Психология обучения и воспитания Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Психологическая готовность к школе и её развитие

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
1.Психологическая готовность ребенка к обучению в школе 5
1.1 Понятие психологической готовности к обучению в школе 5
1.2. Структура психологической готовности ребенка к обучению в школе 9
1.3. Критерии психологической готовности к школе к обучению в школе. 12
1.4. Стороны психологического развития детей 6-7-летнего возраста 20
2. Исследовательская работа по изучению психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе 26
2.1. Диагностика психологической готовности детей 6-7 лет к школе 26
3. Практические рекомендации по формированию психологической готовности ребенка к обучению в школе в условиях дошкольного образовательного учреждения 36
Список использованных источников 47
Приложение 1 50
Приложение 2 51
Приложение 3 52
Приложение 4 53
Приложение 5 54
Приложение 6 55
Приложение 7 56

  

Введение:

 

На сегодняшний день готовность ребенка к школе и степень его готовности имеет огромное значение для усвоения нового материала, степени адаптации, уровня успешного обучения в школе. Прежде всего подготовка детей к школе охватывает все этапы жизни ребенка. Чтобы ребенок мог активно включиться в школьный процесс, он должен достичь определенного уровня развития, приобрести представления об окружающем мире, выработать определенные навыки.  
Тема данной курсовой «Психологическая готовность ребенка к школе и её развитие» является особо актуальной, ведь это обусловлено новыми изменениями, связанными с получением школьного образования и процесса усвоения знаний с учетом нового социального статуса в жизни ребенка.
Уровень психологической подготовленности к школе является важным этапом в жизни ребенка. Это учитывается при разработки и составлении  учебного плана в школе. 
По мнению психологов в сфере возрастной психологии (Дубровина И.В., Лисина М.И.) готовность ребенка к школе должна быть оценена по критериям, которые выделяют основные черты его психики и являются ступенями развития, которые возникли в процессе игровой деятельности, но подготовили переход к воспитательной деятельности.
Педагоги отмечают, что большое количество детей, испытывают большие трудности в адаптации к школьному обучению. Главной причиной этому является психологическая неготовность дошкольника к учебной деятельности – ведущей деятельности ребенка 6-7 лет.
Важность процесса обучения и подготовки ребенка к школьному обучению доказана  и обоснована в основных критериях дошкольного образования, обозначенных в ФГОС ДО: 
 формирование предпосылок учебной деятельности, развитие социальных, нравственных, интеллектуальных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка;
 реализация основных целей и задач дошкольного и начального общего образования в рамках образовательной утвержденной программы. 
Для формирования процесса психологической готовности детей к обучению к школе необходима комплексная работа, которая направлена на выявление способностей ребенка и раскрытия его творческого потенциала, креативности мышления, степени восприятия новой информации, уровня усидчивости, умения общаться со сверстниками и учителем. 
Итак, готовность к школьному обучению предполагает у ребенка наличие  определённых знаний и умений, а также сформированную личность. Расстройства в эмоционально-волевой, личностной сферах детей не только снижают и ухудшают их работоспособность, но и могут приводить к нарушениям поведения и социальной дезадаптации.
Все эти перечисленные навыки подтверждают актуальность темы  исследования данной курсовой: «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе».  Предметом исследования курсовой выступают основные критерии психологической готовности ребенка к обучению в начальной школе и уровень восприятия информации. 
Теоретическая база исследования собрала в себя исследования психолого-педагогического направления по уровню психологической готовности ребенка к обучению в школе авторов: М. С. Баранова, М. А. Зиминой, О. Б. Конева; работы, отражающие роль общения в психологической готовности ребенка к обучению в школе авторов С. В. Малютина, С. М. Максимовой, Е. И. Павлюченко).
В современной психологии исследованиям по направлению уровня психологической готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе уделяется большое внимание в трудах В. А. Хохлова, К. Ю. Белойя, О. Н. Ефимовой, Л. В. Ивановой, С. Г. Коршиковой.
Объект исследования – дети подготовительной к школе группы № 14 МАДОУ МО г. Нягань «ЦРР детский сад №4 «Веснянка» (возраст – 6 — 7 лет).
Цель исследования – изучение особенностей формирования психологической готовности детей подготовительной к школе группы № 14 МАДОУ МО г. Нягань «ЦРР детский сад №4 «Веснянка» к обучению в школе.
Задачи, выполняемые в рамках курсовой работы:
 — Выполнить теоретический анализ работ психологов относительно уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе и их психологического состояния;
— Провести диагностику уровня подготовки воспитанников группы № 14 МАДОУ МО города Нягань «ЦРР детского сада №4 «Веснянка» (возрастной категории – 6-7 лет) с помощью тестирования по книге «Готов ли ваш ребенок к школе?» авторы М. Н. Ильина, Л. Г. Парамонова, Н. Я. Головнева; анкетирования родителей по тематике: «Мое мнение о школьной жизни ребенка».
— Обобщить и проанализировать результат психодиагностического обследования и составить диагностическое заключение группы по уровню готовности в психологическом плане детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
При написании курсовой работы использовались методы исследования, в виде: изучения психолого-педагогической литературы и нормативно-правовых актов в сфере образования, методика анализа и синтеза.
Практическая значимость данного исследования заключается в возможности использования результатов исследования при составлении научно-методического материала для составления планов и программ относительно формирования психологической готовности ребенка к обучению в школе в условиях дошкольного учреждения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

1. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе
1.1. Понятие психологической готовности к обучению в школе

Готовность ребенка к школе – сложная структурная задача, охватывающая все сферы жизни ребенка. Кроме того, психологическая готовность ребенка к школе является одним из важнейших результатов психологического развития в период дошкольного детства.
Для более полного освещения понятия психологической готовности младших школьников необходимо изучить научную литературу по данной теме. Степень готовности ребенка к школе интересует и является необходимым базисом для изучения и исследования не только психологов, но и педагогов, и физиологов. Каждый из них описывает критерии готовности к школьному обучению, также исследователи много спорят о возрасте, с которого нужно начинать готовить детей в школе.
При определении понятия психологической готовности к школьному обучению исследователи за основу берут разные аспекты.
Л. С. Выготский рассматривал утверждал степень готовности к школьному обучению формируется в процессе обучения. так: «До тех пор, пока не начали обучать ребенка в логике программы, до тех пор еще нет готовности к обучению; обычно готовность к школьному обучению складывается к концу первого полугодия первого года обучения» [6].
Л. И. Божович имел свое мнение относительно уровня перехода от дошкольного детства к школьному, связанным с изменением места ребенка в социальной среде и системе общественных отношений, учитывая образа его жизни» Со слов Божовича, у ребенка появляются новые права и обязанности, и взрослые начинают относиться к нему иначе, ведь теперь он – школьник [3].
В представлении Г. Я. Потаповой, выделена система психологических характеристик, позволяющая обеспечить успешное обучение в школе [21].
По мнению О. Н. Ефимовой познавательная деятельность, мотивация и механизмы волевой регуляции составляют целостную систему готовности ребенка к школьному обучению [7].
Н. И. Гуткина и Е. А. Панко описывают уровень психологической подготовки к школе в виде «целостного состояния психики ребенка, которое позволяет успешно усвоить систему образовательных требований», освоить школьнику новой деятельности и новой роли [4].
В психологической готовности к школе особое внимание уделяется развитию навыков младших школьников. В частности, Д.Б. Эльконин выделил несколько параметров образовательной деятельности:
1) осознанное подчинение правилам;
2) согласно установленной системы требований умение ориентироваться;
3) выработка практики внимательного слушания говорящего и воспроизведение заданий, которые были озвучены вустной форме;
4) умение самостоятельного выполнения заданий с учетом зрительного восприятия образца [23].
И. В. Никишина обобщает показатели психологической готовности к школе в виде:
1) общего развития: состоящего из определенного уровеня развития внимания, памяти и интеллекта. Сюда входит как общий запас знаний и представлений младшего школьника, так и способность работать в рамках внутреннего плана (совершать определенные действия в уме);
2) способности произвольно контролировать себя, делать не только то, что младший школьник «хочет», но и то, что требует «учитель» и «что необходимо»;
3) основная мотивация, способствующая к обучению, несмотря на все трудности способствовует приобретению знаний [18].
M. И. Лисина выделила две формы общения, характерные для дошкольного возраста, когнитивную и личностную. Для некогнитивной формы общения характерны когнитивные мотивы и необходимость уважать взрослого человека. Основным средством такого общения является речь, потому что только она позволяет выйти за рамки ситуации и общаться. Ведущими мотивами визитов-бизнес-форм общения являются личные. Для дошкольников старшего возраста характерно стремление не только к дружелюбному отношению и уважению со стороны взрослого, но и к его пониманию и сопереживанию. Для них становится особенно важным достижение общих взглядов и оценок со взрослым человеком. Совпадение его точки зрения с мнением старших является доказательством его правильности. Необходимость понимания и сопереживания взрослого человека является его главной составляющей личностного общения [14].
По мнению A. Г. Маклакова психологическая готовность ребенка составляет важное звено в общении со сверстниками и взрослыми.
В качестве индикаторов готовности к школе он рассматривает три направления: отношение к взрослому, к сверстнику и к себе [12]. Ребенок ориентируется на отношение при общении с взрослыми, при этом соблюдая все нормы и правила поведения.
Сфера отношения со сверстниками имеет соревновательный характер [2].
Анализ научной литературы для определения уровня «психологической готовности к обучению в школе» показывает, необходимость создания методики для обучения ребенка.
В научной литературе наряду с проблему психологической готовности к обучению в школе ставит на одной ступени с уровнем психического здоровья ребенка [10].
Термин «психическое здоровье» имеет медицинский, социологический, философский аспекты. Термин «психологическое здоровье» относится к личности, по мнению психологов позволяет стать личности самодостаточной, достичь определенных успехов в самостоятельной учебной деятельности [17].
Итак, рассмотрение основных понятий психологической готовности обучения в школе позволил выделить различные подходы.
В одних подходах психологи основное внимание обращают на формирование навыков необходимых для школы, в других — степень сформированности и изменения психики ребенка. В особых случаях рекомендуют пройти школьнику тренинговые мероприятия, которые позволят научиться адаптироваться к новым событиям в жизни.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы