Курсовая с практикой на тему Психологические основы методов воспитания
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ 4
1.1 Понятие воспитания 4
1.2 Базовые теории воспитания и развития личности 6
1.3 Понятие, факторы и классификация методов воспитания 13
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ФОРМИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ 20
2.1 Диагностика нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста на материале художественных произведений и народных сказок 20
2.2 Специфика использования художественной литературы и народных сказок в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
Введение:
В русле гуманистической парадигмы воспитание актуальной является проблема превращения воспитанника из объекта воспитания в субъект. Сущность действительно гуманного отношения к личности воспитанника выражена в тезисе о его активности как полноправного субъекта воспитательного процесса, а не объекта. Собственная активность ребенка в воспитательном процессе является предпосылкой эффективного воспитательного процесса. Еще С. Л. Рубинштейн подчеркивал необходимость такой организации педагогического процесса, чтобы воспитатель руководил деятельностью воспитанника, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Актуальной является идея Л. С Выготского – обучение и воспитание должны соответствовать не только уровню актуального развития ребенка, но и «зоне ближнего развития». Основная задача воспитателя заключается в создании «зоны ближнего развития», которая в будущем перешла бы в «зону актуального развития». Такое отношение к воспитанию отражает принцип подхода к психическому развитию человека как управляемого процесса, который способен создавать новые структуры личностных ценностей растущего ребенка.
Следовательно, воспитание формирует каркас и стержень личности, определяет ее внутренний духовный мир, способствует развитию личности питомца, направляя его активность на самореализацию и самоактуализацию в процессе решения разнообразных жизненных проблем. Поэтому психологические теории методов воспитания должны быть направлены на создание такой системы деятельности воспитанника, которая обеспечила бы целенаправленное формирование и пере структурирование внутренней деятельности ребенка, формирование мотивов и мотивации такой деятельности.
Степень изученности данной темы представлена тем, что в отечественной педагогике в различные периоды ее развития разрабатывались собственно методические аспекты воспитания, находившие отражение в работах теоретиков, практиков, писателей, журналистов таких, как К.Н. Вентцель, А.П. Гайдар, Н.Н. Иорданский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, А.П. Пинкевич, М.М. Пистрак, В.Н. Терский, С.Т. Шацкий; Ю.П. Азаров, Л.П. Алиева, Ю.К. Бабанский, Л.К. Балясная, Л.П. Божович, Н.И. Болдырев, А.К. Бруднов. Вопросы методов воспитания и проблему их выбора рассматривали такие ученые-педагоги, как Б.З. Вульфов, О.С. Газман, Л.Ю. Гордин, И.С. Зарахович, И.П. Иванов, Л.П. Иванова, Г.М. Иващенко, В.Т. Кабуш, М.Г. Казакина, В.А. Караковский, В.А. Каспина, А.Г. Кирпичник, Т.Е. Конникова, В.М. Коротов, Э.С. Кузнецова, А.Т. Куракин. Но вопрос методов воспитания в их взаимосвязи с воспитательным стилем недостаточно рассмотрен в научно-педагогической литературе. Этим обусловлена новизна данного исследования.
Объект данной курсовой работы – это методы воспитания. А предмет курсовой работы – характеристика методов воспитания.
Так цель данной курсовой работы – охарактеризовать методы воспитания.
В соответствии с поставленной целью были выдвинуты следующие задачи:
• Дать определение методам воспитания;
• Рассмотреть виды методов воспитания;
• Провести экспериментальное исследование.
Эмпирической базой стала….
Структура данной курсовой работы: введение, две главы, заключение, список литературы из 15 источников.
Заключение:
Теория воспитания — раздел педагогики, раскрывающий сущность, закономерности, движущие силы воспитания, его основные структурные элементы, а также рассматривающий различные концепции воспитания и воспитательные системы.
В отечественной педагогической науке основы теории воспитания заложил К. Д. Ушинский в конце XIX в. (см.: Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии; О народности и общественном воспитании).
В 20-30-е гг. XX в. стройную теорию воспитания разработал А. С. Макаренко. Современная педагогическая наука включает многочисленные теории и концепции воспитания, их различие обусловлено разными представлениями ученых-исследователей о человеке и формировании его личности, о роли педагога в воспитании и развитии ребенка.
Воспитание — основная категория педагогической науки. Однако точное определение понятия «воспитание» является одной из сложнейших проблем.
Опытно-практическая работа проводилась нами с детьми старшего возраста. Данный возраст отличается особой спецификой нравственного развития. Дети 5-6 лет достаточно самостоятельны, у них развито самосознание, возрастает способность к саморегуляции поведения, к систематичному «участию в трудовой деятельности».
В каждой детской деятельности созданы определенные условия для решения следующих задач:
— в игре — формирование навыков взаимоотношений и нравственных чувств.
— в культурно — гигиенических моментах — доброжелательность, оказание помощи окружающим, уважение старших;
— в продуктивных видах деятельности – желание помочь друг другу, поделиться, поддержка, взаимовыручка
— в общении, в проигрывании ролей по литературным произведениям – умение вести диалог, использовать в речи вежливые слова, проявление положительных поступков и выражение эмоционально-оценочных характеристик персонажей.
Воспитание в деятельности не свидетельствует о недооценке роли художественного слова и словесных методов в нравственном воспитании дошкольников. Применяя в своей работе этот метод, мы видим, как художественное слово помогает детям осознать моральную норму. Из опыта использования художественного слова с целью воспитания положительных нравственных чувств через разные виды деятельности (игра, культурно — гигиенические навыки) можно представить следующие моменты.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ
1.1 Понятие воспитания
Воспитание-процесс формирования, развития личности, который включает в себя как целенаправленное влияние извне, так и самовоспитание.
Цель воспитания – развитие, актуализация духовности личности, ее социальной, профессиональной, коммуникативной и других компетентностей на основе само творчества (самопознания, самоопределения, самовоспитания, самосовершенствования, само актуализации) личности.
Основные задачи воспитания:
развитие, актуализация духовности личности как сущности, смысла человеческого бытия;
создание условий для само творчества, самореализации, само актуализации личности, развития его духовности, индивидуальных способностей и талантов, социальной, профессиональной, коммуникативной и других компетентностей;
формирование потребности внутренней и внешней свободы личности как определяющего условия его само творчества, духовного развития и самореализации личности в целом;
развитие критичности личности как способности критически относиться к авторитетам, идей, взглядов; умение сравнивать, анализировать, оценивать соответствующие идеи, взгляды и на основе этого вырабатывать собственную точку зрения, собственную позицию;
способность на основе свободы, само творчества, критичности, коммуникативной компетентности формировать, отстаивать и реализовывать собственные идеи, ценности; развитие высокой самооценки, чувства собственного достоинства, преодоление чувства страха в отстаивании идей, ценностей [1];
развитие психологической культуры личности как важного условия самореализации личности, формирование социальной, профессиональной, коммуникативной и других компетентностей, развитие духовности личности;
воспитание волевых аспектов личности как определяющего фактора актуализации и объективации духовности, процесса приобретения и реализации соответствующих компетентностей, самореализации личности в целом;
формирование мировоззренческой позиции личности, воспитание потребности в познании и необходимость поиска и определения смысловых, ценностных аспектов человеческого бытия;