и взаимодействия с другими людьми;

— эмоционально-мотивационный компонент заключается в сознательном и эмоционально переживаемом усвоении нравственных ценностей, проявляется в эмпатии, радостном предвосхищении результатов своих поступков, если таковые соответствуют усвоенным нравственным нормам и ценностям, желании овладеть нравственными качествами и проявить их в общении и взаимодействии с другими людьми;

— деятельностный компонент проявляется в способности регулировать свое поведение в соответствии с усвоенными нравственными ценностями и моральными нормами;

— рефлексивный компонент представляет собой осознание и присвоение нравственных правил и норм как собственных эталонов поведения, перенос их в самостоятельную деятельность, проявляется в способности адекватно оценивать свои нравственные качества, собственные действия и поступки, сопоставляя их с нравственными нормами как эталонами регуляции поведения.


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты мотивации протестных движений и экстремизма в молодежной среде

1.1. Сущность понятия «мотивация»

Мотивация – это один из главнейших элементов, база для реализации внутреннего развития личности.

Другими словами, мотивация представляет собой важную составляющую всего воспитательного процесса. Такое определение мотивации распространенно в педагогике и психологии.

Мотивация, согласно определению Е.П. Ильина, является видом детерминации, в котором причины активности личности – это воля, самоинициация, самоконтроль, самомобилизация и самостимуляция [17].

С.Л. Рубинштейн говорил о том, что только мотивация – это детерминация, которая осуществляется через психику личности [6].

Г.Н. Хамедова полагает, что вне зависимости от разнообразия подходов, многие авторы указывают на то, что мотивация – это побудительный процесс, заключающийся также в реализации действий и поведения, удовлетворяя тем самым собственные потребности и влечения.

Также автор считает, что мотивация определена следующими факторами, к которым можно отнести:

 система образования;

 образовательное учреждение;

 организация процесса обучения;

 специфика учебной дисциплины;

 особенности педагога и др. [6]

Как указывает С.Х. Хурум, одним из видов мотивации инициативного, творческого отношения личности к реализуемому делу выступает мотивация достижения.

По мнению автора, данный вид мотивации ориентирован на осуществление любого вида деятельности лишь с достижением конечного результата. Мотивация достижения демонстрирует стремление субъекта приложить все свои усилия для достижения успеха в выбранной области.

Слово «мотивация» произошло от латинского глагола «movere», двигать.

Так и мотивированным человеком будто что-то движет, он сосредоточен на выполнении той или иной задачи, легко достигает спортивных, творческих и интеллектуальных успехов.

Впервые этот термин был употреблен А. Шопенгауэром в своей статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900- 1910). А затем это слово вошло в психологический обиход для того, чтобы объяснять причины поведения животных и человека.

Мотивация любой деятельности состоит из совокупности определенных мотивов.

Но существуют также и принципиальные единые подходы к определению основных понятий, которые встречают поддержку у ученых различных исторических эпох.

К одному из них относится аффективно-когнитивное понимание мотива, то есть понимание мотива в качестве единства составляющих его элементов – когнитивного и аффективного.

Когнитивный элемент мотива обозначает знание субъекта о предмете, что может удовлетворить его потребности или, другими словами, когнитивный элемент обеспечивает функцию определения потребности субъекта.

Функция же аффективного элемента мотива заключена в придании предмету потребности субъекта необходимого побуждения [16, c.57].

С.Л. Рубинштейн считал, что мотив – это «более или менее осознанное побуждение».

Он отмечал следующее: «… то или иное побуждение, интерес, потребность – становится для человека мотивом действия через соотношение его с целью». Поэтому определение мотива, данное С.Л. Рубинштейном, подтверждает аффективно-когнитивную природу мотива.

А.Н. Леонтьев мотив определяет не как интерес, не потребность, а объект (мыслимый, воспринимаемый, представляемый), способный удовлетворить потребности человека.

«То, что, отражаясь в голове человека, побуждает деятельность, направляет ее на удовлетворение той или иной потребности, называется мотивом деятельности» [25].

Л.И. Божович считала, что в основе всех других побудителей поведения человека лежит та или иная потребность. А в качестве мотива могут выступать различные предметы внешнего мира, чувства, представления, словом, все то, в чем нашла воплощение конкретная потребность.

Такое определение мотива также дает возможность сделать вывод о его аффективно-когнитивной природе [5].

Некоторые из отечественных психологов рассматривали в качестве побудителей деятельности человека явления и аффективной, и когнитивной природы: смыслы и значения, интерес, направленность; стремления, мотивы, влечения, цели, диспозиции или мотивационные установки, идеалы и т.д., не выделяя специфических функций, что присущи составляющим когнитивным и аффективным элементам.

В истории психологии можно выделить два вида определений мотива, которые объединяют когнитивный и аффективный элементы. В определениях мотива одного из видов когнитивному и аффективному элементу в равной мере приписывается функция побуждения (Б. Спиноза, Аристотель, А.К. Маркова, В.Г. Асеев и другие).

В определениях мотива другого вида выделяют специфические функции, что присущи этим элементам: когнитивный элемент определяется как знание о предмете или образ, на который направлена деятельность человека, а аффективный – в качестве придающего когнитивному элементу функцию побуждения (К. Левин, В. Вундт, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и другие).

Все существующие определения мотивации можно разделить по двум направлениям. Первое трактует мотивацию не как статичное, а как динамичное образование, как механизм, процесс.

По мнению Р.С. Немова, «мотивация – это динамический процесс психического и физиологического управления поведением человека, который определяет его направленность, активность, организованность и устойчивость».

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы