Курсовая с практикой на тему Психологические особенности межличностного общения в подростковом возрасте
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1 Понятие «межличностное общение» в современной науке 6
1.2 Особенности межличностного общения в подростковом возрасте 16
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 24
2.1 Организация и ход эмпирического исследования 24
2.2 Результаты эмпирического исследования и их анализ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….42
Введение:
Актуальность исследования. Человек – социальное существо, его жизнь и развитие невозможно без общения и взаимодействия с людьми. Общение – это взаимодействие людей, в котором всегда развертывается взаимопонимание ими друг друга, устанавливаются те или иные взаимоотношения, имеет место определенное взаимообращение (поведение, выбираемое участвующими в общении людей по отношению друг к другу). Как форма социального взаимодействия людей общение обеспечивает процессы обмена мыслями и чувствами, мотивами и действиями между людьми посредством знаковых (языковых) средств в целях взаимопонимания и согласования совместной деятельности. Потребность в общении является внутренней основой личных взаимоотношений между людьми. Эта основная социальная потребность возникает и ясно проявляется уже на самых ранних этапах человеческой жизни. Почвой для ее развития, как отмечал Л.С. Выготский, является то, что любая потребность младенца становится потребностью в другом человеке. Постепенно потребность в общении заставляет ребенка искать эмоциональный контакт не только со взрослыми, но и со сверстниками, с другими детьми.
Развитие личности тесно связано с процессом общения и системой представлений о самом себе. Связь общения с системой представлений о себе отчётливо выступает в подростковом возрасте. В подростковом возрасте актуализируется потребность в общении со сверстниками, а складывающиеся взаимоотношения с ними определяют его эмоциональное благополучие.
Анализ научной литературы показывает, что общение со сверстниками прямым или косвенным образом влияет на развитие подростка как личности. Следовательно, развивая общение, мы можем оказывать влияние на развитие личности, самооценки и самопознания. В свою очередь это должно повысить компетентность подростков в разных сферах деятельности, в частности учебной.
Изученность темы. Существенный вклад в разработку теоретических и методологических вопросов психологии личности подростка был сделан: А.С. Арсеньевым, Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, И.С. Коном, А.Н. Леонтьевым, А.А. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, А.А. Бодалевым, Б.Г. Ананьевым, Д.И. Фельдштейном, Н.М. Шкуленда и др. Разработка теории референтного общения в современной западной социальной психологии связывается, прежде всего, с именами таких авторов, как Г. Хайман, Т. Ньюком, М. Шериф, Г. Келли, в отечественной психологии данная проблема изучалась – Е.Д. Щедриным, Г.М. Андреевой, А.А. Чечулиным, О.В. Соловьевой и др.
Таким образом, данной проблеме, вопросу были посвящены множество работ психологов и педагогов, что и обуславливает теоретическое и практическое обоснование данной работы в аспекте актуальности темы. В российской психологической литературе тема межличностных отношений подростков и юношей исследована недостаточно, не раскрыты особенности межличностных взаимоотношений детей данного возраста, в целом исследуемая тема изложена не систематично и кратко. Учитывая это, тема «Психологические особенности межличностного общения в подростковом возрасте» является актуальной для исследования.
Объект исследования: процесс межличностного общения.
Предмет исследования: межличностное общение подростков.
Цель исследования: определить психологические особенности межличностного общения в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что подростки обладают рядом психологических особенностей в межличностном общении: в частности, особенность их направленности в общении определяет уровень их эмоционального отклика (эмпатии), развития коммуникативных способностей и умений.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего перечня задач:
1. Рассмотреть понятие «межличностное общение» в современной науке.
2. Определить особенности межличностного общения в подростковом возрасте.
3. Организовать эмпирическое исследование межличностного общения в подростковом возрасте.
4. Обобщить результаты эмпирического исследования и выполнить их анализ.
Методы исследования:
— анализ научной литературы по теме исследования:
— тестирование;
— качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Методики исследования:
— методика «Направленность личности в общении» (НЛО – А) (С.Л. Братченко);
— методика «Диагностика особенностей общения» (В.Н. Недашковский);
— методика «Шкала эмоционального отклика» (А. Меграбян, модификация Н. Эпштейна);
— методика «Оценка коммуникативных способностей» Е.И. Рогова.
Выборка испытуемых: в эмпирическом исследовании приняли участие 10 подростков в возрасте от 13 до 15 лет. В группе испытуемых 5 девочек и 5 мальчиков.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Заключение:
Межличностное общение не только необходимый компонент деятельности, осуществление которой предполагает взаимодействие людей, но одновременно обязательное условие нормального функционирования общности людей. Общение со сверстниками в подростковом возрасте является ведущей деятельностью. Общаясь, подростки осваивают нормы социального поведения, морали, устанавливают отношения равенства и уважения друг к другу. Поведение подростков по своей сути является коллективно-групповым. Ведущим центральным психическим новообразованием подростка становится чувство взрослости и становящееся самосознание. Это приводит к тому, что начинает меняться личность подростка, сфера его интересов и потребностей.
По итогам выполнения курсовой работы удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило определить психологические особенности межличностного общения в подростковом возрасте.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
— было рассмотрено понятие «межличностное общение» в современной науке;
— были определены особенности межличностного общения в подростковом возрасте;
— было организовано эмпирическое исследование межличностного общения в подростковом возрасте;
— были обобщены результаты эмпирического исследования и выполнен их анализ.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать истинность выдвинутой гипотезы исследования о том, что подростки обладают рядом психологических особенностей в межличностном общении: в частности, особенность их направленности в общении определяет уровень их эмоционального отклика (эмпатии), развития коммуникативных способностей и умений.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.
В заключение работы отметим, что выполненная курсовая работа имеет практическую значимость.
Практическая значимость состоит в возможности использования материалов исследования при разработке коррекционно-развивающих программ для подростков, нацеленных на оптимизацию их межличностного общения.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Понятие «межличностное общение» в современной науке
Одной из важнейших сторон жизнедеятельности человека является общение. В рамках взаимодействия между отдельными людьми появляются и формируются межличностные отношения, субъекты которого обмениваются своими мыслями, эмоциями, волнениями. Тем самым общение является объективной потребностью человеческого индивида. Человек, наделенный сознанием, формируется в личность в итоге взаимодействия и общения с окружающими людьми.
В российской науке в проблеме межличностного общения выделяются психологические, педагогические и философские концепции анализа.
В рамках психолого-педагогической концепции анализу подвергаются:
— личностные качества и окружающая среда, позволяющие личности эффективно осуществлять процесс взаимодействия; изучается мотивационная база общения (А.К. Абульханова-Славская, Л.А. Коростылева, Ю.Н. Кулюткин, Я.А. Пономарев, Г.С. Сухобская);
— формируется идея оказания влияния эффективного общения на возможность личности осуществить и придать положительную динамику развитию ее способностей (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев и др.);
— взаимосвязь межличностных отношений и эмоциональной гармонии участников общения (Г.М. Андреева, Я.Л. Коломинский, С.В. Кондратьева, Е.С. Кузьмина, Н.Н. Обозов, А.В. Петровский и др.) [8].
Межличностное общение понимается как фундамент межличностных отношений, в свою очередь являющихся основой свободного самоопределения личности (А. Маслоу, К. Роджерс и др.), как этическое начало анализа межличностных отношений (И.С. Кон, Т.Л. Скрипкина и др.) [8].