Психология образовательной среды Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Психологические характеристики образовательной среды дошкольного образовательного учреждения.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАВИСИМОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ОТ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ 6
1.1. Сущность образовательного процесса 6
1.2. Среда как основа образования 7
1.3. Понятие безопасности образовательной среды 9
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ 21
2.1. Организация исследования 21
2.2. Анализ полученных результатов 23
2.3. Возможности формирования межличностных отношений в психологически безопасной образовательной среде 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33

  

Введение:

 

Существование проблемы безопасности жизнедеятельности сегодня рассматривается во всем мире. Несмотря на то, что абсолютно любая страна провозглашает безопасность образовательных процессов, на практике достичь ее достаточно сложно.
Решение этих задач основывается на Концепции федеральных государственных стандартов общего образования. Образовательный стандарт является отражением социального заказа, согласующего требования к безопасному образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством. Введение Федерального государственного образовательного стандарта соответствует ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования ставит на первое место требования к результатам образования, что достигается в том числе обеспечением безопасности образовательного процесса.
Только в том случае, если обеспечивается должная образовательная среда, можно говорить о полноценном развитии личности, в том числе и о межличностном взаимодействии, о котором пойдет речь в данной работе.
Цель исследования: рассмотреть проблему межличностных отношений как условия развития образовательной среды
Объект исследования: межличностные отношения детей в ДОУ
Предмет исследования: особенности взаимозависимости межличностных отношений и безопасности образовательной среды.
Гипотезы исследования: 1. Уровень межличностных отношений определяется показателями образовательной среды. 2. Параметры безопасности образовательной среды существенно влияют на уровень общения детей. 3. Изменение параметров безопасности образовательной среды влияют на развитие общения
Задачи эмпирического исследования:
1. Провести теоретический анализ по проблеме исследований психических особенностей межличностных отношений в ДОУ
2. Организовать эмпирическое исследование взаимозависимости межличностных отношений и качества психологической образовательной среды
3. Провести анализ результатов исследования, сделать выводы по исследованию и составить рекомендации по развитию межличностных отношений
Методы исследования: теоретический анализ литературы, эмпирические методы: наблюдение, беседа, биографический метод, тестирование, проективные методы, статистические методы.
Методики исследования:• Проективная методика Рене Жиля «Межличностные отношения ребенка» • социометрическая методика для определения положения ребенка в группе • наблюдение специфики межличностных отношений старших дошкольников • Мониторинг психологической безопасности образовательной среды
Понятие «образовательная среда» (далее ОС) обусловлено необходимостью систематизировать знания в системе «человек – среда обитания», причем традиционно именно образованию уделяется большее внимание, новых отношений в системе педагогического взаимодействия, средств воспитания и новых условий необходимо ответить на вопросы о взаимосвязи образования и среды, а также каким образом два этих феномена, составляя единое целое, способны повлиять на развитие личности человека.
Кроме того потребность в изучении и описании «образовательной среды» обостряется еще и недостаточной точностью и емкостью таких понятий как «психологическое сопровождение образовательного процесса», «учебно-воспитательный процесс», «инновационная деятельность» и др. [9]. Анализу и интерпретации категории «образовательная среда» посвящены работы А. Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, А.Г. Асмолова, С.Д. Дерябо, И.А. Баевой, А.А. Леонтьева, В. Р. Зарубина, Г. А. Ковалева, Е. А. Климова, В. Н. Максимовой, Ю.Н. Кулютника, В. В. Рубцова, В. И. Панова, В.И. Слободчикова, Д.Б. Эльконина, Я. Корчака, В. И. Ясвина и др.
Как следствие, огромную роль в раскрытии понятия образовательной среды будет играть характеристика образования и среды как составных частей, образующих понятие.
В основу данного исследования положены представления о развитии личности на разных этапах онтогенетического развития, развитые в трудах Л.И. Божович, Э. Эриксона, Э. Шпрангера, В.С. Мухиной, В.И. Слободчикова, Д.Б. Эльконина, А.В. Петровского, Л.С. Выготского, И.В. Шаповаленко и др.; подход к психологической безопасности образовательной системы ее экспертизы В.В. Рубцова, И.А. Баевой; современные технологии исследования характеристик образовательной среды в работах Ю.М. Забродина, О.В. Вихристюка, В.В. Коврова.
Исследование проводилось на базе старшей группы ДОУ № 21. В исследовании приняли участие 21 воспитанник. Деления на контрольную и экспериментальную, как это принято в экспериментах, не осуществлялось, так как образовательная среда воздействует на всех детей в группе:
Практическая значимость исследования состоит в том, что на основе результатов можно разработать специфические для детей методики формирования межличностных отношений в ДОУ
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, проанализировав положения современной науки о безопасности образовательной среды мы приходим к выводу о том, что:
• Сегодня безопасность образовательной среды закреплена законодательно и она оказывает огромное влияние на формирование всех образовательных процессов в обществе. Образовательная среда становится той основой, на которой выстраивается обучение личности и создается ее успешность.
• Одним из основных преимуществ безопасных условий обучения является то, что дошкольники начнут гордиться своей работой и собой. Один из лучших способов помочь детям в достижении этой цели — пропустить прямо к конечному результату и отмечать их достижения по мере их появления. Хваля детей, педагог создает открытую среду, наполненную счастьем и творчеством.
• Если вы спросите большинство взрослых, почему они боятся публичных выступлений, один из самых распространенных ответов, который вы получите, заключается в том, что они боятся быть осужденными. То же самое относится и к детям. Если они чувствуют, что они лишние в коллективе, то единственным способом преодоления проблемы становится активное введение их в этот коллектив.
• Межличностные отношения развиваются в том случае, когда это происходит целенаправленно. Развитие коллектива возможно не только на специально организованных занятиях. Но и при организации игр и в воспитательном процессе. По результатам исследования становится очевидно, что при правильной организации образовательной среды происходит изменение взаимодействия детей – исчезли аутсайдеры, уменьшилось количество групп, улучшился психологический климат в коллективе.
• Психологическая безопасность является условием образовательной среды, свободной от психологического насилия во взаимодействиях людей в них; психологическая безопасность способствует удовлетворению потребностей в личном доверии и общении, создает для участников чувство принадлежности (относительная важность окружающей среды), и способствует их психическому здоровью.
• Эмпирическое исследование показало, что (1) уровень психологической безопасности образования — Образовательная среда в оценках учителей была выше и имела больше дифференциации, чем уровень организации остальных элементов образовательного пространства; (2) вместе с тем психологическое самочувствие детей было тесно связано с уровнем психологической безопасности; (3) такие компоненты благополучия детей, как эмоциональный фон, уверенность в себе, высокий уровень познавательной активности были разработаны для того, чтобы способствовать усвоению знаний и умений.
• Результаты могут быть полезны в психологии образования и психологии окружающей среды, также при создании технологий для обеспечения безопасности среды в ДОУ, включая ситуации, связанные с минимизацией нарушений безопасности и снижения рисков и угроз.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАВИСИМОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ОТ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
1.1. Сущность образовательного процесса

Образование сегодня становится одним из важнейших направлений социализации, именно им определяется постановка целей, задач, приоритетов воспитания и обучения подрастающего поколения.
Образование — это процесс приобретения знаний, навыков, ценностей, убеждений и привычек. Образование часто происходит под руководством педагогов, но учащиеся также могут обучать себя. Образование может проходить в формальной или неформальной обстановке, и любой опыт, который оказывает формирующее влияние на способ, которым человек думает, чувствует или действует, может считаться образовательным. Методология преподавания называется педагогикой.
Образование обычно разделяется формально на такие ступени, как дошкольный период, начальная школа, средняя школа, а затем колледж, университет.
Некоторые правительства, в том числе на глобальном уровне, признают право на образование: статья 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 года признает всеобщее право на образование [2]. В большинстве регионов образование является обязательным до определенного возраста.
Сегодня образование рассматривается в комплексе связанных направлений. Оно характеризуется:
1. Как образовательный процесс
2. Как среда в которой получаются знания, умения и навыки
3. Как результат процесса
4. Как процесс получения знаний, причем процесс личностный.
Иными словами, образование представляет собой социокультурный феномен, который реализуется как процесс становления человека, формирование и развитие его физических и умственных возможностей, а также приобретение знаний о мире и о культуре окружающего человека социума с позиции той картины мира, которая формируется в научной среде данного социума. Особенно разночтения будут касаться картины мира гуманитарной, так как естественнонаучная картина все же сохраняется неизменной.

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы