Курсовая с практикой Педагогика/Психология Современные проблемы психологии спорта

Курсовая с практикой на тему Психологическая помощь в системе реабилитации спортсменов, перенесших травму

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕАБИЛИТАЦИИ СПОРТСМЕНОВ ПОСЛЕ ТРАВМ 6
1.1. Общая характеристика травм у спортсменов 6
1.2. Средства и методы реабилитации при повреждениях опорно-двигательного аппарата 11
1.3 Особенности использования аутогенной тренировки в спорте 17
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ УЛУЧШЕНИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СПОРТСМЕНОВ 20
2.1 Методы и организация исследования 20
2.2 Программа психокоррекционных мероприятий у спортсменов, перенесших травмы 24
2.3. Анализ и обсуждение полученных результатов 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Современная подготовка и соревновательные нагрузки спортсменов выдвигают значительные требования к системам энергообеспечения и регуляции функций [1, 6, 7, 18]. Использование средств оптимизации функционального состояния как неотъемлемой части тренировочного процесса должно быть специализированным применительно к конкретному виду спорта и учитывать морфофункциональные изменения в отдельных органах и системах организма спортсменов, происходящие вследствие тренировочных нагрузок [8, 17, 34].
Занятия спортом сопряжены с выполнением регулярных и высокоинтенсивных максимальных физических нагрузок, что отражается на состоянии внутренних органов и опорно-двигательного аппарата (ОДА), что может привести к патологическим изменениям травматического характера [7, 13, 22, 23, 24].
Современный спорт — это сложное, многоуровневое, социально значимое явление, которое включает ряд серьезных противоречий. С одной стороны, рациональные занятия физическими упражнениями и спортом способствуют укреплению и сохранению здоровья, гармоничному физическому развитию и функциональному совершенствованию организма человека, с другой, спорт высших достижений, как профессиональный вид деятельности, в определенной степени провоцирует возникновение различных нарушений в состоянии здоровья спортсменов, в том числе и психологического характера [26, 29].
Актуальность данной работы связана с поиском новых методов оказания психологической помощи в системе реабилитации спортсменов, перенесших травму. Наряду с оптимальным построением годичного цикла подготовки спортсменов большое значение приобретает использование различных средств и методов психологической помощи спортсменам, от рационального использования которых зависит эффективность проведения спортивной подготовки.
Психологические средства тренировки умений и навыков для повышения спортивных результатов остается актуальным направлением научно-практической деятельности области спортивной психологии. В настоящее время в психологии спорта, а также в практической психологии накоплено достаточно много материала по применению различных психологических методов корректировки психики с целью достижения более высокой степени психологической подготовленности спортсмена [4, 5, 15, 16].
Однако специалисты спорта уделяют незначительное внимание разработке психологических средств для реабилитации спортсменов, получивших травму, несмотря на то, что практика показывает, что травматизм в спорте «разрушает» карьеру 60-70% квалифицированных спортсменов, обесценивает их многолетнюю самоотверженность и тяжелый как в физическом, так и морально-психологическом плане труд.
Существенную роль в оптимизации спортивной подготовки играет использование разнообразных средств коррекции психоэмоционального состояния спортсмена, перенесших травму, что поможет достигать новых спортивных побед.
Таким образом, актуальность поставленной проблемы и недостаточная ее разработанность обусловили выбор темы данного исследования.
Цель исследования – разработать программу восстановительных мероприятий у юных спортсменов после физических нагрузок с использованием средств аутотренинга.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме использования методов психологической коррекции спортсменов, перенесших травму.
2. Оценить уровень психоэмоционального состояния спортсменов, перенесших травму.
3. Экспериментально обосновать эффективность программы психологической помощи у спортсменов, перенесших травму, с использованием средств аутотренинга.
Объект исследования – реабилитация спортсменов, перенесших травму.
Предмет исследования – средства и методы психологической помощи спортсменам в системе реабилитации.
В контексте актуальной проблемы в настоящее время пристального внимания заслуживают научные работы, связанные с использованием нефармакологических средств коррекции психоэмоционального состояния спортсмена [11, 30, 14, 27]. Таким образом, проблема исследования эффективности средств аутотренинга и визуализации для коррекции психоэмоционального состояния спортсменов, перенесших травму, является малоизученной и окончательно нерешенной, что требует дальнейшего изучения.
Практическая значимость исследования. Основные результаты исследования могут быть использованы при преподавании учебных дисциплин «Теория и методика физического воспитания», «Психология спорта», «Теория и методика подготовки спортсменов», «Физическое воспитание с методикой обучения» в процессе подготовки специалистов по физической культуре и спорту. Полученные результаты можно применить в различных формах методической работы и управленческой деятельности руководителей школ олимпийского резерва для повышения эффективности учебно-тренировочного процесса. 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ современных литературных источников показал, что опорно-двигательный аппарат спортсмена в процессе учебно-тренировочных занятий и соревнований несет огромные статические и динамические нагрузки. Кроме того, при многолетних интенсивных тренировочных нагрузках на опорно-двигательный аппарат, появляются патологические изменения, которые длительное время компенсируются и клинически не проявляются.
При длительных нагрузках, связанных с увеличением подвижности в суставах, уменьшается конгруэнтность суставных поверхностей, что приводит к их патологической подвижности, возникновению травм.
Несмотря на имеющиеся программы физической реабилитации, отмечается отсутствие работ, которые учитывают характер повреждения, степень нарушения двигательной функции травмированной нижней конечности, сроки назначения тех или иных средств восстановления, индивидуальные реакции пациентов на отдельные методы и влияние в целом, а также особенности психоэмоционального состояния спортсменов, что обусловило актуальность проведенного исследования.
Разработанный комплекс коррекционных мероприятий для спортсменов включал: дыхательные упражнения, аутотренинг, элементы йоги. Результаты формирующего эксперимента показали, что применение разработанной программы приводит к достоверному снижению боли, улучшению самочувствия, активности и настроения спортсменов, снижению реактивной тревожности, что может служить основанием для практического внедрения.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕАБИЛИТАЦИИ СПОРТСМЕНОВ ПОСЛЕ ТРАВМ

1.1. Общая характеристика травм у спортсменов

Повреждения опорно-двигательного аппарата занимают одно из ведущих мест в структуре причин временной и стойкой утраты работоспособности спортсменов.
Занятия спортом предъявляют повышенные требования, подчас пограничные между нормальной физиологически допустимой нагрузкой и патологическими состояниями [21, 31, 32].
К опорно-двигательному аппарату спортсмена предъявляются повышенные требования. Если эти требования согласуются с физиологическими возможностями организма, то нагрузка играет формирующую роль, способствует благоприятной перестройке мышечного и костно-суставного аппарата человека.
Однако, при определенных условиях, например, при методически неправильно построенных тренировках, длительных нагрузках, возникают перегрузки и перенапряжения. Как физическое, так и эмоциональное перенапряжение зависит не столько от объема и интенсивности физической нагрузки, сколько от общей подготовленности спортсмена [23].
Чрезмерная, многократно повторяющаяся перегрузка аппарата движения и, особенно, многочисленные однотипные нагрузки являются сверхсильными раздражителями, вызывающими местное непосредственное поражение тканей.
Рефлекторно возникают расстройства местных и общих реакций и нарушение функций, что выражается в сосудистых изменениях и нарушениях обмена. В дальнейшем развиваются трофические нарушения и морфологические изменения в тканях [1].
Травма – это повреждение с нарушением целостности тканей, вызванное каким-либо внешним воздействием. Для профилактики спортивного травматизма тренер (преподаватель) должен хорошо знать особенности, основные причины и условия, способствующие возникновению различных травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Возникновение травм опорно-двигательного аппарата у занимающихся имеет определенные особенности и зачастую представляет сложный биомеханический процесс, в котором главную роль играют такие факторы:
• место нанесения травмирующей силы (прямой, непрямой, комбинированные механизмы);
• сила травмирующего воздействия (превышающая или не превышающая физиологическую прочность тканей);
• частота повторений травмирующей силы (одномоментная, острая, повторная).
При прямом механизме травмы (падение, столкновение, удар и т.п.) точка воздействия приложенной силы располагается непосредственно в зоне повреждения [9].
При непрямом механизме травмы место приложения травмирующей силы находится далеко от зоны повреждения, например дистальнее или проксимальнее.
В этом случае травма появляется под действием скручивающего, сгибающего, разгибающего, моментов или их комбинации. Для непрямого механизма травмы характерны внутренние повреждения суставов (капсульно-связочный аппарат, мениски, внутрисуставные и отрывные переломы).
При комбинированном механизме наблюдается сочетание воздействия нескольких травмирующих агентов, т.е. приложения травмирующей силы при прямом и непрямом механизме травмы в одно время.
Огромное значение для диагностики играет также частота травмирования спортсмена (т.е. повторность травмирующего воздействия) и его относительная величина (сила), которая может превышать или не превышать физиологический запас прочности тканей. Вследствие травмирующего воздействия происходит нарушение анатомической структуры органа или ткани, что зачастую прослеживается при острой травме.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы