Психология образовательной среды Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Психологические характеристики образовательной среды дошкольного образовательного учреждения.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ характеристик образовательной среды образовательных организаций 6
1.1. Понятие образовательной среды в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности формирования образовательно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения 8
Глава 2. Организация образовательной среды в детском саду 15
2.1. Проектирование образовательной среды как средства формирования познавательной активности дошкольников 15
2.2. Организационно-педагогические условия проектирования образовательной среды детского сада 34
Заключение 40
Список литературы 42

  

Введение:

 

Современное образование основывается на развитии и саморазвитии «Я» каждого человека. До сих пор сущность работы с дошкольниками заключалась в трансляции им знаний, умений и навыков, которые понадобятся в будущем. Постепенно начали отходить в прошлое догмы традиционного обучения и воспитания дошкольников, на практике в большинстве случаев ориентированные на усвоение навыков письма, чтения, математики. Традиционная педагогическая наука игнорировала роль в развитии дошкольника его собственных сущностных сил, субъектной активности, не признавала проблемы саморазвития. Дошкольники находились в искусственно созданных условиях, которые не соответствовали потребностям их естественного развития. Поэтому возникла необходимость, прежде всего, в новых подходах к определению целей и задач развития и воспитания ребенка. Осознание необходимости поиска новых подходов привело к пониманию того, что оценка качества и развивающего потенциала образовательной среды ребенка должна быть первоосновой действий и взаимоотношений педагогической деятельности. Практическое решение задач современного дошкольного образования требует основательной психолого-педагогической основы для организации образовательного процесса и создания образовательно-развивающей среды. Суть проблемы заключается в том, что в дошкольном образовании происходит разрыв между знаниями и культурой как действием практичным. В решении проблемы важна стратегия преодоления этого разрыва.
Актуализация проблемы подготовки ребенка к школе требует от педагогических коллективов дошкольных учебных заведений соответствия современным тенденциям развития, конкурентоспособности в условиях, отвечающих социальным запросам общества и родителей. Важным условием повышения качества образования и его доступности есть преемственность дошкольного и начального звеньев. Реализация преемственности между дошкольным и начальным образованием направлена на создание и сохранение у ребенка целостной картины мира. Ее основные положения, касающиеся динамических процессов в развитии личности ребенка, можно сгруппировать по следующим направлениям: развитие любознательности у ребенка дошкольного возраста как основы развития познавательных способностей будущего ученика начальной школы; формирование творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития ребенка; развитие умения общаться со взрослыми и сверстниками — как одного из необходимых условий успешности начального деятельности. Проблема исследования образовательной среды определяется отечественными и зарубежными учеными как одна из важнейших педагогических проблем.
Анализ педагогической, психологической литературы, педагогической практики свидетельствует об интересе к проблеме формирования образовательно-развивающей среды, что связано с гуманизацией среды (И. Песталоцци, Я. Корчак, В. Сухомлинский), интеграцией влияния социальной среды на развитие личности (Л. Буева, С. Моложавый, С. Шацкий), организацией целостного воспитательного процесса в развивающей среде (М. Монтессори, Г. Штайнер, Р. Фахрутдинова) созданием комфортной среды учебного заведения (А. Воробьева, Т. Лошакова).
Влияние образовательной среды на актуализацию духовно-творческого потенциала личности исследовали Ш. Амонашвили, А. Анохин, Ю.Бродский; влияние культурной среды — А. Трошева, Н. Романченко; образовательного — А. Воронин, С. Дерябо, В. Левин; окружающей среды — В. Афанасьев, Г. Тараскина.
Итак, в рамках личностно ориентированного подхода ребенка характеризуют совокупность всех его проявлений следует учитывать возрастные, половые особенности, индивидуальную историю жизни и т.д. Изменение общественных приоритетов, модернизация системы образования на основе личностно-ориентированного подхода объективирует необходимость усиления внимания к созданию в учебных заведениях благоприятных условий для развития самостоятельного, творческого, жизнеспособного человека с развитым самоуважением и чувством самоценности.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Раскрыта степень разработанности проблемы исследования в научной литературе и образовательно-воспитательной практике. Проведенный анализ научных источников дал основания для выделения этапов развития образовательной среды как объекта проектирования. На условно разделенных этапах среда исследуется и раскрывается как фактор социального развития, воспитания, обучения и образования.
Образовательная среда — относительно новое понятие, вошедшее в тезаурус педагогики и психологии недавно. Его содержание нельзя считать однозначно определенным и постоянным, но большинство специалистов используют понятие развивающего образовательного среды для целостного описания специфических особенностей конкретного образовательного учебного заведения. Обобщение различных подходов к определению понятия позволяет сделать вывод, что развивающая образовательная среда современного учебного заведения — совокупность духовно-материальных условий функционирования учебного заведения, обеспечивающие саморазвитие свободной и активной личности, реализацию творческого потенциала ребенка. Развивающее образовательная среда является функциональным и пространственным объединением субъектов образования, между которыми устанавливаются тесные разноплановые взаимосвязи, и может рассматриваться как модель социокультурного пространства, где происходит становление личности.
Прослежена онтология и обоснованно современное содержание понятия «образовательная среда». Образовательной средой называем совокупность условий, влияющих на целенаправленное взаимодействие субъектов образования и обеспечивающих эффективное функционирование форм, методов и средств образовательного процесса с целью достижения целей его субъектов.
В решении проблемы проектирования образовательной среды методологические основы формируются благодаря научным подходам, которые определены в соответствии с уровнями методологии: общенаучные (системный, синергетический) и конкретно-научные (экологический, личностно-деятельностный, культурологический, аксиологический, акмеологический, компетентностный, технологический).
Концепция проектирования образовательной среды определяет теоретико-методические основы, выполняющие роль регуляторов в проектировании образовательного объекта и обеспечивают представление о структуре, содержании, формах, методах и средствах выстраивания целесообразного образовательного взаимодействия в системе обеспечения качества подготовки.
Проведение коррекционной работы значимо улучшило показатели доминирующих форм общения. Как видно из данных таблицы, у детей экспериментальной группы доминирование ситуативно-деловой формы общения вообще не выявлено, в контрольной группе у 20% детей отмечается преобладание такой формы общения. Следовательно, дети из контрольной группы чаще всего выбирает ситуацию игрового взаимодействия, чувствуют себя в ней комфортно, в общении со взрослым у них доминируют просьбы о помощи, обращения за оценкой действий, стремление к сотрудничеству.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретический анализ характеристик образовательной среды образовательных организаций

1.1. Понятие образовательной среды в психолого-педагогической литературе

Современное образование требует создания условий для развития, совершенствования образовательной среды. Создание единого образовательного и научно-педагогического пространства рассматривается в контексте диалога культур, внедрения в разные педагогические системы общечеловеческих ценностей как жизненных ориентиров личности.
Интересным, на наш взгляд, является мнение Л. Новиковой о том, что использовать среду в организации воспитательных воздействий, значит, превращать ее в проводника управленческих команд и регулятора отношений. Это предполагает учет как отрицательных и положительных воздействий среды, так и ее потенциальных возможностей, который выступает основой проектирования развития того или иного субъекта. Такой учет, по мнению автора, включает изучение того:
– как и в чем среда способствует субъекту развития;
– что и как косвенно в личности, которая развивается, коллективе,
воспитательной системе.
С другой стороны, учет влияний среды дает возможность:
– объяснить поведение образовательной системы;
– предугадать ход ее дальнейшего развития;
– предвидеть изменения, которые произойдут в ней в результате взаимодействия со средой;
– спроектировать систему мер предупредительного, опережающего или преобразовательного характера.
Анализ вышеизложенного позволяет утверждать, что среду можно использовать:
– при выдвижении целей системы (это означает, привлечь определенные силы к ее разработке этих целей);
– с диагностической целью (делать ее регистратором, экспертом и т. п.);
– с целью проектировочной (включать специалистов в ее осмысление, привлекать их к генерированию идей, предположений);
– для организации воспитательных воздействий (превращать в проводника управленских команд).
Эти идеи развивались, способствуя становлению подхода к изучению среды, связанного с идеями и методами системного анализа учебно-воспитательного коллектива и его связями с социальной средой, содержанием и структурой официального и неофициального общения учащихся в школе и за ее пределами, формированием социалистического типа личности и ее творческой индивидуальности. С этой целью создаются специальные социально-педагогические комплексы. Изучением социально-педагогических комплексов занимались ученые: И. Августевич, Е. Тонков, М. Щетинин. Отечественные ученые к понятию «образовательная среда» относят и образовательную среду социокультурных институтов, школ, ВУЗОВ, учреждений последипломного образования. Несмотря на понятие педагогической системы в трудах современных исследователей «…как взаимосвязи структурных и функциональных элементов, подчиненных целям формирования личности обучающегося, готовности к самостоятельному, ответственному и продуктивному решению задач в последующей системе» (по Н. Кузьминой), можно сделать вывод, что специфическим будет и содержание элементов, составляющих образовательную среду [19].
А. Куракин, Ю. Мануйлов, А. Хуторской, рассматривая понятие «образовательная среда» как объект педагогического исследования, выходят из положения неразрывности образовательного процесса и воспитания. Мы согласны с точкой зрения вышеперечисленных исследователей, которые под образовательной средой понимают естественное и искусственно созданное социокультурное окружение человека, включающего содержания и различные виды средств образования, способные обеспечивать продуктивную деятельность студента, слушателя, управляя процессом развития личности посредством создания благоприятных для этого условий, к которым относится мотивация обучающегося, личность воспитателя и тому подобное. Дошкольник может выступать активным соавтором и творцом образовательной среды. В связи с этим приоритетной задачей является задача повышения образовательных ресурсов среды ДОУ и создание условий для самообразовательной практики детей в системе проблемно-поисковой деятельности, творчества и детского экспериментирования как с материальными, так и с социальными объектами.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы