Курсовая с практикой на тему Психологические особенности межличностных отношений детей младшего школьного возраста на уроках ИЗО
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ГЛАВА
1. ПОТЕНЦИАЛ УРОКОВ ИЗО В ВОСПИТАНИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
1.1.
Воспитательные функции уроков ИЗО
1.2.
Природа эмоционально-ценностной сферы младших школьников
ГЛАВА 2.
ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ УРОКОВ ИЗО В ФОРМИРОВАНИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Условия
проведения исследования
2.2.
Проектирование процесса формирования межличностных отношений младших школьников
на уроках ИЗО
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение:
В теории и практике современного образования не
теряет остроты проблема воспитания у учащихся начальной школы межличностных
отношений, построенных на ценностной основе. Как составная часть культуры
человечества, изобразительное искусство, с присущим ему влиянием на сознание и
подсознание человека, имеет широкий спектр влияния на развитие личности
ребенка. Не случайно внимание многих психологов (Б. Т. Ананьев, А. В.
Бакушинский, Л. С. Выготский, А. Леонтьев, И. Ф. Люц и др.) и педагогов (С. Г.
Дамаданова, Л. М. Масол, Б. М. Неменский, И. М. Полинский, Б.П. Юсов и др.)
сосредоточено на исследовании проблемы воспитательных возможностей
изобразительного искусства в процессе формирования ценностных ориентиров
учащихся младшего школьного возраста.
Однако недостаточное, несистематическое, а часто и
формальное использование воспитательного потенциала и содержательных
возможностей уроков изобразительного искусства в учебно-воспитательном процессе
общеобразовательных учебных заведений тормозит процесс становления ценностного
отношения учащихся младшей школы, снижает их познавательную и
художественно-творческую активность, тем самым приводит к неопределенности
эстетических и морально-этических смыслоценностных ориентиров, неумению
сознательно осуществлять ценностный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Процесс эстетического усвоения и узнавания мира в
младшем школьном возрасте приобретает качественно новый уровень: растет
познавательный интерес к восприятию окружающей действительности, произведений
изобразительного искусства, собственной художественной деятельности. Это
объясняется тем, что в младший школьный период развития происходит резкий
подъем жизнедеятельности и личностной активности ребенка, которая
сконцентрирована на познании своего внутреннего мира и характеризуется большой
восприимчивостью к усвоению системы общечеловеческих и эстетических ценностей,
господствующих в мире взрослых. Именно в этом возрасте проявляется наличие (или
отсутствие) дальнейшего интереса ребенка к общению с изобразительным
искусством, интереса к познанию художественных явлений, желания
художественно-творческого самовыражения.
Благодаря возрастным изменениям, происходящим в
интеллектуальной и эмоциональной сферах личности младших школьников и
порождающим новый уровень их самосознания, обусловливающих потребность в
самоутверждении, самовыражении, и самореализации, они охотно участвуют в
разгадывании различных головоломок, с интересом ищут пути творческого решения
определенных «проблемных» задач, предложенных учителем. Поэтому в младшей
школе, в отличие от репродуктивной и объяснительно-иллюстративной методик,
стоит чаще применять на уроках изобразительного искусства проблемно-поисковую
методику обучения, которая должна установку учеников к самостоятельной,
творческой деятельности. Проблемный тип организации обучения побуждает учителя
постоянно искать пути совершенствования урока, дает возможность широко
использовать на уроке различные формы обучения и методические приемы,
необходимые для организации увлекательного сотрудничества учителя с учениками.
Необходимость реформирования уроков изобразительного искусства в парадигме
учебно-воспитательного процесса начальной школы в сторону морально-эстетической
составляющей обусловливает актуальность предложенного исследования.
Цель исследования – теоретически обосновать и
экспериментально проверить педагогические условия и методику, обеспечивающих
формирование эстетического отношения к природе у детей младшего школьного
возраста и основываются на использовании классических и современных
произведений пейзажной живописи в учебно-воспитательном процессе.
Гипотеза исследования основывается на
предположении, что эффективность процесса формирования
ценностно-ориентированных межличностных отношений у детей младшего школьного
возраста растет в условиях художественно-педагогического общения, в центре
которого лежит знакомство с произведениями искусства, способствующими
формированию художественного восприятия. Формирование межличностных отношений
осуществляется путем обеспечения положительного эмоционального фона восприятия
объектов и явлений природы в произведениях искусства; организации работы,
обогащает сенсорный опыт младших школьников и выступает основой полноценного
восприятия художественных образов природы; актуализации впечатлений от
восприятия картин на материале творческой интерпретации эмоционально-чувственного
опыта при следующем восприятии объектов и явлений окружающей природы; освоения
детьми эстетического потенциала природы в контексте творческой самореализации.
Гипотеза конкретизируется в процессе решения
следующих задач:
1. Исследовать философский аспект развития
межличностных отношений в трудах отечественных и зарубежных авторов с целью
уточнения сущности понятия «межличностные отношения».
2. Осуществить анализ психолого-педагогической
литературы по вопросам использования потенциала уроков ИЗО в формировании
межличностных отношений младших школьников.
3. Определить критерии и уровни сформированности
межличностных отношений младших школьников в теории и практике образовательного
процесса начальной школы.
4. Обосновать педагогические условия и методику
формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста
средствами уроков ИЗО.
5. Разработать, экспериментально апробировать и
опытным путем проверить эффективность системы работы по формированию
межличностных отношений у детей младшего школьного возраста средствами уроков
ИЗО.
Объект исследования – процесс межличностного
общения детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – содержание и методы
формирования ценностно-ориентированных межличностных отношений у детей младшего
школьного возраста средствами уроков ИЗО.
Базой для проведения экспериментальной деятельности
стал третий класс школы № 1
Белгород.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы
использован комплекс научных методов исследования: анализ, сравнение,
систематизация, классификация и обобщение данных психолого-педагогической,
философской литературы по проблеме исследования, изучение и обобщение опыта
работы учителей младших классов, родителей. Совокупность указанных методов
позволила сформировать собственный взгляд на проблему исследования и выявить
научные основы создания экспериментальной модели.
Практическая значимость полученных
результатов заключается в том, что разработана система работы по формированию межличностных отношений
у детей младшего школьного возраста средствами уроков ИЗО, базовым средством которого является методическое
обеспечение, созданное для реализации предложенной методики.
Работа состоит из введения, двух
глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой главе
рассмотрены теоретические аспекты проблемы исследования. Вторая глава содержит
рекомендации по совершенствованию работы по формированию межличностных отношений
у детей младшего школьного возраста средствами уроков ИЗО. В заключении подведены итоги исследования. В
приложении представлены методики исследования.
Заключение:
Определение произведений искусства
как оптимального средства формирования морально-этических основ межличностных
отношений у детей младшего школьного возраста объясняется тем, что в них
художественные образы выступают вторичным идеальным воспроизведением и
преобразованием эстетических данных природы, которое осуществляется по
направлению: восприятие – рефлексия – отношение. Обеспечение воспитательного
воздействия в триаде «природа – искусство – природа» достигается при условии
отношения личности к природе и окружающим ее людям не с позиций эстетического
прагматизма, а реализуется за счет использования искусства как одного из
средств формирования у детей нравственного отношения путем предоставления им
возможности увидеть аккумулированную в произведении искусства красоту и найти
ее вокруг себя.
Педагогически значимыми условиями
формирования морально-этического отношения является направленность на
пробуждение чувства красоты, положительных эмоций, педагогически компетентное
обеспечение эмоциональной и эстетической насыщенности познавательной
деятельности младших школьников, организация со стороны взрослого процесса
непосредственного взаимодействия ребенка с другими детьми и целенаправленное
управление детской деятельностью для перехода внешних отраженных качеств в
постоянные внутренние. Постоянным показателем своеобразия межличностных
отношений детей младшего школьного возраста является зависимость от поведения и
отношения к искусству близкого взрослого.
Для повышения уровня сплоченности
в межличностных отношениях учащихся третьего класса был проведен эксперимент,
состоявший из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. На
констатирующем этапе исследование уровня сплоченности ученического
коллектива проводилось с помощью определения индекса групповой сплоченности
Сишора. Результаты, полученные на этом этапе,
продемонстрировали, что сплоченность в школьном коллективе находится на среднем
уровне и нуждается в работе по ее улучшению.
В ходе формирующего
этапа эксперимента использовалась программа групповой работы в рамках уроков
ИЗО «Декоративная стилизация природных элементов». Целью программы было
создание комфортного микроклимата в классе. Среди задач программы были
выделены: определение
типологических особенностей личности и их влияния на статус каждого участника
группы; создание в группе атмосферы сплоченности и доверия; формирование
толерантного отношения друг к другу. Целевой группой были учащиеся третьего
класса.
Программа внедрялась в учебный процесс в форме проектной деятельности,
основной целью которой было развитие таких навыков и умений:
доброжелательность, интерес и умение строить доверительные отношения друг с
другом; эмоционально сопереживать однокласснику; сотрудничать и действовать сообща;
согласовывать свои действия с другими и совместно решать поставленные задачи. Результаты
контрольного этапа эксперимента продемонстрировали возрастание уровня
сплоченности коллектива в экспериментальной группе, что свидетельствует об
эффективности избранной методики.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ПОТЕНЦИАЛ УРОКОВ ИЗО В
ВОСПИТАНИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Воспитательные
функции уроков ИЗО
В начальной школе система
художественно-эстетического воспитания в целом реализуется в
учебно-воспитательном процессе, осуществляется на уроках и во внеурочное время,
но основами эстетических знаний и умений учащиеся овладевают, прежде всего, в
процессе освоения учебными дисциплинами. «В любой науке, — отмечал по этому
поводу К.Д. Ушинский, — более или менее существует эстетический элемент,
передачу которого ученикам должен учитывать наставник» [26, c. 82]. В начальной
школе этому способствует творческий подход к решению учебных и воспитательных
целей, выразительность слова учителя, отбор и оформление наглядного и
раздаточного материала и тому подобное.
Особое место среди учебных
дисциплин занимают предметы эстетического цикла – музыка, изобразительное
искусство, литература. Художественный образ, как основа искусства, является
обобщением действительности в индивидуализированной, конкретно-чувственной и
эстетически выразительной форме как единство того, что чувствуем, и того, что
понимаем. Именно благодаря особенностям своего влияния на ребенка (чувственная
непосредственность, идейная направленность, побудительная сила) искусство, как
никакая из других форм общественного сознания, является самым эффективным
средством эстетического воспитания.
Говоря о развитии эстетического
восприятия детей средствами искусства, И. Я. Лернер подчеркивал сложность
поставленной проблемы: «Смотреть и слушать, получать удовольствие – это кажется
такой несложной психологической работой, выполняя которую, совершенно не
чувствуем необходимости ни в каком специальном обучении. Между тем это и
составляет основную цель и задачи общего воспитания» [14, c. 51].
«Ввод» искусства во внутренний мир
ученика начальной школы как результат понимания художественного образа должен
опираться на создание эмоционального контакта с произведениями, которые
воспринимаются, совершенствование навыков аналитико-синтетической деятельности
мышления, обогащение эмоционально-личностного опыта школьника с учетом
воспитательных, образовательных и корректирующих моментов, заложенных в самом
содержании искусства. Педагог должен всегда помнить, что «на искусство нельзя
смотреть как на пилюлю, которая спасает от бед … Оно – плуг на ниве души, а
не лекарства. Плуг не пашет сам, им нужно уметь пользоваться» [19, c. 31].
Значительный эстетический
потенциал имеют уроки изобразительного (визуального) искусства. Это обусловлено
как самой природой восприятия изобразительного искусства, так и тем, что
изобразительная деятельность является одной из самых доступных для учащихся
форм творчества. Занятия по изобразительному искусству дают возможность
эффективно развивать у учащихся чувство прекрасного, формировать представление
о визуальном искусстве, знакомить с его ролью в жизни людей, с образным языком
разных видов и жанров искусства, развивать адекватное эмоционально-эстетическое
отношение к предметам и явлениям окружающего мира и произведений
изобразительного искусства, интерес к художественной творческой деятельности,
способность к восприятию, пониманию и воспроизведению художественных образов.
Существенное влияние на
эстетическое развитие детей оказывают картины, художественные иллюстрации,
образцы декоративно-прикладного искусства, архитектуры, скульптуры. Работа с
художественными иллюстрациями и репродукциями должна проводиться на каждом уроке
непосредственно перед рисованием с натуры, декоративным и тематическим
рисованием. Кроме того, предусмотрены специальные уроки-беседы по
изобразительному искусству. Отбор иллюстративного материала, с которым
знакомятся дети, должен соответствовать ряду критериев: доступность
художественного образа пониманию учащихся; художественная ценность
произведения, выраженная в стройности композиционной структуры и четко
оговоренной связи элементов выразительности; реальная воспитательная ценность
произведения, выраженная в возможности овладения школьниками его смысловым
(содержание) и конструктивным (форма) факторами; наличие в произведении
изобразительного искусства возможностей для сравнения его с другими
художественными произведениями или жизненным опытом школьника. В учебной
программе по изобразительному искусству представлен ориентировочный перечень
произведений художников, народных мастеров, образцов архитектуры, с которыми
дети должны ознакомиться.
Эффективными приемами,
направленными на последовательное развитие эмоциональной отзывчивости,
познавательной активности, творческой самостоятельности учащихся в работе с
произведениями изобразительного искусства, могут быть:
— сравнение репродукций одной
тематики;
— сопоставление образцов различных
видов искусства (живопись, музыка, литература), совпадающие с общим
эмоциональным настроением;
— словесное рисование картины
(один ученик рассказывает об одной из двух предложенных картин, другие должны
догадаться, о какой картине идет речь);
— озвучивание картины (придумывание
монолога / диалога героев);
— отбор слов-синонимов,
определяющих настроение героев;
— додумывание ситуации (Как
поступит главный герой? Что будет происходить с героями в дальнейшем?);
— отбор обобщающего названия к
картине;
— установления последствий
представленной причины и причин данного последствия (например: «Почему мальчик
стоит с виноватым видом?» — к картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка», «Каким
был бы пейзаж, если бы художник нарисовал его ранней весной, а летом / осенью?
можно ли в этом случае оставить прежнее название картины?» — к картине А.
Саврасова «Грачи прилетели»)
— «кажущееся присутствие»
(например: «Войдем в эту картину, станем у этой березы, поднимем голову и
посмотрим … Какое небо вы увидели над головой? Прислушаемся, какие звуки
слышны вокруг? Как вы будете вести себя в этом лесу? Вы будете бегать, кричать,
шуметь или тихо и спокойно прогуливаться по лесу?» — к картинам И. Левитана
«Березовая роща» или А. Куинджи «Березовая роща»).
Увлеченное знакомство младших школьников
с изобразительным искусством расширяет их кругозор, учит видеть и понимать
прекрасное. Но учителю нужно помнить, что «восприятие приобретает характер
эстетического лишь в тех случаях, когда у учеников развиты эстетические
чувства. К ним относятся радость, восторг, удовлетворение в связи с восприятием
и созданием прекрасного» [1, c. 16].
Вместе с тем под влиянием
воспитательной работы у учащихся расширяется сфера чувственного познания. На
основе развития мышления и речи создаются предпосылки для формирования
элементарных эстетических суждений. Эстетические переживания способствуют
общему обострению ощущений, особенно ощущений цвета, сочетаний цветов, ритма,
динамики. Через эмоциональное восприятие, осмысление содержания и средств
выразительности изобразительного искусства в их единстве, овладение основами
изобразительной грамоты, самостоятельного творчества учащиеся овладевают
возможностью доступной их сознанию эстетической оценки явлений окружающей
действительности.