Психология профессионального образования Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Психологические особенности кризисов личностного и профессионального становления в зрелом возрасте.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КРИЗИСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ 6
1.1. Понятие кризиса профессионального становления 6
1.2. Виды профессиональной деформации и их типологии 10
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 14
ГЛАВА 2. ФАКТОРЫ, СИМПТОМЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ КРИЗИСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ В ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ 15
2.1. Специфика профессиональной деятельности государственных служащих 15
2.2. Факторы, приводящие к возникновению кризиса профессионального становления, и их специфика 22
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 25
ГЛАВА 3. ПРОФИЛАКТИКА КРИЗИСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ 26
3.1. Методы выявления симптомов кризиса профессионального становления 26
3.2. Способы профилактики кризиса профессионального становления 28
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. В связи с направлениями, в которых развивается современное российское общество, закономерным является возникновение необходимости глубоко научно осмыслить проблему, связанную с социальными профессиональной деформациими, исследовать факторы их возникновения и развертывания в условиях трансформации отношений в обществе, которые характерны для переходных периодов, их норм и ценностей.
Стремительное увеличение различных конфликтных ситуаций в отечественном социуме в постсоветский период русской истории вызывает необходимость урегулирования стрессов во всех областях, где происходит социальное взаимодействие .
Современное российское общество обладает четко выраженной потребностью в фундаментальном и прикладном исследовании закономерностей возникновения, протекания и урегулирования стрессовых ситуаций. Необходимо выявить и обосновать наиболее приемлемые и адекватные в понимании общества способы предупредить и конструктивно разрешить возникающие стрессы. Для того, чтобы данная потребность была удовлетворена, нужна попытка систематизации уже имеющихся на данный момент знаний о профессиональной деформации, накоплением которых являются научно-теоретические и практические наработки отечественных исследователей, рассматривающих современную социальную действительность. Профессиональная деформация представляет собой опаснейшую тенденцию современной жизнедеятельности. Ее проявления способны нивелировать все положительные последствия трудовой деятельности. Именно поэтому избранная тема актуальна и требует изучения.
Степень разработанности темы. Исследование профессиональной деформации в отечественной науке имеет существенную историю. Впервые в научный оборот понятие деформации введено в механике для обозначения системы трансформаций формы и размеров тела под воздействием механических сил. В биологии, физиологии и медицине категория деформации используется для объяснения механизма естественного или искусственного отклонения органа или системы от нормы, в результате чего могут изменяться особенности их функционирования. Экстраполяция понятия «деформация» на различные научные отрасли привела к экстенсификации спектра обозначаемых этим термином явлений, в том числе и особенности поведения человека, взаимодействие социальных групп и тому подобное.
Актуальным проблемам стрессологии посвящены работы Н. Гришиной , Б. Хасана , В. Зедгенидзе . Наверняка помимо профессиональной деформации, выгорания и другие аспекты проблемы профдеформации рассматривались в научной литературе
Объектом исследования является кризис профессионального и личностного становления в среднем возрасте как деструктивный процесс снижения эффективности деятельности государственного служащего.
Предмет исследования – ключевые характеристики и закономерности возникновения и преодоления кризиса профессионального и личностного становления в среднем возрасте.
Цель исследования – проанализировать основные причины, факторы и условия профессиональной деятельности, способствующих возникновению кризиса профессионального и личностного становления в среднем возрасте для разработки рекомендаций по ее преодолению.
Решение следующих задач предполагает достижение поставленной цели:
— рассмотреть понятие кризиса профессионального и личностного становления в среднем возрасте;
— охарактеризовать основные этапы возникновения, протекания, проявления и преодоления кризиса профессионального и личностного становления в среднем возрасте;
— выявить ключевые характеристики и условия, способствующие преодолению кризиса профессионального и личностного становления в среднем возрасте.
Методы исследования. В процессе подготовки курсовой работы использовались историко-описательный, историко-сравнительный, историко-логический методы научного анализа.
Практическая значимость исследования связана с возможностью использования его материалов в дальнейших исследованиях, посвященных проблеме, в разработке учебных курсов высших учебных заведений, в практической деятельности кадровых служб и руководителей органов государственной власти .
Структура работы обусловлена ее методами и задачами. Исследование состоит из введения, трех глав и списка использованной литературы. В первой главе рассмотрен этап становления знаний о кризисе профессионального и личностного становления в среднем возрасте. Вторая глава посвящена специфике развития представлений о кризисе профессионального и личностного становления в среднем возрасте в русском научном дискурсе. В третьей главе отражены особенности преодоления кризиса профессионального и личностного становления в среднем возрасте в организациях на современном этапе.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Государственные служащие, как представители профессий типа «человек-человек», особо подвержены профессиональной деформации. Это вызвано не только монотонностью труда, но и тем, что общение с другим человеком предполагает обратное воздействие, вживание в роль другого. Представители государственной службы откровенно устают от проблем, с которыми приходится иметь дело на работе, некоторые из них настолько устают на работе, что дома стараются общаться как можно меньше. В результате государственные служащие усваивают особенности личности партнера по деловому общению, что не всегда благоприятно сказывается на личности самих служащих.
Поэтому каждому государственному гражданскому служащему желательно время от времени задавать себе вопрос на предмет появления негативных издержек профессиональной деятельности. Служащим важно самим научиться определять первые признаки профессиональных деформаций и своевременно принимать меры.
Любой специалист через определенные временные периоды должен включаться в систему непрерывного образования разной формы – послевузовское и последипломное профессиональное образование, повышение квалификации, а также дополнительное образование для удовлетворения непрофессиональных потребностей человека (эстетических, экологических и других).
Для контроля и регуляции психической напряженности, в том числе и состояния психического перенапряжения государственные гражданские служащие могут использовать следующие приемы:
1. Метод отвлечения. Данный метод состоит в произвольном переключении внимания с одного объекта на другой. Овладение им необходимо личностям, у которых условия напряженной работы вызывают навязчивые мысли, отрицательные эмоции или чрезмерное эмоциональное возбуждение. Каждый государственный служащий должен воспитать у себя способность на некоторое время произвольно отвлекаться от процесса работы и связанных с ним отрицательных эмоций и сосредотачивать мысли на какой-либо посторонней теме.
2. Метод самоприказа для контроля напряжения состоит в сознательном побуждении себя к выполнению очень трудных и сложных действий, в создании внутреннего состояния уверенности в том, что эти действия будут выполнены.
3. Метод регуляции дыхания для регуляции напряжения состоит в повторении сочетаний глубокого вдоха с последующим продолжительным выдохом.
4. Метод сосредоточения внимания позволяет воспитать способность в важные моменты оставаться наедине с собой и предметом своей деятельности — конкретным вопросом или проблемой.
5. Метод мышечного расслабления способствует снятию не только психического, но и физического напряжения. Его цель — вызвать ощущение тяжести и теплоты в определенных группах мышц или конечностях (ногах, руках). Именно теплота и тяжесть характеризуют расслабленность и спокойствие.
Для решения данной проблемы необходима переоценка профессиональных ценностей. Государственный служащий должен осознавать, что суть его работы состоит в постоянной коммуникации с людьми, как с коллегами по работе, так и с клиентами, проблемы которых нужно решать. Преодолению данной проблемы, на наш взгляд, поспособствует прохождение серии коммуникативных психологических тренингов.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КРИЗИСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

1.1. Понятие кризиса профессионального становления
Этимологически термин «деформация» (от лат. Deformatio — искажение), как отмечается в энциклопедических источниках — изменение относительного положения частиц тела в связи с их перемещением .
В отличие от естественного концепта интерпретации этого термина, социально-психологический аспект последнего проявляется в феномене «профессиональной деформации» и составляет длительный процесс трансформации личности в специфических условиях профессиональной среды, связанный с возникновением определенных психологических изменений, порождаемых профессиональной деятельностью и влияющих на уровень реализации .
Следовательно, этот феномен – сложная социальная, психологическая и философско-правовая проблематика, поскольку опосредует своеобразный девиационный и протоделиквентный процесс трансформации должностного лица, в контексте которого видоизменение имманентной морально-психологической среды последнего постепенно формирует базис для дальнейшего нивелирования официально регламентированной процедуры реализации служебных полномочий, а следовательно неизбежно приводит к дефектам в правоприменении, некоторые из которых проявляются в коррупционных формах.
Профессиональная деформация личности – это изменения в отрицательную сторону профессиональных и личных качеств некоторых работников под влиянием условий и опыта профессиональной деятельности. Она выражается в профессионально-нравственной, профессионально-интеллектуальной, эмоционально-волевой сферах» .
Некоторые исследователи считают, что профессиональная деформация является результатом несоответствия человека общественной профессиональной норме, появлению жестких профессиональных стереотипов, следствием переноса профессиональной роли в сферу внеслужебных отношений или влияния специфики служебной деятельности .
Наиболее весомым фактором, который образует профессиональную деформацию, является организация, условия и опыт профессиональной деятельности, а также усвоение должностными лицами профессиональной роли. Так, по мнению российских исследователей, к личностным причинам, которые способствуют возникновению профессиональной деформации, следует отнести «недостаточность уровня, на котором находятся профессиональные способности, отсутствующую положительную мотивацию в отношении деятельности, особенности того, как протекают профессиональные и возрастные кризисы, неадекватность самооценки, а также осознание того, насколько социально значимы собственные профессиональные функции» .
Начало профессиональной деформации связано с негативными изменениями, которые содержит профессиональная деятельность и поведение, то есть социально-психологический уровень, выражением чего являются негативные изменения социально-психологической структуры личности. Этот концепт трактовки феномена профессиональной деформации охватывает философско-деонтологический базис освещения проблемы служебной дисфункциональности, связывая ее с отрицательной реструктуризацией служебного императива. В частности, профессиональная деформация личности — это продолжающийся во временном континиуме мультисегментный процесс пренебрежений (нарушений) ментальных формаций личности, детерминирующих многочисленные трансформации в профессиональной деятельности .
Деформация профессиональной сущности этимологически состоит в узком этико-нравственном восприятии служебной деятельности, дискурсивной направленности лица на стереотипные целеуказатели, интернальные относительно его профессионального мировосприятия, что проявляется в оппозиционированни последнего относительно сложившихся в обществе аксиом деятельности (в их конфронтационном восприятии) .
Профессиональная деформированность прежде всего начинает проявляться в личности, впоследствии через ее поведение отражается на служебной деятельности и ближнем окружении. Особенности личности и деятельности такого работника проявляются по-разному и во многих сочетаниях; иногда гипертрофированное развитие отдельных черт может привести к профессиональной непригодности данного работника, к нарушению им закона или аморальных действий. Итак, развитие профессиональной деформации может негативно влиять на мотивацию служебного поведения работников.
Профессиональная деформация — явление, которое объективно существует, сопровождает человека в его профессиональной деятельности. К характерным признакам профессиональной деформации государственных служащих относятся: нарушения законности, злоупотребления властными полномочиями, формально-бездушное отношение к нуждам граждан, фальсификация документов для получения личной выгоды и тому подобное.
Профессиональную деформацию должностных лиц характеризуют по следующим признакам: «обезличивание» работников, социальное иждивенчество и пассивность, обострение чувства неприязни к собственной персоне, которую высказывает население, взгляд на собственную профессию как на непрестижную, отношения конкуренции в коллективе, антипатия к представителям других служб . Аналогичной точки зрения относительно природы профессиональной деформации придерживается и Д. Харольд, который считает, что профессиональная деформация является тенденцией воспринимать окружающую ситуацию исключительно с точки зрения определенной профессии, без учета дальнейших перспектив .
Самое большое влияние профессиональная деформация оказывает на личностные особенности представителей тех профессий, работа которых связана с людьми (чиновники, руководители, работники по кадрам, педагоги, психологи).
Крайняя форма профессиональной деформации личности у них выражается в формальном, сугубо функциональном отношении к людям. Высокий уровень профессиональной деформации также наблюдается у медицинских работников, военнослужащих и сотрудников спецслужб.
Согласно выводам психологов, у менеджеров профдеформация заключается в психологической дезориентации из-за постоянного давления на них как внешних, так и внутренних факторов. Она выражается в высоком уровне агрессивности, неадекватности в восприятии людей и ситуаций, наконец, в потере вкуса к жизни. Все это порождает еще одну общую для многих управленцев проблему: неспособность к эффективному самосовершенствованию и развитию.
Личностная профдеформация может носить эпизодический или устойчивый, поверхностный или глобальный, положительный или отрицательный характер. Она проявляется в профессиональном жаргоне, в манерах поведения, даже в физическом облике.

Частными случаями профессиональной деформации являются административный восторг, управленческая эрозия и синдром эмоционального сгорания.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы