Курсовая с практикой на тему Психологическая подготовка легкоатлетов старшего возраста (16-17 лет) к соревновательному периоду
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы психологической подготовки легкоатлетов старшего школьного возраста к соревновательному периоду 5
1.1. Психологическая подготовка легкоатлетов к соревнованиям как теоретическая проблема 5
1.2. Средства и методы психологической подготовки спортсменов легкоатлетов старшего школьного возраста к соревновательному
периоду 9
Глава 2. Экспериментальное исследование психологической подготовки спортсменов к соревнованиям в легкой атлетике 17
2.1. Цели и задачи экспериментального исследования 17
2.2. Анализ результатов исследования 20
Заключение 24
Список литературы 26
Введение:
Многолетний опыт воспитания спортсменов показали, что достижение высоких спортивных результатов зависит от единства физической, технической, тактической, теоретической и комплексной психологической подготовленности спортсмена.
Крупные международные соревнования проходят в настоящее время, как правило, в острой спортивной борьбе равных по силе соперников. Часто победу определяют в легкой атлетике только доли секунд, несколько сантиметров. В соревнованиях хорошо подготовленных, равных по силе спортсменов, побеждает тот, кто лучше подготовлен психологически.
Как показывают научные данные и практические рекомендаций по психологической подготовки не нашли еще должного места в учебно-тренировочных процессе спортсменов легкоатлетов. Многие тренера, с одной стороны, большое внимание физической, технической и тактической подготовке и одновременно недооценивают особое значение комплексной психологической подготовки. С другой стороны, в отечественной и мировой психологии спорта накопленный многочисленный материал, отражающий различные аспекты психологической подготовки спортсменов легкоатлетов. Во многих работах освещаются главным образом отдельные вопросы этой проблемы.
Так, А.А. Лалаян под психологической подготовленностью понимается уровень развития комплекса психических свойств и особенностей спортсмена, от которых зависит совершенное и надежное воспитания спортивной деятельности в экстремальных условиях тренировки и соревнования.
О.А. Черникова важнейшими показателями психологической подготовленности спортсмена к предстоящему соревнованию считает его отношение к участию в данном соревновании, включающая в себя четкое осознание конкретной задачи, которую необходимо решить; понимание важности и необходимости ее решения; убежденность в возможностях его реализации, уверенность в своих силах.
Уровень психологической подготовленности определяет психическое состояние спортсмена, представляет собой комплексное выявление важных и необходимых для спортивной деятельности психических функций и характеризуется определенным уровнем активности и интенсивности. Психическое состояние проявляется в динамике психических функций, а они, в свою очередь, определяют характер и степень его интенсивности. Поэтому использование специальной системы психолого-педагогических воздействий, направленных на улучшение психических функций и состояний спортсмена, представляет собой содержание психологической подготовки.
Цель исследования: изучить особенности психологической подготовки легкоатлетов к соревнованиям.
Объект исследования: процесс психологической подготовки легкоатлетов к соревнованиям
Предмет исследования: организационно-методические особенности использования специально подобранных методов психологической подготовки легкоатлетов к соревнованиям.
Гипотеза исследования: психологическая подготовка легкоатлетов к соревнованиям будет осуществляться наиболее эффективно, если в качестве применять специально подобранный комплекс психологических методов.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть состояние проблемы психологической подготовки на современном этапе развития спорта.
2. Изучить методику психологической подготовки спортсменов, специализирующихся в легкой атлетике.
3. Проверить эффективность методики.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, антропометрия, психологические методы, методы математической статистики.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
На начальных этапах исследования, мы рассматривали проблему психологической подготовки, опираясь на литературные источники различных авторов. Которые пришли к единому мнению, что психологическая подготовка это одна из составляющих в тренировочном процессе спортсменов. Она обязательно должна входить в подготовку спортсменов, так как современный спорт достиг такого уровня развития, где физическая, техническая и тактическая подготовленность сильнейших спортсменов находится примерно на одном уровне. Поэтому исход спортивных соревнований определяется в значительной степени психологическими факторами, возможностями и резервами психики спортсмена. Чем ответственнее соревнование, тем напряженнее спортивная борьба, тем большее значение приобретает психическое состояние и особенности личности спортсмена.
Изучив, теорию мы выбрали, комплекс методов для экспериментальных исследований они представляли собой: аутогенная тренировка, психорегулирующая тренировка, психомышечная тренировка и идеомоторная тренировка.
Аутогенная тренировка – один из методов психотерапии, метод самовнушения, предложенный Шульцем в 1932 году. В ней привлекают простота лечебных приемов, сочетающихся с выраженной эффективностью психологического воздействия, способствующего нормализации нервной высшей деятельности, коррекции отклонений в эмоциональной и вегето-сосудистой сфере, повышению эффективности лечения.
Психорегулирующая тренировка представляет собой вариант аутогенной тренировки, адаптированной к условиям занятий спортом. Психомышечная тренировка направлена на совершенствование двигательных представлений главным образом за счет сосредоточения внимания и обеспечения сознательного контроля движений. Идеомоторная тренировка состоит в сознательном представлении техники движений.
В результате эксперимента было выявлено, что экспериментальная группа лучше подготовлена психологически. Тесты, проведенные нами повторно, показали различия в уровне психологической подготовки в КГ и ЭГ.
Таким образом, методы, предложенные для улучшения психологической подготовки, оказались эффективными. Цели и задачи опытно-экспериментальной работы выполнены.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы психологической подготовки легкоатлетов старшего школьного возраста к соревновательному периоду
1.1. Психологическая подготовка легкоатлетов к соревнованиям как теоретическая проблема
Уровень психологической подготовленности определяет психическое состояние спортсмена, представляет собой комплексное выявление важных и необходимых для спортивной деятельности психических функций и характеризуется определенным уровнем активности и интенсивности.
Психическое состояние проявляется в динамике психических функций, а они, в свою очередь, определяют характер и степень его интенсивности. Поэтому использование специальной системы психолого-педагогических воздействий, направленных на улучшение психических функций и состояний спортсмена, представляет собой содержание психологической подготовки.
А.Ц. Пани рассматривает психологическую подготовку как общую подготовку к конкретному предстоящему соревнованию. Общая психологическая подготовка спортсмена имеет целью решения психологических задач, совершенствования личности спортсмена и формирование у него психической готовности к эффективному участию в соревнованиях. Психологическая подготовка спортсмена к конкретному предстоящему соревнованию ограничивается задачами, поставленными перед спортсменом именно в данном соревновании [19].
Сейчас психологическую подготовку к предстоящему соревнованию принято разделять на предыдущую и непосредственное. Непосредственную психологическою подготовку в процессе соревнования можно разделить на следующие этапы: психологические настройки и управления психическим состоянием непосредственно перед выступлением, психологическое воздействие в ходе одного выступления, психологическое воздействие в промежутках между выступлениями и создание условий для нервно-психического восстановления.
Следует отметить, что психологическая подготовка к предстоящему соревнованию является лишь частью общей психологической подготовки спортсмена и ее эффективность в значительной степени обусловлено успешностью общей психологической подготовки спортсмена. Общая психологическая подготовка составляет значительную часть спортивной тренировки и не ограничивается интересами одного соревнования, а осуществляется в течение всего учебно-тренировочного процесса.
Р.З. Рудник под психологической подготовкой понимает формирования состояния готовности к соревнованию и вооружения спортсмена мерами его регуляции. По его мнению, состояние психической готовности к соревнованию — это целостное проявление личности, характеризующееся трезвой уверенностью спортсмена в своих силах, стремление активно, с определенной отдачей сил бороться за достижение намеченной цели; это оптимальный уровень эмоционального возбуждения, высокая степень стойкости различных препятствий, и прежде всего очень значительных для спортсмена неблагоприятно действующих внешних и внутренних воздействий, способность произвольно управлять своими действиями, чувствами, всей поведением в меняющихся условиях спортивной борьбы и в высшей степени напряженной возбуждающей атмосферы соревнования [21].
Опираясь на многочисленные исследования вопросов волевой подготовки спортсмена, его предстартовых состояний, эмоционального поведения, психологического поведения и т.п., обнаружено, что появление признаков, характеризующих состояние психической готовности, зависит от типологических и характерологических особенностей спортсмена, от специфических условий спортивной деятельности. Состояние психической готовности к соревнованию возникает не спонтанно, а формируется в процессе подготовки спортсмена.
О.С. Цыганенко в психологическую подготовку включает комплекс мероприятий, направленных на специфическое развитие познавательных процессов, чувств и воли, на воспитание мировоззрения, нравственных, интеллектуальных и физических качеств спортсменов, на выявление и развитие способностей к определенному виду спорта, на формирование двигательных навыков [25].
Г.Б. Горская характеризует психологическую подготовку как процесс практического использования четко определенных средств и методов, направленных на создание психической готовности спортсмена. Он считает, что понятие «психологическая подготовка спортсмена» не является самым широким в психологии спорта, а только частью психологического обеспечения спортивной деятельности, в которой выделяет три компонента: психодиагностика, психологическая подготовка и управление состоянием и поведением спортсмена в условиях тренировки и соревнования [6].
Подготовка — это процесс воздействия на спортсмена, его формирование, развитие и совершенствование, а психодиагностика — это обследование спортсмена. Процесс управления состоянием и поведением спортсмена является продолжением психологической подготовки только в том случае, если он необходим в момент обнаружения недостаточной психической готовности спортсмена к тяжелому тренировочному заданию или ответственному соревнованию.
В связи с этим Г.Б. Горская выделяет три вида психологической подготовки: психологическая подготовка к длительному тренировочному процессу с большой нагрузкой, общая психологическая подготовка спортсмена к соревнованию, психологическая подготовка к конкретному соревнованию.
Г.Д. Бабушкин психологическую подготовку спортсмена рассматривает как взаимодействие психолого-педагогических принципов, задач, методов и средств, неразрывно связанных с системой спортивной тренировки и с остальными видами подготовки спортсмена. ее содержание в совершенствовании общего приспособления спортсмена к условиям спортивной деятельности, и прежде всего в адаптации его психических функций и всей его личности в условиях соревнования [2].
С точки зрения содержания психологической подготовки В.А. Курашвили различает следующие ее виды: моделируемое тренировка, направленная на решение задач психологического приспособления спортсмена предложенным общих и специальных условий соревнования; регулирования психических состояний спортсмена, имеет целью создание образцового уровня активизации в некоторых фазах спортивных соревнований; регулирования мотивационной структуры, направленной на формирование отношений, интересов, мотивов и целей; социально-психологические особенности спортивной деятельности, касающиеся взаимоотношений в группе; личность спортсмена изучается для выбора путей воздействия на педагогический процесс [13].
Н.И. Родомакина в процесс психологической подготовки включает систему психолого-педагогических и медико-психологических воздействий, направленных на формирование высокого уровня тренированности, воспитания психической надежности и готовности к выступлению в ответственных соревнованиях. Психологическая подготовка, по его мнению, является важнейшей составляющей общей системы управления подготовкой высококвалифицированных спортсменов [20].
Ю.Я. Киселев рассматривает содержание психологической подготовки как развитие тех сторон психики спортсмена, которые обеспечивают ему эффективное поведение во время тренировок, полную адаптацию к требованиям и стрессовым условиям соревнования. Он выделяет три этапа психологической подготовки: основной, специфический и предсоревновательный. Кроме того, Ю.Я. Киселев подчеркивает пять направлений психологической подготовки, вытекающие из компонентов структуры личности: психо-двигательная подготовка, интеллектуальная подготовка, эмоциональная подготовка, волевая подготовка и развитие компонентов личности. Все пять сторон психологической подготовки взаимосвязаны [10].
Проведенный нами теоретический анализ, научные наблюдения и анкетные опросы позволили выделить ряд разрозненных направлений деятельности тренеров и практикующих психологов в сфере психологической подготовки спортсменов, в том числе: 1) моральная подготовка — воспитание моральных качеств и качеств спортсмена; 2) психо-двигательная подготовка — развитие психо-двигательных функций (пространственно-временных, времени реакции, скорости выполнения) 3) интеллектуальная подготовка — развитие функций и механизмов познания и оценки реализации тактических замыслов и действий; 4) эмоциональная подготовка — формирование эмоций и состояний положительный характер, регуляция эмоциональной устойчивости к мешающих факторов; 5) волевая подготовка — совершенствование специализированных волевых проявлений; 6) развитие компонентов личности спортсмена (идеологическая ориентация, интересы, мотивы, навыки, черты характера, темперамент).
Система психологической подготовки спортсмена с каждым годом совершенствуется и обогащается, и является сегодня иерархической концепции использования отдельных принципов, средств и методов в тренировочном процессе и соревнованиях.