Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Психологические особенности лиц с разным представлением о будущем

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты психологических особенностей лиц с разным представлением о будущем 5
1.1. Подходы к рассмотрению образа будущего в психологии 5
1.2. Факторы, влияющие на особенности представлений о будущем 12
1.3. Рекомендации по эффективному психологическому сопровождению личности при построении образа будущего 18
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей лиц с разным представлением о будущем 31
2.1. Организация, методы и результаты исследования 31
Заключение 37
Список использованной литературы 38
Приложение 40

 

  

Введение:

 

В контексте проблем психологии познания личности особый интерес представляет вопрос об особенностях представлений субъекта о будущем. Особенно важным этот вопрос становится для студенческого возраста, по-тому что в этот период многие сталкиваются с проблемой дальнейшего выбора профессиональной карьеры, профессионального самоопределения, планирования и построения карьеры, создания семьи. Проблемы, связан-ные с представлением собственного будущего человека, сейчас находятся в центре внимания многих исследователей. Категория будущего достаточно интенсивно развивалась как в отечественных, так и в зарубежных исследо-ваниях, говоря о предмете изучения не только психологии, но и других наук, таких как философия, социология и культурология. Рассматривая степень изучения этой проблемы в литературе, следует отметить, что сего-дня активно обсуждаются вопросы, связанные с изучением механизмов по-строения видения будущего, его влияния на организацию жизни человека, рассматриваются личностные детерминанты образ будущего, изучение его зависимости от уровня мотивации достижения, ценностных ориентаций, уровней самооценки. Однако практически не изученным остается вопрос о специфике представлений о будущем в зависимости от психологических особенностей. Рассматривая историю вопроса, следует отметить, что ис-следования, связанные с построением картины будущего, разрабатывались изначально в соответствии с изучением психологического времени челове-ка и его жизни. Причины такого подхода были заложены в работах С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева. Большой вклад в изучение этой проблемы внесла К. А. Абульханова-Славская, которая предложила концепцию ор-ганизации личности человека, его субъективного времени. Большинство авторов раскрывают образ будущего как динамичного образования, ко-торое обеспечивает определенность человеческого существования и дей-ствует как результат смысла жизни в его мотивирующих целевых компо-нентах. Путь будущего определяет общую ориентацию личности и может быть описан в терминах целей, планов и поведенческих стратегий для их реализации. При описании образа будущего следует выделить три уровня анализа: функциональный, динамический, осмысленный. В функциональ-ном аспекте образ будущего является одним из факторов систематической детерминации, благодаря которому роль человека выступает в таких про-явлениях, как самореализация и определение жизни. В динамическом ас-пекте образ будущего является результатом проективной деятельности че-ловека. Функционируя в настоящем, он связывает прошлое и будущее субъекта. Характеризуя содержательный аспект образа будущего, важно говорить о характеристиках образа будущего, в качестве которых следует рассматривать реалистичность, полноту, целостность, развернутость, де-тализацию.
Объект: лица с разным представлением о будущем.
Предмет: психологические особенности лиц с разным представлени-ем о будущем.
Цель: изучить психологические особенности лиц с разным представ-лением о будущем.
Задачи:
1. Изучить подходы к рассмотрению образа будущего в психологии
2. Охарактеризовать факторы, влияющие на особенности представ-лений о будущем
3. Экспериментально изучить особенности лиц с разным представле-нием о будущем
4. Предложить рекомендации по психологическому сопровождению.
Гипотеза исследования: лица, с разными представлениями о будущем имеют отличительные психологические особенности.
Теоретико-методологические основания исследования стали исследо-вания Е. П. Белинской и И. В. Куликовой.
Методы исследования: методы системного подхода, сравнительного анализа, обобщения и систематизации, анализ психологической литерату-ры по проблеме исследования, эксперимент, метод контент-анализа.
Выборка исследования: 40 человек, 16-17 лет. 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Концепция социальных репрезентаций возникла у французского социального психолога Сержа Московича. Структура социальных представлений представлена тремя измерениями: информация, поле зрения и установки. В национальной психологии разработано понятие «образ мира», введенное А. Н. Леонтьевым. Образ мира — это целостная, многомерная система убеждений о мире, о других людях, о себе, о своем будущем, своей деятельности и т. Д.
Исходя из вышеизложенного, мы можем предположить, что образ будущего представляет собой сложное интегральное образование, которое включает в себя ценностную ориентацию и первые жизненные планы, как запланированные и ожидаемые события, усвоенные стереотипы социального поведения, элементы рефлексии и самооценки, установка и эмоциональное отношение к будущему.
На основании теоретического анализа литературы по проблеме исследования мы сформулировали следующую гипотезу: восприятие своего будущего завист от психологических особенностей личности.
При анализе полученных данных мы отметили, что если у мальчиков-подростков категория «Социальное Я» занимает лидирующее положение в своих представлениях о своем будущем, то для девочек основной является категория «Партнер по сотрудничеству».
В своих взглядах на будущее мальчики-подростки часто видят себя профессионально мобильными, ориентированными на самосовершенствование и карьерный рост.
У девочек в первую очередь возникает мотивация создания и поддержания близких, доверительных отношений в семье и родственных кругах при хорошей материальной безопасности; они ориентированы на выполнение традиционных женских ролей — мать, жена.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты психологических особенностей лиц с разным представлением о будущем
1.1. Подходы к рассмотрению образа будущего в психологии
В процессе становления психологии, категория «образ» всегда имела свой особый интерес, поскольку «образ» представляет собой категорию, которая имеет, помимо эпистемологических аспектов, онтологический. В настоящее время категория образа представляет собой как модель, так и средство исследования мысли, которые отражают реальность, существую-щую независимо от наших знаний о ней.
В рамках зарубежного исследования можно выделить три теорети-ческих положения, которые относятся к представлениям информации в ви-де: — гипотеза двойного кодирования (Г. Х. Бауэр, Р. Л. Брукс, Д. Кимура, А. Пайвио и др.); — концептуально-пропозициональная гипотеза (Дж. Р. Андерсон, С. Чипман, Л. А. Купер, Дж. Метцлер, Р. Н. Шепард и др.); — радикальная теория образов (Бугельский Б. Р., С. М. Косслин, Э. Л. Торн-дайк, Б. Тверский, Дж. Р. Померанц и др.). Для местных психологов пси-хология имиджа остается актуальной с середины XIX века по настоящее время. В первую очередь, проблемы изучения ментального образа рос-сийской психологии связаны с именами И. М. Сеченова и И. П. Павлова.
Изучая нервную систему человека, И. М. Сеченов пришел к выводу, что изображения взглядов не являются отпечатками пальцев или следами объекта, и, в первую очередь, имеют общий домен по своей природе. Впе-чатления приходят «… не отдельными экземплярами, а вместе, хотя и со-храняют некоторые характеристики личного опыта. Благодаря этому в памяти человека десятки тысяч подобных ситуаций сливаются в единое це-лое».
Рассмотренный взгляд нашел отражение в работах И. П. Павлова, который исследовал законы высшей нервной деятельности, позволяющие раскрыть в общем материале расположения образов-представлений. В его понимании возникновение идей начинается в первой сигнальной системе, завершается их развитие и приобретает обобщенный характер в деятель-ности второй сигнальной системы.
Чаще всего изображение рассматривается как носитель информации и в связи с этим интересно изучить его содержание. При изучении изобра-жений большая часть исследований посвящена их роли в зрительной памя-ти, зрительном восприятии, воображении и образном мышлении.
Образы-представления занимают наивысший уровень чувственных образов, возникающих при отсутствии объекта в поле восприятия. Чув-ственный образ еще более резко качественно отличается от понятий, хотя нельзя отрицать между ними тесные отношения.
Если мы обратимся к рассмотрению образа внешнего мира, воспри-ятие можно рассматривать как первичную стадию их возникновения. Об-разы, которые формируются в процессе восприятия, воспроизводительны и в какой-то степени статичны. Развивая эту тему, Н. Д. Завалова, Б. Ф. Ломов, В. А. Пономаренко указывают, что при переходе от восприятия к представлению происходит «преобразование последовательного процесса восприятия одновременно». Свойства и характеристики объекта, которые воспринимаются последовательно, в будущем будут трансформированы в «целостную ментальную картину». Б. Ф. Ломов вводит понятие — «образ-цель» и подчеркивает сложность неоднородности образа, а также много-мерность процесса его формирования. [38]
Утверждение о том, что образы репрезентации являются необходи-мой частью познавательной деятельности, подтверждает американский психолог и педагог Джон Брунер в известной теории трех систем пред-ставлений, роль которых меняется в ходе онтогенетического развития при взаимодействии человека с реальностью. Ученый выделяет систему визу-альных представлений, двигательную систему и символическую систему, взаимодействие которых, по его мнению, является центральным моментом в развитии человеческого интеллекта. По мнению Брунера — «выборочный, одновременный и часто сильно стилизованный аналог пережитых собы-тий» [13].
С. Л. Рубинштейн рассматривает деятельность сознания через отра-жение происходящего в ментальных и сенсорных образах, конструктор-скую деятельность субъекта. Ученый предполагает, что природа сознания в первую очередь носит социальный характер, связанный с общественны-ми отношениями.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы