Курсовая с практикой на тему Психологические основы развития двигательной активности младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСНОВ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ
АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.. 6
1.1 Понятие двигательной активности и ее роль в жизни
школьника. 6
1.2 Особенности психофизиологического развития детей
младшего школьного возраста. 11
1.3 Обусловленность развития двигательной активности в
младшем школьном возрасте. 17
ГЛАВА 2. ПРАТКИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ
ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 24
2.1 Общая
характеристика базы и методов исследования. 24
2.2 Ход и
полученные результаты исследования. 28
2.3
Интерпретация полученных результатов исследования. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 36
Введение:
Период
адаптации ребенка к началу систематического обучения в школе относится к одному
из самых трудных, течение которого, как правило, зависит от состояния здоровья
и степени готовности физиологических систем организма к постоянному воздействию
учебной нагрузки. Степень готовности ребенка к школе оценивается уровнем
развития у него основных психофизиологических функций. Однако не меньшей значимостью
обладает и уровень его физической подготовки, т.к. учебным процессом в школе
предъявляются к организму ребенка повышенные нагрузки.
Все
это приводит к усложнению возникающих перед организмом двигательных задач и
откликающемуся на него обогащению координационных ресурсов школьника.
Двигательные задачи становятся более сложными в прямом смысле: возрастает
разнообразие реакций на них, что требуются от организма. К самим этим реакциям
предъявляются более высокие требования в отношении дифференцированности и
точности; усложняется смысловая сторона движений, действий и поступков младшего
школьника.
При
этом, усложнение двигательных задач, которые неминуемо требуют разрешения со
стороны индивида, происходит не само по себе и отнюдь не плавно и постепенно.
У
подрастающего ребенка мало по малу происходит налаживание точности и силы
движения (появляется точность в метании, лазании, легкоатлетических и
танцевальных движениях). Но, перемены в образе жизни являются предпосылками к
перегрузкам и развитию психосоматических нарушений, что не встречались ранее и
не имели возможности войти в обиход потребного сенсорного контроля.
Важность
двигательной активности в жизнедеятельности младшего школьника подтверждена
многими авторами (И.М. Баканов [4], А.В. Жмулин [16], С.В. Начинская [30], Л.И.
Лубышева [25], В.И. Лях [27], В.Р. Кучма [23] и др.).
Но
сегодня, из-за интенсификации школьного образования двигательная активность
учащихся значительно сокращается, что неоднократно отмечается многими специалистами
физического воспитания (Е.В. Осолодкова [34], А.Г. Комков [21] и др.).
Необходимо
сказать, что значительное снижение двигательной активности в период развития
младших школьников является недопустимым по причине, негативного влияния на
здоровье, умственную работоспособность и, как следствие, на усвоение учебных
программ. Кроме того, низкая двигательная активность не позволяет создавать
предпосылки для оптимального развития двигательных качеств.
В
связи с этим, чрезвычайно важно иметь четкое представление о сущности
происходящих в организме ребенка качественных изменений, определяющих
направление и перспективы развития двигательной активности на протяжении всего
младшего школьного возраста.
Цель
исследования – рассмотреть психологические основы развития двигательной
активности младших школьников.
Объект:
дети младшего школьного возраста.
Предмет:
психологические основы развития двигательной активности на протяжении младшего
школьного возраста.
Гипотеза
исследования: развитие двигательной активности младших школьников определяется
психологическим развитием этого возраста, а именно: умением выделять все
свойства среды, движения и собственных физических возможностей.
Задача
исследования:
1. Охарактеризовать понятие «двигательная
активность» и ту роль, которую она влияет в жизни школьника.
2. Обобщить особенности
психофизиологического развития младших школьников.
3. Раскрыть обусловленность развития двигательной
активности младших школьников.
Заключение:
Двигательная активность – это целенаправленная
деятельность человека, преследующая собой решение определенных двигательных
задач и состоящая из движений (бессознательных, целесообразных перемещений тела
или его частей), поз.
Общеизвестно, что движение является
основным стимулятором жизнедеятельности организма человека. Ни усиленный труд,
ни форсированные, утомительные походы сами по себе не в состоянии вызвать
расстройство здоровья, если нервные аппараты работают хорошо. И, наоборот, при
недостатке движений наблюдаются, как правило, ослабление физиологических
функций, понижается тонус и жизнедеятельность организма.
При этом, двигательная деятельность
включает важные социально-биологические факторы, формирующие организм ребенка и
взрослого человека, обеспечивает баланс между окружающей средой и телом,
способствует улучшению механизмов регуляции метаболической адаптации.
В младшем школьном возрасте
двигательная активность относится к такой же естественной потребности
организма, как и пища, а возможно, и гораздо большей.
При этом, младший школьный возраст –
наиболее активный период в формировании двигательных координаций ребенка. В
этот период закладываются основы культуры движений, успешно осваиваются ранее
неизвестные упражнения, приобретаются новые двигательные навыка.
Способности детей к освоению техники
движений настолько важны, что многие двигательные умения приобретаются без
специального инструктажа.
Ритмический и силовой образ движения
дети воспринимают прежде всего в ощущениях и обобщенных впечатлениях и в
меньшей мере путем осознания, продуманного освоения техники.
Это обстоятельство объясняет тот
факт, что обучение целостному упражнению в этом возрасте имеет больший успех,
чем разучивание его по деталям. Понятной становится также способность младших
школьников «с ходу» воспроизводить достаточно сложное движение, овладеть
каким-либо способом действия.
Именно поэтому дети почти
самостоятельно, только понаблюдав за тем, как это делается, могут освоить
передвижение на лыжах, коньках, велосипеде, продемонстрировать умение
обращаться с мячом, ракеткой, проявить спортивно-игровые способности.
В младшем школьном возрасте почти
все показатели физических качеств ребенка демонстрируют высокие темпы прироста.
Исключение составляет лишь показатель гибкости, прирост которого в этот период
начинает замедляться.
Цель работы и поставленные задачи,
могут считаться достигнутыми. А гипотеза о том, что развитие двигательной активности
младших школьников определяется психологическим развитием этого возраста, а
именно: умением выделять все свойства среды,
движения и собственных физических возможностей, может считаться подтвержденной.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСНОВ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
1.1
Понятие двигательной активности и ее роль в жизни школьника
«Двигательная активность
представляет собой вид деятельности человека, при котором активацией обменных
процессов в скелетных мышцах обеспечивается их сокращение и перемещение
человеческого тела или его частей в пространстве» [40, с. 208].
Если сказать по простому, то
двигательная активность – это совокупность разнообразных движений, совершаемых
индивидом в определенный промежуток времени, выражаемая в единицах затраченной
энергии или количестве произведенных движений (локомоций). Двигательную
активность принято измерять в количестве израсходованной энергии при совершении
какой-либо деятельности (в кал или Дж за единицу времени), в количестве
выполненной работы (число сделанных шагов, затраты времени при совершении
движений за сутки, за неделю и т.п.).
Как физиологический процесс
двигательная активность проявляется у любого живого существа. При этом, она
может быть низкой, когда человеком осознанно/вынужденно ведется малоподвижный
образ жизни или высокой, к примеру, у индивида, занимающегося спортом. Она состоит
из любого вида мышечной деятельности. То есть, человек может выполнять
специальные физические упражнения (приседания, подтягивания), или заниматься
работой по дому (уборка квартиры), или просто пройтись по улице.
Двигательная активность может быть
условно разделена на два вида: специально организованная (навязанная) и
спонтанная (произвольная) активность.
Спонтанная двигательная активность является
важным понятием из области физиологии, проще говоря, такая активность в
свободное время не навязана извне. Другими словами, – это форма деятельности, непосредственно
не вызванная факторами внешней среды, а зависящая от количественно и
качественно видовых особенностей организма. Ей присуща закономерность повторения
в течение разнообразных периодов жизненного цикла человека (индивидуальное
развитие, суточный период, сезон года и т.п.) и занимает значительное место в
общем энергетическом расходе организма.
При ограничении или навязывании
физической деятельности происходят компенсаторные изменения в спонтанной
двигательной активности. Биологический смысл спонтанной активности заключается
в поддержании постоянства в суточном объеме движений и совершаемых энергозатрат.
Этим придается особая физиологическая роль спонтанной форме активности. Так,
она выступает компенсатором переизбытка или недостатка движений.
Необходимо сказать, что имеется
специальный механизм саморегуляции двигательной активности, который поддерживает
постоянство ее суточного объема за счет изменений в спонтанной составляющей,
получивший название «потребности в двигательной активности» [5].
Двигательную активность специалисты
рассматривают в качестве одного из основных факторов, влияющих на рост и
развитие человека, обеспечивающих рост адаптационных резервов и экономию
функционирования всего организма.
Проводимые исследования показали,
что мышечная работа ведет к активизации не только нервно-мышечного аппарата, но
и механизмов моторно-висцеральных рефлексов работы внутренних органов, нервной
и гуморальной регуляции. Физические упражнения и другие виды движений
сопровождаются функциональной активностью, вызывающей специфические и
неспецифические психофизиологические реакции.