Курсовая с практикой Педагогика/Психология Клиническая психология

Курсовая с практикой на тему Психологическая коррекция личностных и поведенческих нарушений в подростковом возрасте методом символдрамы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей развития в подростковом возрасте 6
1.1. Психологическая характеристика подросткового возраста 6
1.2 Особенности проявления подростковых личностных и поведенческих нарушений 12
1.3. Особенности метода символдрамы 22
Глава 2. Эмпирическое исследование нарушений личности и поведения подростков 24
2.1. Организация и методы исследования 24
2.2. Анализ и интерпретация полученных данных исследования 25
2.3. Коррекционная работа личностных и поведенческих нарушений подростков методом символдрамы 35
2.4. Апробация коррекционной работы 38
Заключение 42
Литература 44

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Большое количество неврозов и психосоматических заболеваний привлекает внимание многих психологов к исследованию эмоциональной сферы человека, поскольку поведенческие нарушения являются ее частью. Среди таких нарушений выделяется тревожность, агрессия, асоциальное поведение, которые в свою очередь выступают как риск-фактор для развития множества личностных отклонений.
Агрессия и тревожность, девиантное поведение, в подростковой среде растет с каждым годом. Социально-экономическое неравенство, неблагополучная ситуация в семье, проблемы в учебе, средства массовой информации, фильмы, в которых преобладает насилие – это далеко не весь список того, что заставляет подростков проявлять поведенческие нарушения. Важным моментом для изучения является проявление агрессии среди подростков, страдающих личностными нарушениями.
В связи с этим существует необходимость выбора эффективных методов преодоления проблем подростковых личностных и поведенческих нарушений. Таким методом может выступать символдрама, получившая в последнее время широкое распространение. Это связано с тем, что символдрама является одним из успешных методов при краткосрочном лечении неврозов, психологических заболеваний, невротическом развитии личности, а так же при проявлении нарушения поведения. Этим и определяется актуальность работы.
Целью работы является изучение особенностей личностного и поведенческого нарушения в подростковом возрасте и их преодоления с помощью метода символдрамы.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование метода символдрамы будет эффективным при коррекции поведенческих и личностных нарушений у подростков.
Поставленная цель предполагает решить следующие задачи исследования:
1. Составить психологическую характеристику подросткового возраста.
2. Изучить особенности проявления подростковых личностных и поведенческих нарушений.
3. Организовать исследование по изучению личностных и поведенческих нарушений у подростков.
4. Проанализировать полученные результаты.
5. Составить рекомендации по использованию символдрамы при коррекции выявленных нарушений у подростков.
Объект исследования – личностные и поведенческие нарушения в подростковом возрасте.
Предмет исследования – особенности использования метода символдрамы для коррекции личностных и поведенческих нарушений подростков.
Научная разработанность проблемы. В отечественной социальной психиатрии, превентивные, клинико-психопатологические и терапевтические аспекты работы с подростками, имеющими личностные нарушения, рассматриваются в работах С.И. Григорьева, Л.Д. Деминой, Н.А. Рычкова, А.М. Прихожан, И.В. Дубровиной, В.Д. Менделевич и др.
Одним из исследователей Л.С. Выготским разработано множество концепций, связанных с особенностями развития личности и поведения подростков. Исследования отечественных авторов, среди которых Г.Г. Аракелов, Ю.И. Бытко, В.А. Гурьева и др., определяют множество подходов для организации и развития психологической службы и превентивного направления в работе с подростками группы риска.
Источниковая база исследования. Психологическая литература, монографии и публикации по проблеме сущности личности и ее психологической структуре (К.А. Абульханова-Славская, Г.С. Абрамова, О.И. Каяшева, А.Н. Леонтьев), по вопросам индивидуальных поведенческих характеристик, которые основываются на психологические особенности личности (Б.С. Братусь, И.Ю Кулагина, О.А. Хухлаева) и др.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные рекомендации по использованию символдрамы при коррекции личностных и поведенческих нарушений подростов могут быть использованы школьным психологом при работе с детьми, находящимися в группе риска по коррекции и предупреждению появлений агрессии, тревожности, асоциального поведения и т.п.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, период подросткового возраста представляется важным кризисным этапом становления личности индивида. Для него характерно наличие ряда специфических особенностей, среди которых выделяется важность принятия окружающими взрослости подростка. Помимо этого, диспропорция физического и социального созревания с преобладающими темпами физического развития оказывает влияние на появление дополнительных психологических трудностей, которые в свою очередь, приводят к появлению определенных качеств психики и поведения подростов, а так же могут вызывать нарушения поведения.
Проведенное исследование привело нас к нескольким выводам:
1. Анализ средних значений по методике «Социально-психологическая адаптация» К. Роджерса и Р. Даймонда, показал, что парни-подростки более успешно адаптируются к различным изменяющимся факторам социальной среды, в отличие от девушек-подростков. При этом девушкам характерны такие признаки как тревожность, беспокойство, неуравновешенность, разного рода обиды, неуверенность в себе и напряженность.
2. Результаты методики «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орел говорят о том, что в группе подростков выявлена средняя степень склонности к девиантному поведению. Однако у девочек проявляется большая склонность к отклоняющемуся поведению, чем у мальчиков-подростков.
3. По методике А. Басса и А. Дарки индекс агрессивности у девочек чуть выше, чем у мальчиков, при этом все результаты находятся в пределах нормы (девочки — ИА = 20,1; мальчики — ИА = 18,2). Индекс враждебности, напротив, чуть выше у мальчиков (ИВ = 9,7 (усредн.)), чем у девочек (ИВ = 8,3 (усредн.)).
Наличие проявлений поведенческих нарушений требует коррекционного вмешательства со стороны психолога. Помимо того, с подростками важно проводить профилактическую работу с целью предотвращения проявлений отклонений личности или поведения. Индивидуальные психологические особенности, проявления склонностей к состоянию тревоги, акцентуации личности, которые вызывают дисгармоничность развития характера, обуславливают появления психологических и личностных отклонений подростков.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретическое изучение особенностей развития в подростковом возрасте
1.1. Психологическая характеристика подросткового возраста
Известно, что возрастные категории всегда обозначают не только возраст и уровень биологического развития индивида, но так же и его социальные статус и общественное положение. Современная психология определяет подростковый возраст от 11 до 15 лет, что совпадает со временем обучения детей в средних классах школы.
Один из исследователей, Л.С. Выготский говорит о том, что переходный возраст включается два ряда процессов – натуральный и социальный [10]. Натуральный ряд заключается в процессах биологического созревания организма, включая половое созревание, а социальный заключается в процессе обучения, воспитания и социализации. Данные процессы полностью взаимосвязаны, но не являются синхронными. Это объясняется несколькими положениями:
1. Различность темпов физического и психического развития. Данные различия существуют в психическом развитии, в интересах подростка, в умственной зрелости, его уровне самостоятельности.
2. Наличие больших внутренних диспропорций, когда отдельные биологические системы организма могут созревать в различное время. Намного больше вариаций в данном контексте происходит в психическом плане, когда старший подросток еще может быть в одинаковых отношениях со взрослыми, в то же время оставаться совершенно ребенком.
3. Социальное возмужание по времени не является тождественным физическому. Так, физическое созревание подростка может происходит достаточно быстрее и заканчиваться ранее, если сравнивать настоящее время и прошлое столетие. Что касается социального созревания, то отмечается, что строки обучения увеличились и позже наступает трудовая деятельность. При этом, средний возраст вступления в брак уменьшился. Это приводит к неопределенности нормативных критериев социальной зрелости в общественном и индивидуальном сознании [22].
Необходимо отметить, что социальное созревание обуславливается рядом фактором, среди которых мы модем выделить завершение процесса образования и получение стабильной профессии, т.е. связанность с началом трудовой деятельности и достижения экономической самостоятельности. Сюда же принято относить политической и гражданское совершеннолетие, а также вступление в брак или службу в армии.
Говоря же о подростковом возрасте, заметим, что он представляет собой период пубертатного кризиса и полового созревания. В этот период времени любые изменения в организме подростков протекают под стимулирующим и контролирующим воздействием гипоталамуса и эндокринных желез, которые вырабатывают гормоны, стимулирующие процессы роста, наряду с выполнением функции по его регуляции [17].
В первую очередь трудности подросткового возраста связаны с половым созреванием, которое выступает причиной разных психофизиологических и психических отклонений. Так, подростки могут испытывать чувство тревоги, повышенную возбудимость, депрессию, некоторые могут чувствовать себя неуклюжими и неловкими, посредством того, что не совпадают темпы роста различных частей тела и прослеживаться резкая смена его пропорций. Изменения в данный возрастной период достаточно сильные, часто их называют гормональной бурей или скачком роста.
Подростковый возраст характеризуется возникновением и обострением различных патологических реакций, которые связаны с развитием психических и соматических заболеваний.
Характерными особенности нормальных здоровых подростков являются такие: предельная неустойчивость настроения и поведения, постоянные колебания самооценка, прослеживается резкая смена физического состояния и самочувствия, ранимость и неадекватность реакций, возможна повышенная конфликтность [23].
Стоит отметить, что эмоциональная нестабильность усиливается сексуальным возбуждением, которое сопровождается половым созреванием. Половая идентификация при этом достигает более высокого уровня, и более отчетливо видно проявление ориентации на образы мужественности и женственности, что приводит к повышению интереса к своей внешности и формированию «образа физического Я» по мнению исследователя Кулагиной [17].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы