Курсовая с практикой на тему Психологические аспекты развития речи детей дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Теоретические основы изучения развития речи дошкольников 5
1.1. Характеристика дошкольного возраста с психологической точки зрения 5
1.2. Анализ психологической специфики развития речи дошкольников 9
Выводы по 1 главе 12
2. Практические аспекты исследования психологической специфики речевого развития 14
2.1. Экспериментальное исследование психологической специфики речевого развития у детей 14
2.2. Систематизация результатов экспериментального исследования 20
Выводы по 2 главе 26
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Введение:
Год от года в дошкольных образовательных учреждениях увеличивается численность детей, имеющих различные речевые дефекты, фонетические нарушения речи, и логопеды, работающие на логопедических пунктах образовательных учреждений, часто обращаются к психологам для совместного проведения эффективной коррекционной работы. Данная работа посвящена изучению психологических аспектов развития речи детей дошкольного возраста.
Актуальность рассматриваемой темы определяется большой численностью нарушения речи среди детей дошкольного возраста. Ученые предполагают, что на развитие речи оказывают существенное влияние психологические аспекты. Проблема развития речи у детей дошкольного возраста в настоящее время привлекает внимание многих психологов.
Речь представляет собой психическую функцию, которая дает людям широкие возможности поддержки коммуникации друг с другом. На основе смысловой единицы — слова формируются и развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, память. Сензитивный период развития речи — ранний и дошкольный возраст. [9, с. 169]. Основываясь на речи и ее семантическом единстве, слова формируются и развиваются посредством психических процессов, таких как восприятие, воображение, память.
Цель работы – изучить психологические аспекты развития речи дошкольников.
Исходя из поставленной цели, нами были сформулированы следующие задачи исследования:
1) охарактеризовать дошкольный возраст с психологической точки зрения
2) проанализировать психологическую специфику развития речи дошкольников
3) провести экспериментальное исследование психологической специфики речевого развития у детей
4) систематизировать результаты экспериментального исследования
Объект исследования – речей детей дошкольного возраста
Предмет исследования – психологические аспекты речи детей дошкольного возраста
Исследование проводилось на базе муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад поселка Чернореченкого Искитимского района Новосибирской области.
По структуре работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Первая глава исследования посвящена теоретическим основам изучения развития речи дошкольников. Во второй главе работы нами рассматриваются практические аспекты исследования психологической специфики речевого развития.
Источниковую базу исследования составили научные исследования, последних лет, авторы которых рассматривают вопросы психологических аспектов развития речи дошкольников.
Заключение:
В результате проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы:
1) охарактеризовав дошкольный возраст с психологической точки зрения, мы можем сказать о том, что дошкольник в действительности переходит к новым типам жизнедеятельности, интенсивное развитие у него получает память, он начинает мыслить целыми представлениями, у него трансформируются желания и интересы, появляются первые этические примеры и зачатки его мировоззрения.
2) проанализировав психологическую специфику развития речи дошкольников, мы можем сказать о том, что следует улучшить интонационную сторону речи, важно работать как для развития аппарата артикуляции ребенка, так и для развития таких элементов звуковой культуры, как вокальная сила.
3) проведя экспериментальное исследование психологической специфики речевого развития у детей, мы можем сказать о том, что нами были определены уровни сформированности речевого развития детей 3-4 лет.
4) систематизировав результаты экспериментального исследования мы можем сказать о том, что у детей происходит развитие семантической стороны речи: зарождаются обобщающие лексемы, оттенки значений слов, синонимы, антонимы, осуществляется использование слов в различных значениях, применение прилагательных, антонимов, выбор точных, подходящих фраз и выражений.
Теоретическая значимость проведенного исследования обусловлена тем, что результаты и выводы исследования могут применяться в дальнейшей разработке проблемы изучения психологических аспектов развития речи дошкольников.
Практическая значимость определяется внедрением в детские дошкольные образовательные учреждения уже существующие методики, а также ново разработанные для коррекции психологических аспектов детей дошкольного возраста. Также велика вероятность применения в программе высшего учебного заведения на занятиях по психологии и логопедии, а также дальнейшего глубокого изучения данной темы в спецкурсах, посвященных проблемам изучения психологических аспектов развития речи дошкольников, а также на семинарских и практических занятиях, при написании курсовых и магистерских работ.
В качестве перспектив проведенной работы можно обозначить реализацию разработанных методик и программ на базе школ, гимназий, образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические основы изучения развития речи дошкольников
1.1. Характеристика дошкольного возраста с психологической точки зрения
Дошкольный возраст представляет собой долгий жизненный отрезок ребенка; время детства, который занимает место между ранним возрастом и младшим школьным.
В психологической науке с точки зрения хронологии обычно выделяют младший дошкольный возраст (3 — 4 года), средний дошкольный возраст (4 — 5 лет) и старший дошкольный возраст (5 — 7 лет).
Среди зарубежных психологов, которые занимаются проблемами детства дошкольников, Ж. Пиаже занимает особенное место. Хотя им не опубликовано ни одной статьи, конкретно посвященной характеристикам развития личности дошкольника, во многих его работах собран существенный фактический материал о дошкольном детстве.
В исследованиях Ж. Пиаже мы видим, хотя и специально не сформулированную им, теорию этого возрастного периода. Эта теория тесно связана созданной Ж. Пиаже общей концепцией развития мышления и детского поведения.
В исследовании, посвященном первому году жизни ребенка, Ж. Пиаже предполагает, что ребенку присущ абсолютный эгоцентризм, который мы можем назвать «солипсизмом первого года жизни».
По мнению Ж. Пиаже, социальная жизнь и логическое мышление развиваются у ребенка за пределами дошкольного возраста.
На пути от абсолютного солипсизма к социализированному логическому мышлению и особенно к социальным формам коммуникации дошкольный возраст выступает в качестве промежуточного звена.
Главной деятельностью дошкольника Ж. Пиаже считает игровую деятельность. Согласно Ж. Пиаже, как раз в дошкольном возрасте ребенок одновременно находится в двух сферах — реальности и игры. Где сфера игры является для ребенка более реальной, чем сфера реальности.
Борьба двух миров, двух сфер реальности, в которых живет ребенок, и является выражением борьбы первоочередного биологического начала в ребенке, детской аутистической замкнутости, так называемого «вечно детского» с социальным, логическим, навязываемым ему извне. Таковой является концепция о дошкольном возрасте Ж. Пиаже.
Мнение Ж. Пиаже о развитии ребенка, в частности на специфику развития дошкольников, уже в начале 1930-х годов были раскритикованы Л.С. Выготским.
Во-первых, невозможно признать правильной позицию Ж. Пиаже, что развитие ребенка переходит от аутизма к социальности, а сам ребенок, находящийся на ранних стадиях развития являет собой замкнутое в себе существо, которое отделено от социального мира взрослых. Факты говорят о том, что в самые ранние периоды жизни ребенок чрезвычайно близко связан с взрослыми.
Особенные реакции на заботу взрослых (человеческое лицо и голос) происходят очень рано, в конце второго месяца жизни. Согласно экспериментальным данным, поисковая работа, нацеленная на внешний мир, также происходит очень рано и развивается очень интенсивно как раз в начальные годы жизни ребенка.
Внутренний мир, мир личных желаний начинает запечатлеваться для ребенка позже, чем внешний мир, — это возникает на основании коммуникации ребенка с взрослыми, а не до этого общения.
Положению Ж. Пиаже о начальном асоциальном поведении ребенка Л.С. Выготский противопоставил идею начальной социальной значимости ребенка, о развитии от общественного к индивидуальному.
Однако данное положение Л.С. Выготского является верным лишь в своей первой части. Ребенок — это социальное существо на протяжении всего своего развития.