Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Психологические особенности межличностных отношений детей младшего школьного возраста на уроках ИЗО

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА
1. ПОТЕНЦИАЛ УРОКОВ ИЗО В ВОСПИТАНИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ.. 7

1.1.
Воспитательные функции уроков ИЗО.. 7

1.2.
Природа эмоционально-ценностной сферы младших школьников. 10

ГЛАВА 2.
ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ УРОКОВ ИЗО В ФОРМИРОВАНИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ.. 16

2.1. Условия
проведения исследования. 16

2.2.
Проектирование процесса формирования межличностных отношений младших школьников
на уроках ИЗО.. 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 45

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 47

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 50

Приложение А.. 51

  

Введение:

 

В теории и практике современного образования не
теряет остроты проблема воспитания у учащихся начальной школы межличностных
отношений, построенных на ценностной основе. Как составная часть культуры
человечества, изобразительное искусство, с присущим ему влиянием на сознание и
подсознание человека, имеет широкий спектр влияния на развитие личности
ребенка. Не случайно внимание многих психологов (Б. Т. Ананьев, А. В.
Бакушинский, Л. С. Выготский, А. Леонтьев, И. Ф. Люц и др.) и педагогов (С. Г.
Дамаданова, Л. М. Масол, Б. М. Неменский, И. М. Полинский, Б.П. Юсов и др.)
сосредоточено на исследовании проблемы воспитательных возможностей
изобразительного искусства в процессе формирования ценностных ориентиров
учащихся младшего школьного возраста.

Однако недостаточное, несистематическое, а часто и
формальное использование воспитательного потенциала и содержательных
возможностей уроков изобразительного искусства в учебно-воспитательном процессе
общеобразовательных учебных заведений тормозит процесс становления ценностного
отношения учащихся младшей школы, снижает их познавательную и
художественно-творческую активность, тем самым приводит к неопределенности
эстетических и морально-этических смыслоценностных ориентиров, неумению
сознательно осуществлять ценностный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

Процесс эстетического усвоения и узнавания мира в
младшем школьном возрасте приобретает качественно новый уровень: растет
познавательный интерес к восприятию окружающей действительности, произведений
изобразительного искусства, собственной художественной деятельности. Это
объясняется тем, что в младший школьный период развития происходит резкий
подъем жизнедеятельности и личностной активности ребенка, которая
сконцентрирована на познании своего внутреннего мира и характеризуется большой
восприимчивостью к усвоению системы общечеловеческих и эстетических ценностей,
господствующих в мире взрослых. Именно в этом возрасте проявляется наличие (или
отсутствие) дальнейшего интереса ребенка к общению с изобразительным
искусством, интереса к познанию художественных явлений, желания
художественно-творческого самовыражения.

Благодаря возрастным изменениям, происходящим в
интеллектуальной и эмоциональной сферах личности младших школьников и
порождающим новый уровень их самосознания, обусловливающих потребность в
самоутверждении, самовыражении, и самореализации, они охотно участвуют в
разгадывании различных головоломок, с интересом ищут пути творческого решения
определенных «проблемных» задач, предложенных учителем. Поэтому в младшей
школе, в отличие от репродуктивной и объяснительно-иллюстративной методик,
стоит чаще применять на уроках изобразительного искусства проблемно-поисковую
методику обучения, которая должна установку учеников к самостоятельной,
творческой деятельности. Проблемный тип организации обучения побуждает учителя
постоянно искать пути совершенствования урока, дает возможность широко
использовать на уроке различные формы обучения и методические приемы,
необходимые для организации увлекательного сотрудничества учителя с учениками.
Необходимость реформирования уроков изобразительного искусства в парадигме
учебно-воспитательного процесса начальной школы в сторону морально-эстетической
составляющей обусловливает актуальность предложенного исследования.

Цель исследования – теоретически обосновать и
экспериментально проверить педагогические условия и методику, обеспечивающих
формирование эстетического отношения к природе у детей младшего школьного
возраста и основываются на использовании классических и современных
произведений пейзажной живописи в учебно-воспитательном процессе.

Гипотеза исследования основывается на
предположении, что эффективность процесса формирования
ценностно-ориентированных межличностных отношений у детей младшего школьного
возраста растет в условиях художественно-педагогического общения, в центре
которого лежит знакомство с произведениями искусства, способствующими
формированию художественного восприятия. Формирование межличностных отношений
осуществляется путем обеспечения положительного эмоционального фона восприятия
объектов и явлений природы в произведениях искусства; организации работы,
обогащает сенсорный опыт младших школьников и выступает основой полноценного
восприятия художественных образов природы; актуализации впечатлений от
восприятия картин на материале творческой интерпретации эмоционально-чувственного
опыта при следующем восприятии объектов и явлений окружающей природы; освоения
детьми эстетического потенциала природы в контексте творческой самореализации.

Гипотеза конкретизируется в процессе решения
следующих задач:

1. Исследовать философский аспект развития
межличностных отношений в трудах отечественных и зарубежных авторов с целью
уточнения сущности понятия «межличностные отношения».

2. Осуществить анализ психолого-педагогической
литературы по вопросам использования потенциала уроков ИЗО в формировании
межличностных отношений младших школьников.

3. Определить критерии и уровни сформированности
межличностных отношений младших школьников в теории и практике образовательного
процесса начальной школы.

4. Обосновать педагогические условия и методику
формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста
средствами уроков ИЗО.

5. Разработать, экспериментально апробировать и
опытным путем проверить эффективность системы работы по формированию
межличностных отношений у детей младшего школьного возраста средствами уроков
ИЗО.

Объект исследования – процесс межличностного
общения детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования – содержание и методы
формирования ценностно-ориентированных межличностных отношений у детей младшего
школьного возраста средствами уроков ИЗО.

Базой для проведения экспериментальной деятельности
стал третий класс школы № 1
Белгород.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы
использован комплекс научных методов исследования: анализ, сравнение,
систематизация, классификация и обобщение данных психолого-педагогической,
философской литературы по проблеме исследования, изучение и обобщение опыта
работы учителей младших классов, родителей. Совокупность указанных методов
позволила сформировать собственный взгляд на проблему исследования и выявить
научные основы создания экспериментальной модели.

Практическая значимость полученных
результатов заключается в том, что разработана система работы по формированию межличностных отношений
у детей младшего школьного возраста средствами уроков ИЗО, базовым средством которого является методическое
обеспечение, созданное для реализации предложенной методики.

Работа состоит из введения, двух
глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой главе
рассмотрены теоретические аспекты проблемы исследования. Вторая глава содержит
рекомендации по совершенствованию работы по формированию межличностных отношений
у детей младшего школьного возраста средствами уроков ИЗО. В заключении подведены итоги исследования. В
приложении представлены методики исследования.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Определение произведений искусства
как оптимального средства формирования морально-этических основ межличностных
отношений у детей младшего школьного возраста объясняется тем, что в них
художественные образы выступают вторичным идеальным воспроизведением и
преобразованием эстетических данных природы, которое осуществляется по
направлению: восприятие – рефлексия – отношение. Обеспечение воспитательного
воздействия в триаде «природа – искусство – природа» достигается при условии
отношения личности к природе и окружающим ее людям не с позиций эстетического
прагматизма, а реализуется за счет использования искусства как одного из
средств формирования у детей нравственного отношения путем предоставления им
возможности увидеть аккумулированную в произведении искусства красоту и найти
ее вокруг себя.

Педагогически значимыми условиями
формирования морально-этического отношения является направленность на
пробуждение чувства красоты, положительных эмоций, педагогически компетентное
обеспечение эмоциональной и эстетической насыщенности познавательной
деятельности младших школьников, организация со стороны взрослого процесса
непосредственного взаимодействия ребенка с другими детьми и целенаправленное
управление детской деятельностью для перехода внешних отраженных качеств в
постоянные внутренние. Постоянным показателем своеобразия межличностных
отношений детей младшего школьного возраста является зависимость от поведения и
отношения к искусству близкого взрослого.

Для повышения уровня сплоченности
в межличностных отношениях учащихся третьего класса был проведен эксперимент,
состоявший из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. На
констатирующем этапе исследование уровня сплоченности ученического
коллектива проводилось с помощью определения индекса групповой сплоченности
Сишора.  Результаты, полученные на этом этапе,
продемонстрировали, что сплоченность в школьном коллективе находится на среднем
уровне и нуждается в работе по ее улучшению.

В ходе формирующего
этапа эксперимента использовалась программа групповой работы в рамках уроков
ИЗО «Декоративная стилизация природных элементов». Целью программы было
создание комфортного микроклимата в классе. Среди задач программы были
выделены: определение
типологических особенностей личности и их влияния на статус каждого участника
группы; создание в группе атмосферы сплоченности и доверия; формирование
толерантного отношения друг к другу. Целевой группой были учащиеся третьего
класса.

Программа внедрялась в учебный процесс в форме проектной деятельности,
основной целью которой было развитие таких навыков и умений:
доброжелательность, интерес и умение строить доверительные отношения друг с
другом; эмоционально сопереживать однокласснику;  сотрудничать и действовать сообща;
согласовывать свои действия с другими и совместно решать поставленные задачи. Результаты
контрольного этапа эксперимента продемонстрировали возрастание уровня
сплоченности коллектива в экспериментальной группе, что свидетельствует об
эффективности избранной методики.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ПОТЕНЦИАЛ УРОКОВ ИЗО В
ВОСПИТАНИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1. Воспитательные
функции уроков ИЗО

В начальной школе система
художественно-эстетического воспитания в целом реализуется в
учебно-воспитательном процессе, осуществляется на уроках и во внеурочное время,
но основами эстетических знаний и умений учащиеся овладевают, прежде всего, в
процессе освоения учебными дисциплинами. «В любой науке, — отмечал по этому
поводу К.Д. Ушинский, — более или менее существует эстетический элемент,
передачу которого ученикам должен учитывать наставник» [26, c. 82]. В начальной
школе этому способствует творческий подход к решению учебных и воспитательных
целей, выразительность слова учителя, отбор и оформление наглядного и
раздаточного материала и тому подобное.

Особое место среди учебных
дисциплин занимают предметы эстетического цикла – музыка, изобразительное
искусство, литература. Художественный образ, как основа искусства, является
обобщением действительности в индивидуализированной, конкретно-чувственной и
эстетически выразительной форме как единство того, что чувствуем, и того, что
понимаем. Именно благодаря особенностям своего влияния на ребенка (чувственная
непосредственность, идейная направленность, побудительная сила) искусство, как
никакая из других форм общественного сознания, является самым эффективным
средством эстетического воспитания.

Говоря о развитии эстетического
восприятия детей средствами искусства, И. Я. Лернер подчеркивал сложность
поставленной проблемы: «Смотреть и слушать, получать удовольствие – это кажется
такой несложной психологической работой, выполняя которую, совершенно не
чувствуем необходимости ни в каком специальном обучении. Между тем это и
составляет основную цель и задачи общего воспитания» [14, c. 51].

«Ввод» искусства во внутренний мир
ученика начальной школы как результат понимания художественного образа должен
опираться на создание эмоционального контакта с произведениями, которые
воспринимаются, совершенствование навыков аналитико-синтетической деятельности
мышления, обогащение эмоционально-личностного опыта школьника с учетом
воспитательных, образовательных и корректирующих моментов, заложенных в самом
содержании искусства. Педагог должен всегда помнить, что «на искусство нельзя
смотреть как на пилюлю, которая спасает от бед … Оно – плуг на ниве души, а
не лекарства. Плуг не пашет сам, им нужно уметь пользоваться» [19, c. 31].

Значительный эстетический
потенциал имеют уроки изобразительного (визуального) искусства. Это обусловлено
как самой природой восприятия изобразительного искусства, так и тем, что
изобразительная деятельность является одной из самых доступных для учащихся
форм творчества. Занятия по изобразительному искусству дают возможность
эффективно развивать у учащихся чувство прекрасного, формировать представление
о визуальном искусстве, знакомить с его ролью в жизни людей, с образным языком
разных видов и жанров искусства, развивать адекватное эмоционально-эстетическое
отношение к предметам и явлениям окружающего мира и произведений
изобразительного искусства, интерес к художественной творческой деятельности,
способность к восприятию, пониманию и воспроизведению художественных образов.

Существенное влияние на
эстетическое развитие детей оказывают картины, художественные иллюстрации,
образцы декоративно-прикладного искусства, архитектуры, скульптуры. Работа с
художественными иллюстрациями и репродукциями должна проводиться на каждом уроке
непосредственно перед рисованием с натуры, декоративным и тематическим
рисованием. Кроме того, предусмотрены специальные уроки-беседы по
изобразительному искусству. Отбор иллюстративного материала, с которым
знакомятся дети, должен соответствовать ряду критериев: доступность
художественного образа пониманию учащихся; художественная ценность
произведения, выраженная в стройности композиционной структуры и четко
оговоренной связи элементов выразительности; реальная воспитательная ценность
произведения, выраженная в возможности овладения школьниками его смысловым
(содержание) и конструктивным (форма) факторами; наличие в произведении
изобразительного искусства возможностей для сравнения его с другими
художественными произведениями или жизненным опытом школьника. В учебной
программе по изобразительному искусству представлен ориентировочный перечень
произведений художников, народных мастеров, образцов архитектуры, с которыми
дети должны ознакомиться.

Эффективными приемами,
направленными на последовательное развитие эмоциональной отзывчивости,
познавательной активности, творческой самостоятельности учащихся в работе с
произведениями изобразительного искусства, могут быть:

— сравнение репродукций одной
тематики;

— сопоставление образцов различных
видов искусства (живопись, музыка, литература), совпадающие с общим
эмоциональным настроением;

— словесное рисование картины
(один ученик рассказывает об одной из двух предложенных картин, другие должны
догадаться, о какой картине идет речь);

— озвучивание картины (придумывание
монолога / диалога героев);

— отбор слов-синонимов,
определяющих настроение героев;

— додумывание ситуации (Как
поступит главный герой? Что будет происходить с героями в дальнейшем?);

— отбор обобщающего названия к
картине;

— установления последствий
представленной причины и причин данного последствия (например: «Почему мальчик
стоит с виноватым видом?» — к картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка», «Каким
был бы пейзаж, если бы художник нарисовал его ранней весной, а летом / осенью?
можно ли в этом случае оставить прежнее название картины?» — к картине А.
Саврасова «Грачи прилетели»)

— «кажущееся присутствие»
(например: «Войдем в эту картину, станем у этой березы, поднимем голову и
посмотрим … Какое небо вы увидели над головой? Прислушаемся, какие звуки
слышны вокруг? Как вы будете вести себя в этом лесу? Вы будете бегать, кричать,
шуметь или тихо и спокойно прогуливаться по лесу?» — к картинам И. Левитана
«Березовая роща» или А. Куинджи «Березовая роща»).

Увлеченное знакомство младших школьников
с изобразительным искусством расширяет их кругозор, учит видеть и понимать
прекрасное. Но учителю нужно помнить, что «восприятие приобретает характер
эстетического лишь в тех случаях, когда у учеников развиты эстетические
чувства. К ним относятся радость, восторг, удовлетворение в связи с восприятием
и созданием прекрасного» [1, c. 16].

Вместе с тем под влиянием
воспитательной работы у учащихся расширяется сфера чувственного познания. На
основе развития мышления и речи создаются предпосылки для формирования
элементарных эстетических суждений. Эстетические переживания способствуют
общему обострению ощущений, особенно ощущений цвета, сочетаний цветов, ритма,
динамики. Через эмоциональное восприятие, осмысление содержания и средств
выразительности изобразительного искусства в их единстве, овладение основами
изобразительной грамоты, самостоятельного творчества учащиеся овладевают
возможностью доступной их сознанию эстетической оценки явлений окружающей
действительности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы