Курсовая с практикой Педагогика/Психология Специальная психология

Курсовая с практикой на тему Психологическая характеристика внимания младших школьников с легкой степенью умственной отсталости.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты изучения внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 7
1.1 Психофизиологические особенности здоровых детей младшего школьного возраста и детей с умственной отсталостью 7
1.2 Развитие познавательных процессов у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 10
1.3 Психофизиологическая характеристика лиц с умственной отсталостью 13
Выводы по главе 1 18
Глава 2 Эмпирическое исследование внимания у детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости 20
2.1 Методы и организация исследования 20
2.2 Характеристика контингента испытуемых 24
2.3 Сравнительная характеристика внимания у детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости 24
Выводы по главе 2 27
Заключение 29
Список литературы 31

  

Введение:

 

Актуальность темы. Младший школьный возраст является одним из основных периодов в жизни человека, закладывающим большой массив преобразований, влияющих на всю дальнейшую жизнедеятельность индивида. Развитие познавательных процессов в данном периоде особенно актуально, так как это возрастной диапазон изменения микросоциальных условий, смена семейной и дошкольной среды на среду начальной школы, имеющую свою особую специфику. Процесс обучения в школе включает не только усвоение сложной системы знаний, становление многих учебных и интеллектуальных навыков, но также развитие самих познавательных процессов: внимания, памяти, мышления [5, 6, 17, 18].
Специфика развития психики ребенка с умственной отсталостью в значительной мере обусловлена органическим дефектом – поражением коры головного мозга, что приводит к слабости замыкательной функции, специфике функционирования нейродинамических процессов, что не может не отразиться на формировании внимания детей этой категории. С другой стороны, определенная пластичность нервной системы и, самое главное, адекватное психолого-педагогическое воздействие, отвечающее потребностям умственно отсталого ребенка, способствуют развитию и совершенствованию их психической сферы [19, 20].
Изучением вопросов когнитивной сферы детей с умственной отсталостью занимались такие ученые, как С.А. Домишкевич [25]; Л.А. Рожкова, Л.И. Пересления [45]; Е.С. Слепович, А.М. Полякова [46]. Проведенные исследования свидетельствуют о выраженной специфике внимания детей с интеллектуальной недостаточностью и его существенных отличиях от внимания нормально развивающихся сверстников. Ученые указывают на меньший по сравнению с нормой объем внимания, его слабую устойчивость, неразвитость произвольного внимания.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

1. Теоретический анализ проблемно-ориентированной литературы показал, что на сегодняшний день в психолого-педагогической деятельности особое внимание уделяется развитию познавательных процессов младших школьников, так как именно в данном возрасте происходят значительные преобразования познавательной сферы, что имеет чрезвычайно важное значение для дальнейшего полноценного развития.
Начальная школа и младший школьный возраст является очень благоприятным и сенситивным периодом развития познавательных процессов, что требует учета их особенностей при организации и проведении учебной деятельности.
2. Для проведения исследования и изучения внимания у детей 1 и 4 классов использовались такие методики как «Корректурная проба» и «Таблицы Шульца», которые позволяли количественно и качественно оценить особенности развития внимания в различные возрастные периоды. Полученные результаты тестирования свидетельствует о наличии различий между мальчиками 1,4 классов относительно внимания. Результаты констатирующего эксперимента по методике «Корректурная проба» показали, что среди опрошенных респондентов детей 1 класса средняя переключаемость была обнаружена лишь у 10%, низкая — у 32 % группы, очень низкая – у 58%. Анализ показателей переключаемости внимания у младших школьников 4 класса показал среднюю переключаемость у 20% детей, низкую – у 56%, очень низкую – у 24%.
Выполнение методики «Таблицы Шульте потребовало от испытуемых следующих временных затрат: у учащихся 1 класса – 3-5 минут на каждую таблицу, у учащихся 4 классов – 2-4 минуты на каждую таблицу. При этом первоклассники допускали в среднем 3 ошибки в каждом задании, ученики четвертого класса – 1-2 ошибки. Безошибочного выполнения заданий в группах испытуемых с умственной отсталостью практически не отмечалось.
Таким образом, внимание умственно отсталых школьников характеризуется на всех возрастных этапах как более низкое по сравнению с нормативными показателями. Тем не менее, отмечается положительная динамика развития внимания при переходе от первого класса к четвертому, которая выражается в улучшении таких его устойчивость и переключаемость.
Полученные в ходе исследования данные свидетельствуют о наличии потенциальных возможностей развития внимания учащихся с умственной отсталостью и целесообразности проведения коррекционно-развивающих мероприятий с ними.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Теоретические аспекты изучения внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

1.1 Психофизиологические особенности здоровых детей младшего школьного возраста и детей с умственной отсталостью

Обучение в начальной школе является одним из важнейших событий в жизни ребенка. Переживаются и осмысливаются положительные последствия физического и социально-психологического развития ребенка [3, 22, 23].
Указанный подход требует четкого планирования и организации занятий, использование специальной методики обучения, адекватной возрастным возможностям младших школьников, особенностям их мышления [8, 14, 19, 26].
В младшем школьном возрасте происходят значительные изменения в деятельности всех физиологических систем детского организма, а к 7 годам ребенок приобретает определенный уровень морфологического и функционального развития, который называют «школьной зрелостью». Если рассматривать данный вопрос с функциональной позиции, то возраст 6-7 лет является одним из критических этапов развития, от которого могут зависеть все последующие периоды жизни ребенка [35].
Психофизическое развитие ребенка с нарушениями интеллекта с самого раннего периода жизни отличается от нормы. Вследствие органического поражения головного мозга у таких детей наблюдается недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, дефекты физического развития и соматические заболевания. Умственная отсталость детей тесным образом сочетается с аномальным развитием двигательной сферы, которая для них является одним из главных способов, формой и средством познания окружающего мира, овладения речью, трудовыми навыками, социализации в обществе.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы