Курсовая с практикой на тему Психологическая характеристика молодежных субкультур
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Молодежная субкультура: теоретико-методологические основы исследования 6
1.1. Понятие «молодежь» с точки зрения субкультурного подхода 6
1.2. Понятие «культура» 7
1.3 Молодёжная субкультура 7
1.4 Социально-психологические особенности молодежи, состоящей в субкультурах 12
Глава 2. Исследование современных молодежных субкультур и отношения к этим субкультурам среди молодежи 18
2.1 Анализ современных субкультур и их психологические особенности 18
2.2 База и методы исследования 25
2.3 Анализ результатов анкетирования 26
Заключение 33
Список использованных источников 35
Приложение 38
Введение:
Актуальность работы. Тема молодежных субкультур актуальна тем, что в настоящее время в Российской Федерации насчитывается около сотни различных молодежных субкультур, где основную массовость эти субкультуры достигают за счет детей подросткового возраста.
Большое распространение термин «субкультура» получил в 1960–1970-х гг. в связи с исследованием молодежных движений на Западе. Именно с этого момента и появился общепринятый термин субкультуры, который используется до сих пор.
При рассмотрении термина «субкультура» стоит оговориться, что в первых работах отечественных исследователей, касавшихся данного понятия, отношение к нему было подчеркнуто отрицательным: говорилось, что субкультура — это не только порождение капиталистического общества, но и признак его «загнивания». Например, отечественный социолог Ю.Н. Давыдов в книге «Эстетика нигилизма» писал, что молодежную субкультуру «в определенном смысле можно назвать искусственным продуктом, фабрикатом капиталистической «индустрии культуры». В отечественных справочных изданиях понятие «субкультура» появилось лишь во второй половине 80-х годов XX столетия.
Развитие информационно-коммуникационных технологий способствует быстрому получению информации о новейших субкультурных тенденциях в странах Запада, вследствие чего достаточно быстро формируются сообщества российских поклонников и сторонников западных новейших субкультур. Широкая субкультурная дифференциация молодежной среды не позволяет рассматривать молодежную субкультуру как некое единое явление, настолько многообразны и отличаются между собой неформальные сообщества, объединяющие молодых людей и подростков.
В этой связи особо актуализируется вопрос о природе молодежных субкультур, их роли и месте в жизни российского общества, детальное исследование которого позволяет нам с большей вероятностью выявить возможный позитивный потенциал молодежных субкультур.
Цель работы. Изучить психологические особенности молодежи, состоящей в субкультурах.
Для того, чтобы достигнуть цели работы, следует решить несколько научных задач:
1. Изучить теоретические аспекты, связанные с молодежными субкультурами;
2. Проанализировать психологические особенности молодых людей, состоящий в субкультурах;
3. Охарактеризовать некоторые современные молодежные движения;
4. Проанкетировать группу респондентов с целью выявления их отношения к феномену «субкультура»;
5. Сделать качественные выводы по теме исследования.
Теоретическая база работы. При рассмотрении феномена молодежных субкультур в современном мире были использованы работы К. Мангейма, Г. Маркузе, М. Маффесоли, Ч. Рейча, Т. Роззака. Для изучения особенностей классификации и типологизацин молодежных субкультур в современной России привлекались работы С. Белановского, С.А. Сергеева, С.И. Левиковой, А.Н. Тарасова. Исследуя специфику тенденций развития конкретно взятых молодежных субкультур современной России, были использованы работы С. Белановского, Г. Боевой, Д.В. Громова, В.А. Лукова, С. Стивенсон, А.Н. Тарасова.
Объект работы. Подростки и молодые люди, состоящие в субкультурах.
Предмет работы. Молодежные субкультуры.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав – теоретического материала и практического исследования, заключения, списка использованных источников, приложения.
Текст работы:
Термин «субкультура» обозначает молодежное явление, которое ориентировано на тех, кто стремится найти и занять собственное место в обществе, и имеет большую актуальность для людей молодого возраста.
Основными проявлениями увеличения молодежных субкультур детей подросткового возраста являются: материальная и социальная незащищенность государством жизни семьи, жестокие отношения детей со сверстниками, одиночество детей, современная мода, а также желания подчеркнуть свою индивидуальность, поиск чего-то необычного, механизмы заражения и подражания, инстинкт толпы.
За последние 15 лет субкультуры «вышли из тени» и стали полноправными компонентами культурного пространства России. Перестроечный кризис, изменивший все сферы общественной жизни, лишил людей привычных социокультурных маркеров, а потому так остро встал вопрос самоидентификации.
Следствием этой ситуации стал рост количества субкультур среди молодежи, многие из которых были заимствованы с Запада.
Агрессивные скинхэды, мрачные готы или эскаписты-толкиенисты – всех их объединял внутренний протест. Однако же именно протест стал причиной появления новой нормы – наличие в обществе субкультур стало частью культурного кода. В «нулевых» субкультуры начали сменять одна другую, все больше уподобляясь моде. Гламур, «ванильки», «бодипозитив», «неославянизм» – вектор субкультур за последнее десятилетие значительно сместился в область визуальной составляющей. Современным субкультурам присущ демонстративный образ жизни, преобладание внешних атрибутов принадлежности к субкультуре, популяризация своих убеждений посредством медиа.
В заключении следует отметить, что особенностями функционирования молодежных субкультур в современном обществе является то, что благодаря им происходит процесс социализации: молодые люди могут реализовать свой потенциал и адаптироваться к жизни в современном обществе. Именно молодежные субкультуры являются неотъемлемой частью жизнедеятельности современного общества, что в свою очередь способствует формированию разнообразия субкультур и взаимодействию их с традиционными культурами. И по мере развития общества возникновение, разнообразие и роль различных молодежных субкультур будет только увеличиваться.
Заключение:
Актуальность работы. Тема молодежных субкультур актуальна тем, что в настоящее время в Российской Федерации насчитывается около сотни различных молодежных субкультур, где основную массовость эти субкультуры достигают за счет детей подросткового возраста.
Большое распространение термин «субкультура» получил в 1960–1970-х гг. в связи с исследованием молодежных движений на Западе. Именно с этого момента и появился общепринятый термин субкультуры, который используется до сих пор.
При рассмотрении термина «субкультура» стоит оговориться, что в первых работах отечественных исследователей, касавшихся данного понятия, отношение к нему было подчеркнуто отрицательным: говорилось, что субкультура — это не только порождение капиталистического общества, но и признак его «загнивания». Например, отечественный социолог Ю.Н. Давыдов в книге «Эстетика нигилизма» писал, что молодежную субкультуру «в определенном смысле можно назвать искусственным продуктом, фабрикатом капиталистической «индустрии культуры». В отечественных справочных изданиях понятие «субкультура» появилось лишь во второй половине 80-х годов XX столетия.
Развитие информационно-коммуникационных технологий способствует быстрому получению информации о новейших субкультурных тенденциях в странах Запада, вследствие чего достаточно быстро формируются сообщества российских поклонников и сторонников западных новейших субкультур. Широкая субкультурная дифференциация молодежной среды не позволяет рассматривать молодежную субкультуру как некое единое явление, настолько многообразны и отличаются между собой неформальные сообщества, объединяющие молодых людей и подростков.
В этой связи особо актуализируется вопрос о природе молодежных субкультур, их роли и месте в жизни российского общества, детальное исследование которого позволяет нам с большей вероятностью выявить возможный позитивный потенциал молодежных субкультур.
Цель работы. Изучить психологические особенности молодежи, состоящей в субкультурах.
Для того, чтобы достигнуть цели работы, следует решить несколько научных задач:
1. Изучить теоретические аспекты, связанные с молодежными субкультурами;
2. Проанализировать психологические особенности молодых людей, состоящий в субкультурах;
3. Охарактеризовать некоторые современные молодежные движения;
4. Проанкетировать группу респондентов с целью выявления их отношения к феномену «субкультура»;
5. Сделать качественные выводы по теме исследования.
Теоретическая база работы. При рассмотрении феномена молодежных субкультур в современном мире были использованы работы К. Мангейма, Г. Маркузе, М. Маффесоли, Ч. Рейча, Т. Роззака. Для изучения особенностей классификации и типологизацин молодежных субкультур в современной России привлекались работы С. Белановского, С.А. Сергеева, С.И. Левиковой, А.Н. Тарасова. Исследуя специфику тенденций развития конкретно взятых молодежных субкультур современной России, были использованы работы С. Белановского, Г. Боевой, Д.В. Громова, В.А. Лукова, С. Стивенсон, А.Н. Тарасова.
Объект работы. Подростки и молодые люди, состоящие в субкультурах.
Предмет работы. Молодежные субкультуры.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав – теоретического материала и практического исследования, заключения, списка использованных источников, приложения.
Список литературы:
Глава 1. Молодежная субкультура: теоретико-методологические основы исследования
1.1. Понятие «молодежь» с точки зрения субкультурного подхода
Понятие «молодежь» рассматривается с точки зрения различных подходов:
социально-психологического;
субкультурного;
стратификационного;
интеграционного.
В нашей курсовой работе мы будем отталкиваться от субкультурного подхода. В рамках этого подхода молодежь определяется как социокультурная группа со специфическим образом жизни, стилем поведения, культурными нормами, ценностями [12]. Павленок П. Д. определяет молодежь как особую социально-демографическую группу, переживающую период становления социальной зрелости, положение которой определено социально-экономическим состоянием общества [15]. Социально-педагогические возможности подростков заключаются в осознании, оценке своих личных качеств, удовлетворении своих стремлений в самосовершенствовании. Представленные возможности реализуются путем взаимодействия подростка с обществом.
При благоприятной обстановке внутри общества молодежи свойственно существовать вместе с его традиционной культурой, перенимать опыт старшего поколения и в процессе становится носителями культурного наследия. Однако при неблагоприятной ситуации возникает конфликт молодежной и традиционной культуры, из которого субкультура превращается в контркультуру и рождаются протестные движения.
1.2. Понятие «культура»
В социологических науках понятие «культура» трактуется с точки зрения различных позиций и подходов. Чаще всего понятие «культура» определяется авторами как деятельность социума, медиатор между индивидом и окружающим его миром, продукт общества и т.д. На сегодняшний день и зарубежными, и отечественными исследователями предложено множество подходов, определений и типологий культур, и не одну, естественно, нельзя считать исчерпывающей. Ерасов Б.С., на основании выделенных им пяти положений о культуре, сформировал общее определение [4]: «Культура – это особая сфера и форма деятельности, имеющая свое содержание и свою структуру, а вместе с тем воздействующая на остальные сферы бытия, в том числе на социальные отношения и политику. Культура создает то поле и способ общения, в котором и формируется каждое отдельное общество со своей внутренней структурой, но отмеченное самобытностью, отделяющей это общество от других. Третья ипостась культуры — уровень жизнедеятельности, обеспечиваемый постоянной заботой о поддержании высоких образцов и «подтягивании» к ним реальной деятельности и поведения человека». Так, Волкова В.В. в своей научной статье отмечает, что методы исследования терминов «культура» и «субкультура» можно считать в некотором смысле идентичными. Ибо субкультура есть подкультура или культура в культуре, которая тем или иным образом может влиять на развитие базовой культуры общества [3].
1.3 Молодёжная субкультура
Понятие «молодежная субкультура» как и понятие «культура» имеет множество определений и в литературе мы встречаем противоречивые утверждения: «молодежная субкультура – это культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов» [10]. Схожую точку зрения отстаивает Л. В. Мардахаев: «Молодежь как социальная общность достаточно однородна, имеет сходные позиции и настроения, общие символы, вкусы, ценности, которые, как правило, проявляются в сфере досуга и не затрагивают трудовых и семейных отношений» [12]. Противоположная точка зрения по этому вопросу: существование «молодежной субкультуры» как отдельного культурного феномена сегодня невозможно. Молодежная субкультура, присущая целому поколению россиян в реальности не существует. Поколение 15 – 25-летних отличается высокой степенью дифференциации различных параметров. Скорее, можно говорить о субкультурном плюрализме, присущем современной молодежи, столь сильно различающейся по социальному статусу, образу жизни, нормам и ценностям [11].
Подход, основанный на выделении молодежи в отдельную группу, по мнению некоторых исследователей, основан отчасти на идее биологической детерминации личности. «В описании «молодежи» наиболее ранним был биополитический конструкт, он и остается наиболее живучим». Теоретики постмодернизма указывают на совершенно новые формы социализации молодежи, возникшие, в первую очередь, благодаря современным средствам массовой коммуникации. Интернет-сообщества, массмедийная культура, консюмеризм и другие атрибуты жизни современного молодого человека изучаются и анализируются в рамках данного подхода. Е. Омельченко пишет: «Теоретики постмодернистского направления с особым вниманием относятся к роли масс-медиа в формировании молодежной субъективности. Особое внимание уделяется молодежным журналам, телепередачам, новым радиоканалам и «живой» музыке. В последнее время невероятно значимыми стали тексты, передаваемые через компьютерные сети, в первую очередь Интернет. Часто эти культурные формы (каналы) также называются «дискурсами», а отдельные (законченные) виды популярной культурной