Курсовая с практикой на тему Психологические основы использования средств наглядности при обучении иностранному языку в начальной школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников 7
1.2. Обучение иностранному языку младших школьников 16
1.3. Значение принципа наглядности в обучении иностранного языка 20
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 34
2.1. Организация и методы исследования 34
2.2. Анализ результатов исследования 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 45
Введение:
Обучение иностранному языку представляет собой организованный процесс, в ходе которого в результате взаимодействия обучаемого и обучающего осуществляется воспроизведение и усвоение определенного опыта в соответствии с заданной целью. В нашем случае речь идет о речевом иноязычном опыте. Обучение ИЯ, по определению И.В. Рахманова, есть «…процесс систематического и последовательного сообщения учителем знаний и привитие умений и навыков в области иностранных языков, процесс активного и сознательного усвоения их учащимися, процесс создания и закрепления у детей тех качеств, которые мы стремимся у них воспитать» [Рахманов, 2000, с.13]. Действия учащихся на уроке иностранного языка регламентируются целями обучения современному языку.
Цель обучения языку – заранее планируемый результат деятельности по овладению языком, достигаемый с помощью различных методов, приемов, средств обучения [Щукин, 2006, с.25]. Рахманов выделяет следующие цели обучения: практическую цель, общеобразовательную, воспитательную, развивающую. Реализация практической цели предполагает овладение учащимися языком как средством общения в пределах программного материала, то есть овладение видами речевой деятельности. Подготовка учащихся к естественной коммуникации в основных сферах общения, а также формирование ряда общеучебных умений [Рахманова, 2000, с.18].
Образовательная цель – это цель обучения, которая предполагает использование иностранного языка для повышения общей культуры учащегося в расширении их кругозора, знаний о стране изучаемого языка [Рахманов, 2000, с.18]. Воспитательная цель предполагает то, что обучение иностранному языку должно способствовать развитию всех сторон личности школьника.
Т.е. предполагается воспитание уважительного отношение к народуносителю языка, понимание важности изучения иностранного языка [Рахманов, 2000, с.19]. Развивающая цель проявляется в деятельности учителя по развитию языковых способностей учащихся, культуры речевого поведения, развитие памяти, мышления, воображения, развитие мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком и культурой как частью мировой культуры [Рахманов, 2000, с.19].
Для достижения цели обучения иностранному языку необходимо овладение учащимися иноязычной коммуникативной компетенцией в единстве ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной, учебнопознавательной [Артемов, 1969, с.53].
Коммуникативная компетенция – это владение совокупностью речевых, языковых, социокультурных норм изучаемого языка, а также компенсаторными и учебно-познавательными умениями, позволяющими осуществлять межкультурную коммуникацию и решать стоящие перед ним коммуникативные образовательные, познавательные и другие задачи [Гальскова, 2000, с.56].
При обучении иностранному языку в школе, огромную роль играет принцип наглядности, который успешно применяется для формирования и развития языковой компетенции учащихся, развивает способность и готовность осуществлять общение на изучаемом языке, также способствует созданию мотивации для возникновения ситуации общения в процессе обучения [Гальскова, 2000, с.126].
Речевое общение является одним из самых сложных видов речевой деятельности. Для того, чтобы ученик мог высказаться, ему необходима потребность в высказывании, так как именно мотивированность является главным условием для этого процесса. Создать мотивацию для возникновения коммуникации помогают наглядные материалы, которые выступают в роли основы, на которых строится речь. Благодаря этим материалам создаются ситуации, в которых отрабатывается устная коммуникация, с помощью которой ученики имеют возможность имитировать жизненные ситуации и реакции на эти ситуации. Принцип наглядности предполагает использование средств наглядного обучения в таких формах, которые способствуют включению восприятия и представлений, создающихся на основе применения этих средств [Пассов, 2007, с.95].
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что данную тему изучают многие исследователи, кроме того, наглядные материалы отражают предметы окружающего мира и организуют восприятие учащимися реальной действительности. Они развивают мышление, воображение, наблюдательность, стимулируют познавательную и творческую активность, помогают развить интерес к изучению иностранных языков. Важно помнить, что только правильное использование наглядности в процессе обучения способствует повышению эффективности изучения иностранного языка, облегчает запоминание материала, делает его более доступным.
Исследуемая проблема известна давно, но сегодня ей уделяется недостаточно внимания, как в теории, так и на практике. Научно-методическую основу составили работы таких ученых как Гальскова Н.Д., Занков, Л. В., Коменский Я.А., Пассов Е.И., Ушинский К.Д., Щукин А. Н. и другие.
Цель данной работы – проанализировать психологические основы использована наглядности на уроке иностранного языка.
Данная цель предполагает решение следующих исследовательских задач:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику младших школьников
2. Рассмотреть особенности обучения иностранному языку младших школьников.
3. Рассмотреть принципы наглядности в обучении иностранного языка.
4. Провести эмпирическое исследования психологических основ использования средств наглядности при обучении иностранному языку в начальной школе.э
Объектом исследования являются речевые ситуации на уроке иностранного языка.
Предметом данного исследования является психологические основы использования наглядности на уроках иностранного языка в начальной школе.
В работе применялись следующие методы исследования: анализ литературы по теме исследования; дескриптивный метод; метод анализа словарных дефиниций; метод сплошной выборки.
Практическая значимость настоящей работы определяется возможностью использования описанного в данной работе применения принципа наглядности на уроке иностранного языка.
Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
Применение наглядных пособий занимало умы педагогов и ученых на протяжении всей истории педагогики. Проблема наглядности в обучении остается актуальной и сегодня. Наглядность обучения — это одно из главных условий, которое обеспечивает успешное у учащихся всех форм мышления, служит для них неким источником получения объективных научных знаний об окружающей нас действительности, самостоятельности понимания и развития речи. В процессе восприятия объекта вместе с ощущением принимают участие мышление и память. Образ рассматриваемого объекта считается наглядным только тогда, когда учащийся осмысливает и анализирует объект, сопоставляет его с уже существующими знаниями. Этот наглядный образ возникает в результате активной познавательной деятельности учащегося. Степень наглядности может быть разной, это зависит от индивидуальных особенностей обучающегося, от его знаний, от уровня развития его познавательных способностей, а также от степени наглядности исходных образов восприятия.
Принцип наглядности в образовании происходит из сущности процесса восприятия, обобщения и осмысления учащимися изучаемого материала. Дидактика же исходит из единства логического и чувственного, считает, что наглядность обеспечивает связь между абстрактным и конкретным, помогает развитию абстрактного мышления, во многих случаях и служит его опорой. И при этом конкретная наглядность, например, рассмотрение моделей геометрических тел должна постепенно уступать место абстрактной (отвлеченной) наглядности, то есть визуализации плоских чертежей.
У современного преподавателя сейчас на вооружении имеется масса видов наглядного учебного материала и средств его предоставления. А мастерство и результативность деятельности преподавателя зависит от его желания преподавать и любви к учащимся и своей профессии. Новые студенты и новое время требуют проектирования новой учебной наглядности.
Применение современного инструментария создания наглядности имеет ограничение уровнем подготовки самого преподавателя во многих областях деятельности. А так же недостаточной разработанностью механизма внедрения в образовательную практику дидактических средств обучения, которые отвечают особенностям сенсорного восприятия современных людей, места и роли средств наглядности в повышении качества педагогического образования, которые соответствуют сегодняшним требованиям общества к государственными образовательными стандартами и результатам образования. Наглядные средства позволяют выполнять многие задачи, которые стоят перед обучением: проверять усвоение нового материала учащимися, создавать проблемные ситуации, закреплять знания, предъявлять новую информацию, конкретизировать и иллюстрировать словесную информацию и т. д. Во многих литературных источниках, посвященных проблемам наглядности обучения, выделяется важность ее эмоциональной функции. Указывается, что наглядность позволяет устранять минусы преимущественно вербального обучения, разнообразить обучение. Хорошо созданные иллюстрации служат средством эстетического воспитания учащихся.
Средства наглядности, как некоторая часть системы средств обучения помогают полноценному усвоению и раскрытию содержания учебного материала. Основная функцией средств наглядности является иллюстрация, помощь в наиболее глубоком и полном понимании образа того или иного явления или предмета.
Психологическая особенность наглядности преподнесения материала обучения состоит также в том, что оно мобилизует психическую активность учащихся, а именно: вызывает интерес к занятиям языком, переводит произвольное внимание в послепроизвольное, расширяет объем усваиваемого мaтериала, снижает утомление, снижает утомление, тренирует зрительно-предметную и слухоречевую память, мобилизует волю, облегчает весь процесс научения.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников
Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6 до 10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако, несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детей данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны. В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизиологического развития у разных детей. Сохраняются и различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают мальчиков. Указывая на это, некоторые авторы приходят к выводу, что фактически в младших классах за одной и той же партой сидят дети разного возраста: в среднем мальчики моложе девочек на год-полтора, хотя это различие и не в календарном возрасте [Крылов А.А., 2000: с. 45].
Младший школьный возраст является достаточно значимым периодом жизни, поскольку в это время закладываются основы характера и поведения, проявляется темперамент, а также стремление занять определенный социальный статус в обществе. Приобретая новые качества и навыки, школьник учится действовать в разных жизненных обстоятельствах самостоятельно, благодаря чему на его плечи ложится личная ответственность за свои действия и поступки. Все это приводит к тому, что у ребенка меняется мировосприятие и повышается уровень интеллектуального развития. Как и в любом жизненном периоде, здесь есть свои психологические особенности, зная которые, младший школьный возраст можно использовать в качестве закладки основных жизненных ценностей ребенка, а также приобретения положительных качеств. Нужно учитывать, что в это время может возникнуть частая утомляемость, что связано с интенсивным физическим ростом ребенка, который опережает его психоэмоциональное развитие [Зосимовский А.В., 1998: с.41].
В эмоциональной жизни детей младшего школьного возраста меняется, в первую очередь, содержательная сторона переживаний. Если ребенку, который еще не ходит в школу, радует то, что с ним играют, разговаривают, делятся игрушками, читают, то ребенка первоклассника волнует только то, что связано с учебой, школой и учителями. Ребенка младшего школьного возраста радует то, что его хвалят родители и преподаватели. А как известно, если учитель заботится о том, чтобы у учеников возникала радость от учебного процесса как можно чаще, то это показывает и объясняет положительное отношение ученика к учебе. Однако, существует еще одна эмоция, которая играет такую же важную роль в обучении, как и радость. Эта эмоция называется страх. Очень часто из-за боязни наказания ученик младших классов врет, недоговаривает. Переживания ребенка младшего школьного возраста проявляются очень ярко и бурно. Именно в младшем школьном возрасте процветают и формируются такие прекрасные и важные социальные чувства, как любовь к Родине, национальная гордость, у учеников появляется уважение к героям-патриотам, к смелым, храбрым и отважным людям. Это отражается в их играх и высказываниях [Бабанский Ю.К., 1992: с. 35].
Младший школьный возраст можно назвать периодом приобретения новых навыков и усовершенствования старых. Целью становится испытание себя и своих возможностей, как вследствие вызова, брошенного себе самим собой, так и вызова окружающего. Те, кому удается справиться с задачей, становятся более уверенными и умелыми, у других же, не справившихся с препятствием развивается чувство неполноценности, что приводит к более слабому выражению «Я». Переход к систематическому обучению в школе меняет весь образ жизни ребенка. Если день в детском саду был разнообразен, то теперь ребенку несколько часов в день придется сидеть на уроках. До школы ребенок познавал то, что ему пригодится в игровой деятельности, теперь же новое порой становится неинтересным. Учение вносит некоторые изменения в понятия, приобретенные до школы, житейски понятия [Малиночка Э.Т., 2012: с. 21].
При поступлении в школу ребенок может устанавливать идентичность предметов и их свойств с тем или иным образцом. Умеет дифференцировать цвета. Внимание и память имеют схожую характеристику: ученик может длительное время заниматься, не отвлекаясь, и запоминать то, что привлекает и вызывает его интерес. Они пытаются сами экспериментировать, чтобы найти интересующий их ответ. Младшие школьники задают множество вопросов, касающихся различных явлений и предметов окружающего мира. Достаточно хорошо развита речь ученика. Дети в практике общения уже усвоили грамматику родного языка, правильно строят предложения, но делают это чисто интуитивно. Воображение активно используется учеником. Он может сочинить сказку, придумать рассказ по картинке, нарисовать воображаемую ситуацию.
Важнейшей деятельностью младшего школьника становится – учебная. Учеба – серьезный труд, требующий дисциплины, волевых усилий, организованности со стороны ребенка. Характеристиками учебной деятельности является результативность, обязательность, произвольность.
Основные моменты учебной деятельности младших школьников закладываются в первые годы обучения. Учебная деятельность должна, вопервых, строиться с учетом возрастных возможностей и, во-вторых, обеспечить их необходимой для последующего развития суммой знаний.