Курсовая с практикой на тему Психологические особенности детей с аутизмом
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Психологические особенности детей с РАС.. 6
1.1. Аутизм и его
характеристика. 6
1.2. Особенности
познавательной сферы ребенка с аутизмом. 10
1.3. Особенности
взаимодействия со сверстниками. 13
Глава 2.
Развитие психологических качеств детей с РАС.. 17
2.1.
Организация исследования. 17
2.2.
Результаты исследования. 19
2.3.
Требования к материалу по развитию психологических процессов у детей с РАС 24
Заключение. 32
Список
литературы.. 33
Введение:
Расстройство
аутистического спектра (РАС) — это категория нарушений развития нервной
системы, характеризующаяся социальными и коммуникативными нарушениями, а также
ограниченным или повторяющимся поведением.
РАС поражает более 5
миллионов американцев, с оценочной распространенностью примерно 1,7% среди
детей. Потребности в уходе за детьми с РАС значительны, затрагивают также
родителей, братьев и сестер и требуют значительных общественных ресурсов.
Обеспечение
своевременного и эффективного оказания медицинских, поведенческих,
образовательных и социальных услуг на протяжении всей жизни означает, что
поставщики первичной медико-санитарной помощи должны понимать потребности людей
с РАС и их семей. В настоящее время РАС диагностируется чаще, чем в прошлом, и
значительные медицинские, образовательные и социальные потребности людей с РАС
и их семей представляют собой область критической потребности в ресурсах,
исследованиях и профессиональном образовании.
К проблематике детского неблагополучия и отклоняющимся формам
поведения в дошкольном возрасте обращались многие зарубежные и отечественные ученые:
Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Я.Л. Коломинский, Д.Б. Эльконин. Хотя тема
РАС не звучала, в данных исследованиях поднимался вопрос о важности помощи
детям с отклонениями. Ближе к настоящему
времени данный вопрос исследовался в трудах О.Г. Шабардиной, которая выявила на
основе анализа социальных факторов предпосылки, отрицательно влияющие на
состояние детей. Расстройства
аутистического спектра (РАС) становятся все более распространенными, однако их
причины и патология плохо изучены. Генетические механизмы, а также факторы
окружающей среды могут сочетаться в патогенезе РАС. За последние годы в
исследованиях РАС был достигнут ряд значительных успехов. Результаты этих
исследований начали формировать более четкую картину патогенеза, ответственного
за РАС. Однако для получения дополнительных знаний о РАС необходимо определить
лежащую в основе биологию и проанализировать конкретные типы клеток, цепи и
внутриклеточные пути.
Расстройство аутистического спектра (РАС) — это сложное
неврологическое расстройство и расстройство развития, которое начинается в
раннем возрасте и влияет на то, как человек действует и взаимодействует с
другими, общается и учится. РАС влияет на структуру и функции мозга и нервной
системы. Поскольку это влияет на развитие, РАС называют нарушением развития.
РАС может длиться всю жизнь человека.
У детей с аутизмом могут быть разные симптомы. По этой причине аутизм
известен как «расстройство спектра» — это означает, что у детей с этим
расстройством есть ряд сходных черт.
Цель исследования: выявление особенностей психологических состояний
детей с РАС
В соответствии с целью перед нами стоят следующие задачи:
1. Выделить особенности детей, имеющих РАС,
2. Раскрыть сущность психологических состояний
детей с РАС.
3. Провести исследование детей с РАС.
Объект данного исследования выступает РАС как психолого-педагогическая
проблема.
Предметом исследования − особенности психологических характеристик
детей с РАС.
Методы исследования: анализ научных психолого-педагогических источников,
анализ официальных документов, сравнение и обобщение.
Теоретико-методологическая база исследования являются труды
отечественных и зарубежных авторов, в которых впервые был рассмотрен и описан в
1943 году американским психиатром Л. Каннером в работе «Аутические нарушения
аффективного контакта».
Им был сделан вывод о существовании особого клинического синдрома
«экстремального одиночества», который он назвал синдромом раннего детского
аутизма и который впоследствии стали называть синдромом Каннера по имени
ученого его открывшего. Г. Аспергер тоже занимался исследованием детей с
синдромом РДА, но несколько другой категории, он назвал ее «аутическая
психопатия», что в отличие от раннего детского аутизма проявляется после
трехлетнего возраста.
Наиболее известные отечественные подходы к коррекции аутизма были
предложены К. С. Лебединской и О. С. Никольской и их методика комплексной
медико-психолого-педагогической коррекции, основанная на представлении об
аутизме прежде всего как об аффективном расстройстве. В отличие от зарубежных
методов коррекции в отечественной коррекционной работе большое значение
отводится комплексности – постоянному взаимодействию педагогов, психологов и
врачей-психиатров.
База исследования – ДОУ № 14 г. Красноярска.
В выборке приняло участие 16 человек – старших дошкольников, имеющих
такие диагнозы, как РАС, СМА или ЗПРР с АЧ.
Этапы работы:
1. Работа над
теоретической основой курсового сочинения – выборка теоретического материала,
анализ его и составление реферативного материала
2. Проведение
исследования детей спектра
3. Выявление
направлений работы с детьми с РАС
Структура курсовой работы состоит из введения,
одного раздела, заключения и списка использованных источников.
Заключение:
Полученные данные
очерчивают горизонты дальнейшего психологического исследования визуального
восприятия людей с РАС. Наши результаты подтверждают необычные параметры и
критерии оценки работы дизайнера с изделиями для людей этой категории.
Растет потребность в
целостном системном описании разнообразия исследований в этой области. Большое
значение имеет уточнение ведущих подходов к дизайну.
Анализ качественных результатов
когнитивных и психологических характеристик детей выделяет требования оформления
дидактических материалов для детей с РАС в инклюзивном образовательном
пространстве. Большое внимание следует уделять психологическим и социальным
механизмам, структурным элементам, эстетике и стилистике продуктов, а также их
форматам и функциям.
На одном из начальных
этапов необходимо определить уровень интуитивных (Д. Норман) и привлекательных
образов. Исследование по прояснению особенностей понимания и усвоения определенного
стиля наглядных материалов для детей с РАС можно продолжить с помощью
специального оборудования, в частности айтрекера.
В свою очередь, эта
деятельность требует адекватных проектных инструментов и помогает не только
развивать теорию и практику графического дизайна, но, прежде всего, делает
процесс включения детей с РАС в систему образования более успешным.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Психологические особенности детей с РАС 1.1. Аутизм и его
характеристика Расстройство
аутистического спектра (РАС) — это нарушение развития, которое влияет на
общение и поведение. Хотя аутизм можно диагностировать в любом возрасте, его
называют «нарушением развития», поскольку симптомы обычно проявляются в первые
два года жизни.
Согласно Диагностическому
и статистическому руководству по психическим расстройствам (DSM-5),
руководству, созданному Американской психиатрической ассоциацией, используемому
для диагностики психических расстройств, люди с РАС имеют:
Проблемы с общением и
взаимодействием с другими людьми
Ограниченные интересы и
повторяющееся поведение
Симптомы, нарушающие
способность человека нормально функционировать в школе, на работе и в других
сферах жизни
Аутизм известен как
расстройство «спектра», потому что тип и тяжесть симптомов сильно различаются.
РАС встречается во всех этнических, расовых и экономических группах. Хотя РАС
может длиться всю жизнь, лечение и услуги могут улучшить симптомы и способность
человека функционировать.
Люди с РАС испытывают
трудности с социальным общением и взаимодействием, ограниченными интересами и
повторяющимся поведением. В приведенном ниже списке приведены некоторые примеры
типов поведения, которые наблюдаются у людей с диагнозом РАС. Не все люди с РАС
демонстрируют все виды поведения, но большинство из них проявляют несколько.
Результаты этих
исследований будут важны для открытия новых целей или механизмов, которые могут
проложить путь для разработки новых и многообещающих терапевтических подходов.
Поведение при социальном
общении / взаимодействии может включать:
1. Слабый или непостоянный зрительный контакт
2. Такие дети не смотрят на других людей и не
слушают их
3. Редко делятся удовольствием от предметов
или занятий, указывая на вещи или показывая их другим
4. Неспособность или медленное реагирование
на кого-то, называющего его имя, или на другие словесные попытки привлечь
внимание
5. Проблемы с постоянным разговором
6. Часто долго могут говорить на любимую
тему, не замечая, что другие не интересуются, или не давая другим возможности
ответить
7. Выражение лица, движения и жесты, не
соответствующие тому, о чем говорится
8. Обладающий необычным тоном голоса, который
может звучать как песня или роботоподобный голос
9. Проблемы с пониманием точки зрения другого
человека или неспособность предсказать или понять действия других людей
Ограничительное / повторяющееся
поведение может включать:
1. Повторение определенного поведения или
необычное поведение. Например, повторение слов или фраз, поведение, называемое
эхолалией.
2. Постоянный интенсивный интерес к
определенным темам, таким как числа, детали или факты
3. Чрезмерно сосредоточенные интересы,
например, с движущимися объектами или частями объектов
4. Расстраиваться из-за незначительных
изменений в распорядке дня
5. Быть более или менее чувствительными, чем
другие люди, к сенсорным воздействиям, таким как свет, шум, одежда или
температура
Люди с РАС также могут
испытывать проблемы со сном и раздражительность. Хотя люди с РАС сталкиваются
со многими проблемами, у них также может быть много сильных сторон, в том
числе:
1. Возможность подробно изучать вещи и
запоминать информацию в течение длительного времени.
2. Хорошие визуальные и слуховые способности
учеников
3. Превосходство в математике, естественных
науках, музыке или искусстве
РАС может варьироваться
от тяжелых до легких форм. Лечение и услуги профильных специалистов могут
улучшить симптомы и способность человека функционировать. Обеспокоенные семьи
должны поговорить со своим педиатром о том, что они наблюдали, и о возможности
скрининга РАС.
В прошлом синдром
Аспергера и аутистическое расстройство были отдельными расстройствами. Они были
включены в подкатегории диагноза «распространенные расстройства развития».
Однако это разделение изменилось.
В Диагностическом и
статистическом руководстве по психическим расстройствам Американской
психиатрической ассоциации , 5-е издание (DSM-5) , дети и взрослые с очень
тяжелыми симптомами аутизма и люди с более легкими симптомами, которым ранее
был поставлен диагноз синдрома Аспергера, теперь считаются имеющими такие же
симптомы. диагностика расстройства аутистического спектра.
В МКБ-10 детский аутизм
входит в рубрику «Общие расстройства развития» (F84), являясь частью раздела
«Нарушения психологического развития» (рубрики F80—F89). Здесь выделяются
следующие формы общих расстройств развития: F84.0 -Детский аутизм
(аутистическое расстройство, инфантильный аутизм; инфантильный психоз; синдром
Каннера).
F84.1 — Атипичный аутизм
(атипичный детский психоз; умеренная умственная отсталость с аутистическими
чертами).
F84.2 — Синдром
Ретта. F84.3 — Другое
дезинтегративное расстройство детского возраста (дезинтегративный психоз;
синдром Геллера; детская деменция; симбиотический психоз).
F84.4 — Гиперактивное
расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями.
F84.5 — Синдром Аспергера
(аутистическая психопатия; шизоидное расстройство детского возраста).
Синдром детского аутизма
как самостоятельная клиническая единица был выделен американским психиатром Л.
Каннером в 1943 году, при том, что описания таких детей и попыток коррекционной
работы с ними были известны уже с начала XIX века. Почти в это же время или
даже раньше к постановке сходных клинических проблем пришли H.Asperger, (1944)
в Австриии и С. С. Мнухин (1947) в России. Вместе с тем, интенсивное изучение
феномена детского аутизма началось именно с работ доктора Каннера, он не только
дал блестящее описание детей и определил клинические критерии, с помощью
которых до сих пор диагностируется выделенный им синдром, но и обозначил
основные направления будущих дискуссий и изучения детского аутизма. У наблюдаемых им детей он
отметил врожденную дефицитарность в установлении аффективного контакта,
характерную неспособность эмоционально отвечать матери; отгороженность от
внешнего мира с игнорированием внешних раздражителей, хотя в то же время и
страх звучащих и движущихся объектов. Речь, неиспользуемую для коммуникации, с
непосредственной и отставленной эхолалией и перверзией (перестановкой)
местоимений, блестящую механическую память, возможность проявить
сообразительность в решении сенсомоторных задач и островки особых способностей,
например, музыкальной одаренности. Как типичнейшее он выделил стремление к
монотонной активности, стереотипному повторению движений, звуков, действий с
определенными объектами. Показал, что еще в большей степени такие дети направлены
на поддержание жесткого постоянства во внешнем окружении, склонны пугаться или
тревожиться в непривычных ситуациях, что требует от близких людей даже большей
ритуальности в поведении, чем ее проявляют сами дети. Тяжелые нарушения
поведения и развития, по наблюдениям доктора Каннера, сочетались с серьезным и
тонким, «интеллигентным» выражением лица и хорошим физическим здоровьем.
Особенности этих детей становились очевидны окружающим до 30-месячного
возраста. Родители же детей с аутизмом характеризовались им как высоко
интеллектуальные, эмоционально сдержанные люди из благополучных слоев общества.