Курсовая с практикой на тему Психологические основы организации совместной деятельности в школьном образовании
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 5
1.1 Научное обоснование организации совместной деятельности в образовательном процессе 5
1.2 Теоретические основы организации взаимодействия в школьном образовании 8
1.3 Обоснование методов психологического сопровождения организации совместной деятельности в школьном образовании 13
ГЛАВА 2 ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 18
2.1 Психолого-педагогическая диагностика индивидуальных особенностей учащихся и взаимоотношений в коллективе как одного из критериев психологической основы взаимодействия 18
2.2 Психологическое сопровождение организации совместной деятельности учащихся 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЯ 36
Введение:
Человек – существо социальное, поэтому представить какой-либо вид его деятельности без участия (в той или иной мере) других людей практически невозможно. Человек взаимодействует с окружающими всю свою жизнь в самых разных формах. В процессе совместной деятельности взаимодействие может происходить с ранее незнакомыми людьми, которые связаны выполнением определенной общей для них задачи. Взаимодействие пронизывает коллективную деятельность, предусматривая при этом, что в ходе совместной деятельности субъекты поочередно и взаимно меняют социально-психологические состояния, ценности и намерения друг друга.
Одним из видов деятельности человека является образование. Каждое новое поколение овладевает знаниями, опытом, накопленными предыдущими поколениями, вносит свой вклад в непрерывно пополняемую сокровищницу культуры. Современные стандарты образования направлены на воспитание самостоятельного, критически мыслящего гражданина, стремящегося к совершенствованию себя и общества, в котором он живет, но все эти качества также приобретаются человеком во взаимодействии с другими участниками образовательного процесса.
Успех совместной деятельности в школьном образовании во многом зависит от индивидуальных особенностей каждого из участников и психолого-педагогической основы его организации. Проблема организации совместной деятельности активно разрабатывалась учеными на протяжении XX века. Данной теме посвящены работы Выготского Л.С., Божович Л.И., Обухова А.С., Рубинштейна С.Л., Леонтьева А.Н., Лурии А.Р., Панова В.И., Эльконина Д.Б., Гальперина П.Я., Давыдова В.В. и др. Все исследователи подчеркивали важность взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся.
Несмотря на достаточно глубокое и подробное изучение проблемы организации совместной деятельности в школьном образовании, тема остается актуальной на сегодняшний день и продолжает исследоваться и дополняться педагогами и психологами.
Цель исследования – теоретическое обоснование и проверка на практике психологических основ формирования совместной деятельности учащихся основного общего образования.
Объект исследования – организация совместной деятельности в школьном образовании.
Предмет исследования – психологические основы формирования совместной деятельности подростков.
Достижение поставленной цели обеспечивалось решением следующих задач исследования:
проанализировать научные подходы в отечественной психологии и педагогике к проблеме организации совместной деятельности в образовании;
описать психологические особенности совместной деятельности у учащихся ступени основного общего образования;
провести диагностику психологических условий организации совместной деятельности;
проанализировать организацию сотрудничества учащихся в непосредственной образовательной деятельности школы.
База исследования: В нем приняло участие 23 ученика 8 класса.
Методы исследования: теоретические (анализ и обобщение психологической, педагогической и методической литературы), эмпирические (наблюдение, опрос).
Структура работы: работа включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
Заключение:
При выполнении работы мы убедились в актуальности выбранной проблемы. Большинство исследователей в отечественной психологии и педагогике признают безусловную ценность взаимодействия как способа социализации личности, развития ее индивидуальных качеств и формирования навыков конструктивного межличностного общения. Включение учащихся в различные формы совместной деятельности является неотъемлемой и важной частью образовательного процесса, поэтому педагоги-практики активно пользуются научным арсеналом при создании психологической основы организации взаимодействия.
Мы выяснили, что на достижение положительных результатов совместной деятельности влияют мотивы, значимость ее целей, способы межличностных отношений, распределение ролей соответственно групповым нормам поведения и притязания личностей, организация самоуправления, этичная регуляция межличностных отношений, психологическая совместимость членов группы и т.д.
В связи с этим к практическим задачам психолога мы отнесли диагностику индивидуальных особенностей учащихся и составление на основе ее результатов рекомендаций для подростков, их родителей и педагогов.
Так, в частности, для повышения эффективности совместной деятельности желательно наличие адекватного уровня самооценки у участников обучения, навыков самоконтроля и саморегуляции, механизмов целеполагания, инициативности и ответственности. Все перечисленные психологические особенности нивелируются специальными методами и техниками, что не означает приведение личности каждого ученика к показателям среднестатистической личности, но означает грамотное использование его индивидуальных особенностей при включении в совместную деятельность.
Подросток в первую очередь должен принять себя, осознать свои достоинства и недостатки, чтобы с помощью специалистов использовать свои преимущества, трансформировать негативные установки в учебные и социальные достижения.
Таким образом, учет рекомендаций психолога при формировании основы организации совместной деятельности может значительно повысить и качество обучения, и уровень межличностного общения и психологического комфорта в классе, и динамику личностного роста каждого участника образовательного процесса.
Применение групповых форм работы готовит подростка к роли гражданина, профессионала, формируя у него навыки конструктивного взаимодействия с другими членами общества. Совместная деятельность в школе закладывает основу будущего взаимодействия личности с социумом, поэтому, чем разнообразнее виды деятельности, формы ее реализации, чем активнее включенность личности в совместную деятельность, тем благоприятнее прогноз социальной адаптации человека во взрослой жизни.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
1.1 Научное обоснование организации совместной деятельности в образовательном процессе
Совместная деятельность – это процесс группового достижения целей или организованная система активности. Для обозначения учебной работы, основанной на непосредственном взаимодействии обучаемых, исследователи употребляют такие наименования, как «групповая работа», «совместная учебная деятельность», «совместно-распределенная учебная деятельность», «коллективно-распределенная учебная деятельность», «учебное сотрудничество» и др. В настоящее время в отечественной педагогической психологии чаще используется термин «учебное сотрудничество» как наиболее емкий, деятельностно-ориентированный и общий по отношению к другим терминам.
Сложность изучения и анализа совместной деятельности заключается в ее сопоставлении с индивидуальной деятельностью человека. С.Л. Рубинштейн, анализируя деятельность как философскую категорию, отмечал, что это не деятельность одного субъекта, а всегда деятельность нескольких субъектов, то есть совместная деятельность [34].
Б.Ф. Ломов утверждал, что индивидуальная деятельность не существует сама по себе, она всегда связана с деятельностью общества, и что «индивидуальная деятельность является составной частью деятельности совместной» [15]. Долгое время совместная деятельность рассматривалась как простая сумма составляющих ее индивидуальных деятельностей, что, на наш взгляд, ограничивало возможности ее психологического понимания и исследования. Действительно, схема анализа структуры совместной деятельности совпадает со структурой индивидуальной деятельности человека. По мнению Ломова, к ее психологическим составляющим относятся общая цель, спецификация задач, мотивы участников совместной деятельности, планирование, принятие решений, оценка результатов. Но выделенных структурных компонентов совместной деятельности явно недостаточно для понимания психологических особенностей ее протекания.
Так, Б.Ф. Ломов добавляет предложенную структуру совместной деятельности специфическими процессами и факторами, которые ее характеризуют, такими как подражание, внушение, эмоциональное взаимозаражение, сопереживание, сотрудничество, межличностные отношения и др.
В процессе анализа структуры совместной деятельности все большее внимание обращает на себя факт, что ее нельзя свести к сумме индивидуальных деятельностей участников, так как совместная деятельность является сложным образованием, в котором ее составные элементы специальным образом взаимосвязаны друг с другом и представляют собой единое неделимое целое. Более того, встраиваясь в структуру совместной деятельности, индивидуальная деятельность участников претерпевает существенные изменения.
С точки зрения А.Л. Журавлева «совместная деятельность фактически преобразует структуры индивидуальных деятельностей, однако не за счет устранения или исключения каких-то отдельных компонентов последней, а наоборот, за счет их взаимного дополнения и качественного обогащения в условиях совместной деятельности» [7].
Деятельностная теория Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина основывается на утверждении, что психическое развитие человека имеет социальную природу: прогресс человечества определяется не биологическими, а социальными законами[39].
Л.С. Выготский изменил представление педагогов о том, как дети взаимодействуют с другими людьми. Он показал, что социальное и познавательное развитие тесно связаны и опираются друг на друга. Ученый доказал, что именно опыт социального взаимодействия очень важен и его нельзя не учитывать. Дети формируются под влиянием своих семей, общества, социально-экономического положения, обучения и культуры. Их восприятие мира формируется, в частности, из убеждений и знаний взрослых и других детей из их окружения. Дети учатся друг у друга каждый день. Они учатся речи и новым понятиям, поскольку говорят и слушают друг друга. И одна из ключевых задач взрослых – создать ребенку такое окружение, в котором его зона ближайшего развития постоянно будет опережать зону актуального развития.
Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов в своей системе развивающего обучения главным методом называют организацию учебной деятельности детей в группе, при которой продуктом системы развития являются психологические новообразования, соответствующие возрасту. Оба педагога отводили огромную роль взаимодействию участников образовательного процесса в своей программе. Методы обучения по Эльконину и Давыдову подразумевают, что поиск решений проходит совместно с другими учениками, родителями, учителем. Учебники, конечно, тоже есть. Но основная роль наставника в этом поиске отводится учителю.
На основе анализа научной литературы по проблеме организации совместной деятельности в школьном образовании можно сделать вывод о том, что качество обучения и динамика развития личности напрямую зависят от вовлеченности учащихся в тот или иной вид совместной учебной деятельности. Но организация совместной деятельности не может проходить стихийно, а должна быть научно обоснована, продумана и грамотно интегрирована в образовательный процесс.