Курсовая с практикой Педагогика/Психология Клиническая психология

Курсовая с практикой на тему Психологическая помощь неблагополучной семье в ее социализации.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМ СЕМЬЯМ 5
1.1 Общая характеристика семьи 5
1.2 Социально-психологические технологии помощи при работе с неблагополучными семьями 8
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕ 14
2.1 Программа исследования 14
2.2 Результаты исследования 17
ГЛАВА 3. ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ 22
3.1 Анализ опыта использования социально-психологических технологий в работе с неблагополучной семьей 22
3.2 Практические рекомендации по использованию социально-психологических технологий в работе с неблагополучной семьей 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

 

  

Введение:

 

В настоящее время в условиях современного российского социума одной из актуальных и важных проблем представляется проблема результативной социальной защиты и поддержки населения нашей страны. Для ее успешного разрешения нужны совместные постоянные усилия профессионалов в разнообразных сферах деятельности, в том числе, социальных психологов и педагогов, владеющих различными социально-психологическими прикладными технологиями решения общественных проблем.
Основным институтом устройства и социальной защиты граждан нашей страны представляется семья. В настоящее время она на прикладном уровне позволяет решать такие вопросы, как повышение качества жизнедеятельности детей, обеспечение нужного уровня их эффективной социализации, воспитания и полноценного личностного развития.
Таким образом, вышеуказанными положениями определяется актуальность и практическая значимость настоящего исследования.
Цель исследования – проанализировать основные особенности психологической помощи неблагополучным в процессе ее социализации.
Объект исследования – социально-психологическая работа с неблагополучной семьей. Предмет исследования – характерные особенности применения психологической помощи при работе с такой семьей.
Поставленная цель обусловила формулирование следующих задач исследования:
1. Проанализировать общую характеристику семьи как социального института.
2. Рассмотреть основные социально-психологические технологии помощи неблагополучным семьям.
3. Провести анализ практики использования социально-психологических технологий в работе с такими семьями.
4. Разработать практические рекомендации по использованию социально-психологических технологий в работе с неблагополучной семьей.
Теоретико-методологическая основа работы: различные компоненты применения психологической помощи в работе с неблагополучной семьёй детально исследованы в работах таких авторов как А.И. Антонов, И.С. Даниленко, Л.Ц. Иорданова, Н.В. Молярова, Н.Т. Молчанова, М.М. Семаго.
В основе теоретических рассуждений и эмпирического исследования применены:
1) принцип деятельностного подхода (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев);
2) системный подход (Б.Ф. Ломов);
3) основные положения концепции социально-психологической адаптации (А.А. Налчаджян, Ю.А. Александровский, В.И. Медведев и др.);
4) теоретические представления ряда современных исследователей о психологической помощи как виде психологического сопровождения (Р.В. Овчарова, М.Р. Битянова и др.).
Для решения сформулированных задач исследования были применены следующие основные методы:
1) анализ психолого-педагогической, методической, научной литературы по проблеме исследования;
2) практический анализ и обобщение опыта по определению реального состояния проблемы на прикладном уровне.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что полученные результаты по применению психологической помощи в работе с неблагополучной семьей могут быть применены в качестве методических рекомендаций по использованию социально-психологических технологий в работе с такой семьей.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенное исследование анализа психологической помощи неблагополучной семье показало, что семейное консультирование таких семей в деятельности Центра социально-психологической помощи представляет собой оказание помощи при различных социально-психологических проблемах и затруднениях взаимодействия, разнообразных конфликтах между взрослыми и детьми в такой семейной структуре.
В отличие от индивидуального консультирования как вида психологической помощи семье, при семейном консультировании психолог работает или с семьей в общем (т.е. членами семьи), или планирует консультационный процесс пошагово: от индивидуального консультирования членов семьи до осуществления совместной встречи.
В деятельности при оказании психологической помощи неблагополучной семье в Центре социально-психологической помощи № 2 принято считать, что существенно важен следующий принцип — любая система стремится к неизменному сохранению. Это, с одной стороны, в определенной мере осложняет оказание воздействия на семью извне, заставляет каждого, кто стремится помочь ей в решении проблем, делать это очень осторожно.
Следует также отметить, что постоянного внимания психолога Центра при работе с неблагополучной семьей требуют условия проживания и воспитания ребенка в такой семье, ход его адаптации, развитие, а также охрана прав.
Таким образом, в Центре социально-психологической помощи № 2 система социально-психологического сопровождения и помощи неблагополучных семей довольно обширна и разнообразна. При этом в Центре постоянно разрабатываются новые научные подходы и инновационные концепции к разрешению проблем таких семей. Но по убеждению руководства Центра, ни одна лучшая и мудрая концепция не поможет, если ее не пропустят через свой практический опыт исполнители-практики.
В Центре принято считать, что во многом успех деятельности по оказанию психологической помощи с неблагополучной семьей будет зависеть от выстраивания системы взаимодействия с другими организациями и институтами: сектором по охране детства отдела образования, социально-педагогическим центром, а кроме этого, от информированности родителей о значимости социально-психологического сопровождения процесса воспитания и развития ребенка, а также готовности принять данную помощь и оказать содействие.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМ СЕМЬЯМ

1.1 Общая характеристика семьи

Семья как социальный институт и элемент общественной культуры существует многие тысячелетия, она является важнейшим опосредующим звеном в отношении человека с окружающим миром и наиболее эффективно способствует социализации личности. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка [4, с. 11].
В связи с тем, что некоторые исследователи склонны отождествлять семью и брак (Бодалев А.А., Столин В.В. и др.) представляется необходимым развести и конкретизировать эти понятия. Под семьей, как правило, понимается опирающаяся на кровное родство либо на брак малая группа, члены которой связаны общностью быта.
В настоящей работе считается целесообразным остановиться на рассмотрении основных функций современной семьи. В этой связи отечественный исследователь семейных отношений Э.Г. Эйдемиллер определяет следующие основные функции семьи [15, с. 62]:
1. Семья выполняет, прежде всего, репродуктивную функцию, т.е. «воспроизведение себе подобных».
2. Хозяйственно-потребительская функция семьи, которая охватывает такие стороны семейных отношений как ведение домашнего хозяйства, единого бюджета.
Среди аспектов данной функции можно особо выделить проблемы социализации ребенка при его подготовке к будущей самостоятельной жизни. В этой связи стоит отметить, что в настоящее время появилась тенденция к установлению в семье равноправия. Но, в то же время перекос в сторону феминизации семейного управления в связи с возросшей экономической самостоятельности современной женщины, ее определяющей ролью в воспитании детей в определенной степени негативно сказывается на психологическом климате семьи.

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы