Курсовая с практикой на тему Психологические механизмы обучения и развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КАК ВАЖНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 5
1.1. Понятие обучения и развития в современных исследованиях 5
1.2. Особенности развития мышления школьников 7
1.3. Пути развития ребенка в учебном заведении 14
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1 16
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ 17
2.1. Диагностика уровня адаптации ребенка в школе 17
2.2. Работа по обучению и развитию школьников: методические рекомендации 25
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
Введение:
Для того, чтобы учащиеся грамотно поставили перед собой конкретную учебную задачу, они должны определить, что им известно по теме, а какими знаниями они не обладают. Данный процесс подразумевает, что ученик должен быть предельно честным, прежде всего, не перед учителем, а перед самим собой, поскольку многие дети младшего школьного возраста стесняются или боятся признаться учителю в том, что чего-то не знают, потому что опасаются негативной реакции и порицания в ответ. Необходимо, чтобы учащиеся поняли, что за честность их никто не накажет, а честное признание границ собственного знания (в данном случае – его ограниченности незнанием) будет способствовать лучшему усвоению нового материала в дальнейшем.
Объектом исследования является проблема психологических механизмов обучения и развития школьников.
Предмет исследования – функциональность психологических механизмов обучения и развития школьников.
Цель исследования – определение функциональности психологических механизмов обучения и развития школьников.
Цель исследования обусловила необходимость выполнения таких задач:
1. Рассмотреть современные взгляды на понятия обучения и развития;
2. Охарактеризовать особенности развития мышления школьников;
3. Выделить пути развития ребенка в учебном заведении;
4. Изучить и описать существующие способы диагностики уровня адаптации ребенка в школе;
4. Разработать и экспериментально проверить средства обучения и развития учащихся в средней школе.
Теоретическую основу исследования составили положения научных разработок отечественных и зарубежных исследователей по проблемам формирования и работы с коллективом (А.С. Макаренко, С. Л. Рубинштейн, Л. И. Божович, И. А. Зязюн, В. А. Кан-Калик, А. М. Леонтьев, В. А. Сластенин, В. А. Сухомлинский).
Методы исследования. Для решения цели и заданий исследования, использованы общенаучные методы теоретического уровня (изучение и анализ специальной литературы, посвященной проблемам формирования ученического коллектива, обобщение, систематизация), а также методы эмпирического исследования (наблюдение).
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов в работе по формированию ученического коллектива, в дальнейших специализированных исследованиях, посвященных проблеме.
База исследования: МБОУ СОШ № 40 города Белгорода. Участие в экспериментальной работе приняли 20 учащихся третьего класса данного учебного заведения.
Структура исследования обусловлена его целями и задачами. Работа состоит из введения, двух глав с выводами, заключения и списка использованной литературы.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КАК ВАЖНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Понятие обучения и развития в современных исследованиях
В значительной степени мотивирует учащихся принимать активное участие в организации урока осознание того, что не следует бояться ошибиться, отсутствие страха неполучения правильного результата с первого раза, «глупого» ответа на вопрос. Это достигается в том случае, когда учащийся понимает, что он знает, а чего – нет. Это приводит к формированию особых УУД, связанных с определением границ, присущих собственному «знанию-незнанию».
Для того, чтобы учащиеся грамотно поставили перед собой конкретную учебную задачу, они должны определить, что им известно по теме, а какими знаниями они не обладают. Данный процесс подразумевает, что ученик должен быть предельно честным, прежде всего, не перед учителем, а перед самим собой, поскольку многие дети младшего школьного возраста стесняются или боятся признаться учителю в том, что чего-то не знают, потому что опасаются негативной реакции и порицания в ответ. Необходимо, чтобы учащиеся поняли, что за честность их никто не накажет, а честное признание границ собственного знания (в данном случае – его ограниченности незнанием) будет способствовать лучшему усвоению нового материала в дальнейшем.
Данный этап направлен на актуализацию у учащихся тех знаний, умений и деятельностных способов (как предметных, так и метапредметных), использование которых возможно, когда дети «открывают» для себя новые знания, занимаются выполнением самостоятельных или проверочных работ. Исследование границ знания и незнания способствует подготовке мышления учащихся, что способствует осознанному формированию потребности строить учебные действия.
Для успешной реализации указанных требований необходимым компонентом являются такие действия со стороны учащихся:
— воспроизведение и фиксация знаний, умений и навыков, которые достаточны для того, чтобы построить новый способ действия;
— активизация соответствующих мыслительных операций, представленных анализом, синтезом, сравнением, обобщением, классификацией, аналогией и т.д., а также познавательных процессов, представленных вниманием, памятью и т.д.
Часто этап актуализации сопровождается самостоятельным выполнением учащимися индивидуального задания, в ходе которого необходимо применить новое знание, которое планируется изучить в ходе данного урока, для того, чтобы зафиксировать возникшие затруднения, а также найти причину того, почему они возникли, обосновать их.
В связи с этим, при определении границ знания и незнания учебная задача должна в качестве опоры обращаться к выявленным ранее противоречиям, затруднениям, «дефициту знаний и умений». Соответственно, ее постановка должна происходить следующим образом:
— для учебной задачи должна быть характерна направленность на то, чтобы как можно быстрее осуществить ориентацию учащихся на то, чтобы найти новый способ действовать;
— неотъемлемой частью учебной задачи должно быть наличие мотивации к познавательной деятельности;
— решая учебную задачу, учащиеся должны стремиться к осознанию необходимости и рациональности, присущих новому знанию.
Таким образом, отождествление постановки учебной задачи урока и определения его темы является абсолютно неправильным. Учитель должен помогать ученикам начальных классов в формулировании темы, поскольку они вряд ли способны к полностью самостоятельному выполнению данной учебной задачи. Так, работа в пределах данной деятельности изначально является управляемой со стороны учителя, и по мере того, как учащиеся станут обогащать свой опыт деятельности в учебе, они будут становиться все более самостоятельными в определении учебных задач урочного процесса.
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Психологические механизмы обучения и развития 5
1.2. Характеристики учебной деятельности младших школьников 9
1.3. Особенности организации учебной деятельности младших школьников 12
Выводы по главе 1 16
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 18
2.1. Организация и результаты исследования 18
2.2. Развитие учебной деятельности младших школьников 21
Выводы по главе 2 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 36
Введение:
Актуальность темы. Одна из основных задач современного образования – сделать учебный процесс не только процессом усвоения знаний, овладение умениями и навыками, но и процессом развития когнитивных процессов и личностного становления учащегося, становление его творческой активности. В свете этих задач перед педагогической психологией возникают следующие насущные проблемы: повышение качества обучения; определение психологических механизмов обучения и развития личности; подбор содержания, методов обучения, методов контроля и оценки, развития мышления, формирование умения учиться на протяжении всей жизни и т.п.
В исследованиях советских психологов необходимость формирования у учащихся учебной деятельности рассмотрено как один из путей оптимизации учебно-воспитательного процесса. В психолого-педагогической литературе 70-80-х годов общепризнанным было положение о роли деятельности в умственном и нравственном развитии человека. Учебная деятельность приобретала особое значение во всестороннем развитии младшего школьника, ведь именно в этом возрасте она способствует формированию основных новообразований в психическом развитии ребенка.
В процессе формирования учебной деятельности, во время базового образования, обучаемые становятся её субъектами. Это сложный и длительный процесс, который охватывает все ступени непрерывного образования, поэтому необходимо внимание к учебной деятельности как к особому виду деятельности, особенно на начальной ее ступени.
Итак, актуальность темы исследования обусловлена потребностями психолого-педагогической практики в области исследования психологических механизмов обучения и развития.
Разработанность данной темы. В классической советской психологии и педагогике учебная деятельность определяется как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте. В исследованиях Ю.К. Бабанского, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, В.В. Репкина, A.К. Марковой, А.А. Усовой, Г.С. Костюка, B.Ф. Паламарчук, А.Я. Савченко понятие учебной деятельности интерпретируется по-разному.
Целью исследования является выявление основных психологических механизмов обучения и развития младших школьников и учет их в процессе формирования учебной деятельности.
Достижению поставленной цели способствует решение целого ряда задач:
1. Описать психологические механизмы обучения и развития.
2. Дать характеристику учебной деятельности младших школьников.
3. Описать основные особенности организации учебной деятельности младших школьников.
4. Провести эмпирическое исследование уровня сформированности учебной деятельности младших школьников с учетом их возрастных особенностей.
5. Разработать систему игровых упражнений по формированию учебной деятельности младших школьников с учетом их возрастных особенностей.
Объектом данного исследования являются психологические механизмы обучения и развития младших школьников.
Предметом исследования являются основные возрастные особенности формирования учебной деятельности младших школьников.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования; синтез и обобщение; наблюдение; беседа.
Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка литературы.
Заключение:
Актуальность данной работы подтверждается потребностями психолого-педагогической практики в области исследования психологических механизмов обучения и развития.
В результате написания данной работы была достигну цель исследования: выявлены основные психологические механизмы обучения и развития младших школьников и учет их в процессе формирования учебной деятельности.
Для достижения данной цели были решены следующие задачи:
1. Описаны психологические механизмы обучения и развития. Установлено, что учебная деятельность – это сложное психолого-педагогическое образование. Существует связь между учебной и познавательной деятельностью, между учебной деятельностью и познавательным интересом учащихся, мотивацией учения.
2. Дана характеристика учебной деятельности младших школьников. Учебная деятельность младших школьников – основной вид деятельности учащихся начальной школы, пришедший на смену игровой деятельности. Результат учебной деятельности младшего школьника ‒ изменение самого ученика, его развитие. Это изменение заключается в овладении школьником новыми способами действий с научными понятиями.
3. Описаны основные особенности организации учебной деятельности младших школьников. Целью активизации учебной деятельности учащихся является развитие у школьников творческого самостоятельного мышления, формирования творческих навыков и умений нестандартного решения определенных проблем и совершенствования навыков общения. Игровые технологии считаем эффективным средством решения данной задачи.
4. Проведено эмпирическое исследование уровня сформированности учебной деятельности младших школьников с учетом их возрастных особенностей. В результате проведенного исследования было установлено: что высокий уровень сформированности учебной деятельности свойственен 8 испытуемым (23%); средний ‒ 23 испытуемым (66%); низкий ‒ 4 первоклассникам (11%).
5. Разработана система игровых упражнений по формированию учебной деятельности младших школьников с учетом их возрастных особенностей. Считаем, что применение игровых технологий в работе с младшими школьниками ‒ это эффективное средство активизации познавательного интереса и учебной деятельности обучающихся.
Целью использования игровых технологий было определено формирование учебной деятельности через формирование познавательного интереса у учащихся.
Условиями формирования учебной деятельности были определены следующие: создание возможностей проявления умственной самостоятельности и инициативности; использование активных методов обучения, проблемных вопросов, ситуаций и задач; ведение обучения на высоком, но посильном уровне трудности; наличие разнообразного учебного материала и приемов учебной работы; использование живого, эмоционально окрашенного слова педагога.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Психологические механизмы обучения и развития
Научение является процессом и результатом получения индивидуального опыта. Данное понятие возникло в зоопсихологии в работах американского психолога Э.Торндайк и других. Путем научения может приобретаться любой опыт у человека и новые формы поведения у животных. Бихевиористы считают, что существует единый механизм научения у человека и животных [12, стр. 235-262].
Научение у животных отечественные психологи трактуют как интенсивный процесс изменения врожденного видового опыта и приспособления его к конкретным условиям. Научение человека является познавательным процессом усвоения социального опыта практической и теоретической деятельности. Это устойчивая деятельность, не возникающая из непосредственно врожденных физиологических реакций организма.
Обучение является научением, целенаправленно организованным. Это процесс взаимодействия между тем, кто учит и обучаемым, в результате которого появляются знания, умения, навыки, осуществляется психическое и личностное развитие; целенаправленная передача подрастающему поколению интеллектуального и профессионального опыта [12, стр. 235-262].
Учение – целенаправленное усвоение социального опыта, это деятельность личности, цель которой научение; деятельность активная, гностическая. Она является внешней (предметной, перцептивной, символической) и внутренней (умственной, мнемической, перцептивной). Выделяют первичное учения (через пробы и ошибки) и вторичное, которое носит собственно интеллектуальный характер.
Учебная деятельность – это учение, которое происходит в условиях обучения. Учебная деятельность формируется в процессе обучения. Это один из основных видов деятельности личности, специально направленный на овладение способами предметных и познавательных действий, обобщенных по форме теоретических знаний (В.В. Давыдов). А.К. Маркова считает, что учение становится учебной деятельностью, если ученик в процессе получения знаний овладевает новыми способами учебных действий, вытекающих из самостоятельно поставленных учебных задач, усваивает приемы самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности [13, стр. 151-220].
Г.С. Костюк отмечает, что процесс учения как приобретение индивидуального опыта происходит из-за действий ребенка. Учение становится компонентом игровой и начальной трудовой деятельности детей-дошкольников. Оно становится ведущей деятельностью в жизни большинства детей, когда они поступают в школу. Учение становится учебной деятельностью таким образом, как складываются его цели, задачи, содержание, мотивы, способы действий и их результаты. Осознавая и принимая цели учения, школьник становится субъектом учебной деятельности [10].
Учебная деятельность – единство операционной, мотивационной и содержательной характеристик активности ученика, система процессов решения различных задач [5].
Учебная деятельность – это деятельность, направленная на получение знаний об окружающем мире, на овладение новыми умениями и навыками, а также на изменение себя как субъекта деятельности [25, стр. 45].
Учебная деятельность – ведущий вид деятельности младшего школьника, содержанием которой являются теоретические знания: единство содержательного абстрагирования, обобщения и теоретических понятий [3].
Учебная деятельность – деятельность, которая состоит из потребностей и мотивов, целей и условий их достижения, действий и операций с определенным предметным содержанием [14, стр. 800].
Сегодня в психологической и дидактической науке нет единого подхода к определению понятия «учебная деятельность». Так, в трудах Д. Вилькеева, Б. Есипова, Н. Половниковой акцентируется внимание на волевой и эмоциональной настроенности как важном показателе активности школьника: готовность и стремление к активному освоению знаний [11, стр. 115]. Во многих трудах ученых учебная деятельность рассматривается в комплексе с познавательной. Определение познавательной деятельности рассматривается в тесной связи с понятием «познавательный интерес». Устойчивые познавательные интересы обеспечивают активную учебную деятельность школьников, поскольку в процессе обучения познавательный интерес вступает в противоречие с приобретенным запасом знаний. Это вызывает у индивида внутреннюю потребность удовлетворить интерес путем познавательной деятельности, создать в обучении условия, которые способствовали бы формированию у школьников познавательных интересов, служащих предпосылкой повышения качества обучения, всестороннего развития личности [11, стр. 211].
С понятием «учебной деятельности» тесно связано понятие «активность». Как утверждает И. Лернер, понятие «активность» является более узким, чем «самостоятельность», поэтому главную задачу он усматривает в повышении активности личности до уровня самостоятельности [2].