Курсовая с практикой на тему Психологическая профилактика профессиональных деформаций личности у учителей
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение …………………………………………………………………………………………… 3 Глава
1. Теоретическая база вопроса психологической профилактики профессиональных
деформаций………………………………………………… 6 1.1 Профессиональная
деформация выгорание и ее сущностное
содержание……………………………………………………………………… 6 1.2 Причины профессиональной
деформации личности учителей…………………………………………………………………………… 13 1.3 Композиционная
структура психологической профилактики профессиональной
деформации………………………………………………… 17 Выводы по 1 главе …………………………………………………………………………………… 25 Глава 2. Практическая работа по
психологической профилактике профессиональных деформаций личности
учителей………………………….. 27 2.1 Организация практической
работы с профессиональными деформациями……………………………………………………………………. 27 2.2 Анализ результативности
практической работы по психологической профилактике профессиональных деформаций личности
учителей…………………………………………………………………………… 31 Выводы по 2 главе ………………………………………………………………………………….. 33 Заключение …………………………………………………………………………… 35 Список
литературы ……….…………………………………………………………………….. 37 Приложение 1
………………………………………………………………………. 42 Приложение 2
………………………………………………………………………. 45 Приложение 3
………………………………………………………………………. 52
Введение:
Актуальность работы. Современная
жизнь с ее многочисленными трудностями, как экономического, так и
психологического характера требует от человека любой профессии вложения всех
его нравственных и физических сил. Представители образовательной сферы
оказываются в сложной ситуации, поскольку они испытывают двойные нагрузки в
связи с тем, что их труд, даже в стабильные времена отличается высокой
эмоциональной нагруженностью и стрессонасыщенностью.
Работа с людьми в силу предъявляемых ею высоких требований,
особой ответственности и эмоциональных нагрузок потенциально содержит в себе
опасность тяжелых переживаний, связанных с рабочими ситуациями, и вероятность
возникновения профессионального стресса, а затем и негативных изменениях в
личности человека. По статистике, более 80% работников подвержены
выгоранию, и более 10% в результате из-за такой стрессогенности зарабатывают
депрессии, болезни, вплоть до нетрудоспособности.
Профессиональная деформация учителей сферы может послужить снижению их работоспособности,
ухудшение взаимоотношений с клиентами, коллегами, близкими людьми, а также может
оказать негативным влиянием на состояние здоровья. Все выше сказанное
актуализирует вопрос по психологической профилактике профессиональной
деформации личности учителей.
В основе изучения вопроса о
психологии труда были взяты труды Е.А. Климова, Г.В. Бороздиной. Сущность
профессиональной деформации и профессионального выгорания доступно раскрывается
в работах Н.Е. Водопьяновой, М.А. Аминовой, В.Е. Орла, Т.И. Ронгинской, В.В.
Константинова, М.А. Одинцовой, О.В. Нестеровой и др.
Профессиональное деформирование несет негативные последствия для
личности человека, именно поэтому такие ученые
как О.Б. Поляков, А.П. Ипатов, Н.В. Борисова, Н.П. Ансимова,
профилактику профессиональной деформации и иных негативных явлений именно
педагогов и учителей исследуют Пак С.Н., Москвина Н.Б., В.В. Соболь, Митина
Л.М., Мелетичев В.В., Карандина Ю.А., Иванова В.А., Ахмедханова М.М., Цахаева А.А.
Проблема исследования отражена
в вопросе «каким образом осуществляется психологическая
профилактика профессиональной деформации личности
учителей»?
Объект
исследования: профилактика профессиональной деформации. Предмет исследования: психологическая профилактика профессиональной деформации
личности учителей.
Цель работы: теоретически обосновать и практически внедрить программу
по психологической профилактике профессиональной деформации личности учителей.
Для достижения цели необходимо выполнить ряд задач:
1) Рассмотреть профессиональную деформацию личности и ее
сущностное содержание.
2) Описать причины профессиональной
деформации личности учителей.
3) Описать композиционную структуру психологической профилактики.
4) Разработать и
реализовать тренинговые
занятия по психологической профилактике профессиональной деформации личности
учителей.
Гипотеза исследования: психологическая профилактика профессиональной деформации личности учителей будет
эффективна при разработке и внедрении тренинговых занятий по профилактике профессиональной
деформации.
В качестве
основного методического инструмента
была выбрана Методика диагностики профессиональной деформации
личности учителя (В.Е. Орел, С.П. Андреев.)
Метод
статистического анализа — Т-критерий Вилкоксона.
Исследование проводилось в три этапа:
На первом этапе осуществлялся
поиск и анализ литературы психологической и педагогической направленности по
поднятой проблематике. В рамках данного этапа была поставлена цель
исследования, определены задачи и сформирована гипотеза.
На втором этапе
систематизировался накопленный материал и была оформлена теоретическая часть
исследования. Этап включал также в себя организацию и проведение эмпирическую
часть исследования.
На третьем этапе были обобщены
результата данных полученных в ходе эмпирического исследования и всей работы в
целом, включая ее оформление по предъявляемым требованиям.
Выборка исследования: 17 учителей Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя
общеобразовательная школа № 27 городского округа Щёлково (МБОУ СОШ N 27 ГОЩ).
Теоретическая значимость исследования заключается
в описание и дополнение информации о вопросе профессиональной деформации
личности, ознакомление с широким диапазоном причин возникновения данного
явления, а также рассмотрен вопрос о том, каким образом можно предотвратить или
снизить количество негативных последствий благодаря осуществлению
психологической профилактики.
Практическая значимость исследования заключается в том, что тренинговые
занятия по профилактике профессиональной деформации призваны предотвратить возникновение профессиональной деформации
личности учителей, а также познакомить их
со способами самопрофилактики. Разработанные занятия можно использовать при работе с
педагогическим коллективом или же использовать как материал для
самопрофилактики профессиональной деформации.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка литературы и приложения.
Заключение:
Профессиональное
деформирование личности несет негативные последствия для личности человека и
затрагивает его поведение, эмоциональную и когнитивную сферу, отражается на его
здоровье, что все вместе мешает восполнению энергетических ресурсов и
эффективному исполнению трудовых обязанностей. Одним
из самых распространенных факторов ученые называют тип профессии, который
непосредственно связан с людьми, поскольку такая работа сопряжена с
конфликтностью, большой эмоциональной и умственной напряженностью, а также
непредсказуемостью. К типу профессии «человек-человек» относится профессия
учителя. Следовательно, специалисты образовательной сферы становятся
потенциально подверженными профессиональным деформациям. Теоретическая
часть исследования была направлена на рассмотрение существующей информации по
профессиональной деформации личности, включая ее понимание, причин
возникновения, стадий и фаз формирования. Исходя из темы исследования «психологическая
профилактика профессиональной деформации личности учителей» важным компонентом является
сам профилактический процесс, который также был изучен с целью понимания того,
как она может оказывать влияние на процесс деформирования. Профилактика
призвана, во-первых, купировать развитие симптомов, во-вторых, тормозить
формирование, в-третьих, направлена на восстановление энергетического баланса человека.
После проведение
теоретического исследования были подготовлены все условия для перехода к
практической части, которая началась с диагностирования уровня профессионального
деформирования личности учителей. Данные результаты послужили
основанием для разработки тренинговых занятий, которые ставили перед собой цель
– психологической профилактики профессиональной деформации личности учителей.
Сами тренинговые занятия были поделены на два модуля: работа с эмоциональными ресурсами и работа с ригидностью мышления;
Сразу же после реализации
всех занятий была проведена повторно диагностика, которая показала, что благодаря
профилактической работе были зафиксированы тенденции снижения уровней
профессионального деформирования.
Следовательно, можно
сделать вывод, что тренинговые занятия являются эффективными для психологической профилактики
профессиональной деформации личности учителей.
Резюмируя все выше
сказанное, подтверждает гипотезу исследования, раскрывает полноту выполнения
целей и задач, которые были поставлены в самом начале работы.
Фрагмент текста работы:
1.1 Профессиональная деформация личности и ее сущностное содержание Для
полного раскрытия вопроса о психологической профилактики профессиональной
деформации личности учителей необходимо понимать, что же научным сообществом
понимается под «профессиональной деформацией».
С латинского языка deformatio переводится как
искажение. В общем смысле деформация означает изменение под воздействием
факторов внешней среды физических характеристик тела или предмета.
Для
негативного воздействия на личность
профессиональной деятельности было введено отдельное понятие
«профессиональная деформация». В первый данный термин в российском научном
сообществе появился в работах у П. Сорокина.
Э.Ф.
Зеер определяет профессиональную деформацию как накопившиеся изменения
сложившейся структуры деятельности и личности, которое отрицательно сказывается
на взаимодействии с другими участниками данного процесса и эффективности труда,
а также отражается на развитии личности [10, с. 294].
По
мнению Э.Э. Сыманюк, профессиональная деформация – это некое разрушение,
изменение сложившейся психологической структуры личности в процессе выполнения
профессионального труда [31, с. 89]. Е.И.
Рогов предлагает называть профессиональными деформациями личности такие ее
изменения, которые возникают под влиянием выполняемой профессиональной
деятельности и проявляются в абсолютизации труда как единственно достойной
формы активности, а также в возникновении жестких ролевых стереотипов, которые
переносятся из трудовой сферы в иные условия, когда человек не способен
перестраивать свое поведение адекватно меняющимся условиям [28,
с. 114]. Как
видно из выше перечисленных терминов, профессиональная деформация предполагает
изменения в структуре личности, возникающие в результате трудовой
профессиональной деятельности. Все авторы сходятся во мнение, что данное
явление носит негативный характер для самого человека и его окружения. Далее в
работе, именно данное понимание будет вкладываться при упоминании
«профессиональная деформация».
Стоит
отметить, что профессиональная деформация распространяется на все стороны
физической и психической организации человека, которые изменяются под влиянием
профессии. Профессиональная деформация может привести к затруднениям в
повседневной жизни и снижению эффективности труда [20, с. 58]. Деформация представляет собой искажение
личностной структуры, которая оказывает влияние как на сам деятельностный
процесс индивида, включая трудовой, так и на его взаимодействие с другими участниками данного
процесса. Процесс деформирования также имеет свои уровни [12,
с. 44]: I. Общие
профессиональные деформации отражают инвариативные особенности поведения,
которые присуще для той или иной профессии. Например: у руководителей может
возникнуть «вседозволенность», у врачей «сострадательная усталость», у психологов
«постановка диагнозов». II. Специальные
профессиональные деформации возникает в процессе профессионализации, так
например, у следователей «правовая подозрительность», которая включается и за
пределами работы. III. Профессионально-типологические
деформации представляют собой процесс наложения индивидуальных психологических
особенностей личности на психологическую структуру трудовой деятельности, что
приводит к формированию комплексов:
• деформации профессиональной направленности личности:
искажение мотивации деятельности («сдвиг мотива на цель»), перестройка
ценностных ориентации, пессимизм, скептическое отношение к новичкам и
нововведениям;