Курсовая с практикой Педагогика/Психология Общая психология

Курсовая с практикой на тему Психологическая проблематика пола и гендера

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические обоснование психологии пола и гендера 6
1.1. Анализ теоретических вопросов осознания пола 6
1.2. Понятие гендера и гендерных различий 14
1.3. Ключевые гендерные теории 24
ГЛАВА 2. Анализ психологической проблематики пола и гендера 29
2.1. Значение гендерных стереотипов 29
2.2. Исследование психологической проблематики пола и гендера 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 42

 

 

 

  

Введение:

 

Актуальность темы. Способ деления всех явлений окружающего мира на «женское» и «мужское» присуща сознанию любого человека. Вся история цивилизации и развития культуры отражает деление по принципу пола и проявляется в символических образах пола; представлениях об идеальных чертах мужественности и женственности; половых ролях и поведенческих реакциях, составляющих норму; отличиях в ожиданиях социума, основанных на признаках пола. Пол человека, несущего багаж общественного сознания, становится более объёмным понятием и не ограничивается совокупностью признаков полового диморфизма — репродуктивных и анатомических.
Гендерные различия- различия между представителями разных гендеров. Обычно под гендерными различиями понимают различия между мужчинами и женщинами, хотя в разных культурах встречаются разные наборы гендеров.
Гендерные отношения всегда являлись темой повышенного интереса, а также предметом дискуссий. В современном мире, где общество претерпело множественные изменения, в том числе и значительное смещение гендерных полей (положение мужчин и женщин значительно изменились во всех областях и сферах: семейных отношениях, в сфере экономики, политики и т.д.), традиционный ортодоксальный взгляд на понятие «гендер» значительно устарел. Неудивительно, что современное ученые в различных областях социальных и гуманитарных наук проявляет интерес в исследовании данной проблемы. Новые виды гендерного поведения в обществе, осознание мужчинами и женщинами своего гендера, не с позиции биологии, а с позиции своей роли в той или иной общественной сфере, новые формы гендерного взаимодействия, все это становиться объектом исследования современных ученых . В нашей стране представление о понятии гендерных различий несколько отличается от зарубежного представления. Российское общество привыкло отождествлять понятия «гендер» и «пол» в связи с этим равенство прав и возможностей мужчин и женщин скорее номинальное, чем фактическое.
В сознании современных российских граждан заложен стереотип о незаинтересованности женщин в карьерном росте и продвижении по социальной лестнице.
Также бытует мнение, что женщины не способны в полной мере выполнять «мужскую» работу, например, занимать руководящие должности. Социологи отмечают, что женщины способны руководить наравне с мужчинами, но статистика утверждает: количество женщин-руководителей значительно меньше количества мужчин-руководителей.
В обществе происходят процессы демократизации и гуманизации, они уравнивают возможности для реализации личности любого социального происхождения, национальности, возраста и пола.
Отечественные ученые (Н.Д. Никандров, Д.И. Фельдштейн, С.К. Бондырева, Е.В. Бондаревская и другие) акцентировали в своих исследованиях проблематичность процессов, происходящих в обществе, нестабильность ситуации, поэтому выбор темы данного исследования определил вопрос о недостаточной изученности этого процесса.
На данный момент 48% работающих граждан – женщины, рабочий потенциал которых не уступает мужскому, а в некоторых областях, по результатам многих исследований, даже превосходит . Но несмотря на все доводы специалистов, Россия по-прежнему находится под влиянием стереотипов, диктуемых патриархальным обществом. В связи с этим, актуальность изучения вопросов гендера и пола становиться очевидной.
Целью данного исследования является изучение психологической проблематики пола и гендера.
Для достижения поставленной цели предполагается решить ряд задач:
1) раскрыть теорию осознания пола.
2) рассмотреть сущность понятия гендера и гендерных различий,
3) выяснить ключевые гендерные теории.
4) изучить особенности гендерных стереотипов
5) исследовать психологическую проблематику пола и гендера
Объектом данной работы является психологическая проблематика пола и гендера.
Предметом — изучение пола и гендера.
Вопрос массового сознания и его интерпретации является предметом изучения многих дисциплин: философии, психологии, массовых коммуникаций, психологии, истории и др.
Гипотеза: мы предполагаем, что существуют отличия гендера и пола в психологическом аспекте.
В качестве теоретической базы исследования выступили исследования советских, зарубежных и российских ученых психологов, педагогов, философов.
Методы исследования: анализ литературных источников, диагностический инструментарий, метод количественной и качественной обработки результатов исследования.
Поставленные цели и задачи определили следующую структуру исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.

 

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Понятие «гендер» возникло в психологической науке в результате исследований и психологического анализа сущности пола человека. Гендер (genus – род) – это социальный пол индивидуума, который определяет его поведение в обществе, так называемая полоролевая функция человека в его отношениях с социумом.
В современной психологии личности можно выделить три разновидности трактовки социального пола человека:
– классический,
– модернистский,
– постмодернистский.
В трех трактовках феномена социального пола индивидуума даются различные определения понятия «гендер».
Основой классического подхода трактовки личности является исследование биологических факторов. Каждый индивид по природе своей биологически организован, имеет собственную форму телесной структуры, и она находит свое отражение в его общении и взаимодействии с другими людьми. Определенное поведение индивидуума в соответствии с его биологическим полом связано с различием в личностной структуре мужчины и женщины.
Индивид исполняет определенный фиксированный набор половых ролей, и это приводит к их закреплению в социуме в виде социальных характеристик – маскулинности или фемининности. Основатель этой теории – американский социолог Толкотт Парсонс, основатель школы структурного функционализма, создатель теоретической психологии современности.
Гендер, согласно классической модели знания, это общая социально-биологическая составляющая, при помощи которой люди определяют друг друга как мужчины и женщины. Гендер является особым надстроечным образованием над анатомией и физиологией тела человека, это особое культурное покрывало, смягчающее животную сущность биологического пола.
Женщинам по сравнению с мужчинами приходится преодолевать давление стереотипов и прикладывать больше усилий, чтобы оказаться в лидерской позиции.
Сегодня наблюдается интенсивно идущий процесс «размывания» традиционных гендерных ролей и становления новых ценностных норм, при которых мужской тип поведения не является «закрытым» для женщины. Он признается ею как приемлемый и эффективный для себя.
Женщины все чаще занимают лидерские позиции в сферах общественной и политической жизни.
Результаты анализа позволяют утверждать, что существуют различия в проявлениях политического лидерства у мужчин и женщин, обусловленные их гендерными особенностями. Их учет, а также учет особенностей их восприятия позволяет более успешно реализовывать политические цели и задачи, прогнозировать электоральное поведение и влиять на него, выявлять закономерности распределения политических ролей, конструировать эффективные политические имиджи.
Несмотря на интенсивное развитие гендерного направления, данный этот аспект политического лидерства изучен пока еще фрагментарно. Ни один из исследователей не проводит комплексного сравнительного анализа гендерных характеристик политических лидеров.
В тематике влияния гендера на лидерскую позицию немало противоречий. Дальнейшее ее исследование нуждается в поиске по всем направлениям уже проделанного и будущего пути.

 

 

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. Теоретические обоснование психологии пола и гендера
1.1. Анализ теоретических вопросов осознания пола

Рассматривая вопросы осознания пола в разных аспектах: с точки зрения дифференциальной и возрастной психологии, педагогики и психологии, — исследователи выявляют факты, свидетельствующие о различиях и особенностях, существующих в психологии пола. Это касается отличий, возникающих у детей разных полов с самого раннего возраста, в интересах, манере поведения, предпочтениях в играх. Далее, во взрослом возрасте, прослеживается характерная для мужчин прямота в построении взаимоотношений, преобладание конкретики и инструментальности. Женщины, напротив, проявляют эмоциональность и повышенную чувствительность в общении, для них свойственна тонкая нюансировка в выстраивании сценария взаимоотношений и тесных контактов на межличностном уровне, они более нуждаются в одобрении со стороны и комплиментах. Независимо от уровня культуры сообщества, практически все мужчины испытывают естественную потребность в построении на принципах иерархии мужских группировок или специальных союзов, участники которых отвечают за социальное управление. Для женщин создание подобных структур не является необходимостью. Мужчины существенно отличаются от женщин в способности к проявлениям сочувствия (эмпатии), в стремлении к самораскрытию, отношении к агрессии и многих других жизненных установках.
Исходя из перечисленного, никто из исследователей не сомневается в наличии между представителями разного биологического пола отличий психологического порядка. Однако противоречивость интерпретации многочисленных эмпирически выведенных данных не может расцениваться как объективное отражение причинно-следственных механизмов, объясняющих дихотомические детерминанты при развитии личности женщин и мужчин. Самое вероятное толкование противоречивости итогов наблюдений состоит в том, что, объясняя факты, исследователи основываются либо на базовых биологических принципах диморфизма пола, либо на стереотипах, сложившихся в общественных представлениях о мужчинах и женщинах. Если обратиться к классическим концепциям личности, то мы не находим в них обозначенной проблемы диморфизма пола .
Обусловленность развития личности половыми различиями вызывает интерес учёных-психологов, как за рубежом, так и в нашей стране. Аспект роли пола в становлении личности привлёк внимание таких советских и российских учёных, как И.С. Кон, А.И. Белкин, В.Е. Каган, Д.Д. Исаев, А.Г. Асмолов. Ими и было введено в российской психологической науке представление о психологическом поле как одной из составляющих психологии личности. Рассматривая в своих исследованиях различные грани становления и развития личности, учёные отмечали, что онтогенез организма человека ещё не служит основанием для психолого-социального осознания его мужчиной или женщиной. Для идентификации должно существовать дополнение в виде психологического пола, то есть характерного и ожидаемого социального поведения, обусловленного диморфизмом пола .
В отличие от всеобъемлющего русскоязычного термина «пол», в современной зарубежной психологической науке традиционно используются разделённые понятия: «sex» — анатомический пол человека, и «gender», подразумевающий социальную модель полового поведения, воспитанную в человеке .

 

 

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы