Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Психологическая готовность к профессиональной деятельности детей-сирот

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы психологическая готовность к профессиональной деятельности детей-сирот 5
1.1. Характеристика подросткового возраста 5
1.2. Понятие и сущность психологической готовности к профессиональной деятельности 9
1.3. Психолого-педагогические особенности формирования профессиональной готовности детей-сирот к труду 16
Глава 2. Экспериментальное исследование готовности к профессиональной деятельности детей в разных ситуациях социального развития 23
2.1. Организация и методы исследования 23
2.2. Результаты исследования 26
Заключение 33
Список литературы 35

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. В условиях современных тенденций развития общества и производства наметилась определенная закономерность: все большее количество детей-сирот становятся личностно не пригодны ко многим профессиональным видам деятельности, особенно это касается сферы интеллектуального труда и социального взаимодействия. В целом по Российской Федерации статистика свидетельствует о том, что из 1 тысячи детей-сирот лишь порядка 6% поступает в средние специальные учебные заведения, до конца продолжают обучение лишь 300-400 человек, единицы из них поступают в вузы.
Возможности подростка, оставшегося без попечения родителей, значительно снижаются под действием системы, функционирующей в месте его проживания и ограничивающей спектр выбираемых профессий. На данный момент существует две стратегии выбора дальнейшего устройства выпускника: либо жесткая ориентация подростка со стороны администрации государственного учреждения, либо подросток сам вправе сделать выбор. Но, как правило, центры помощи детям выбирают первую стратегию, причем ориентация воспитанников идет в те учебные заведения, с кем заранее имеются соглашения. Все описанные выше явления наступают после выпуска воспитанника из государственного учреждения. Но работу по содействию успешной адаптации каждого подростка к взрослой жизни необходимо начинать до выпуска, поскольку решение некоторых вопросов требует немало времени. Пока подросток находится в стенах государственного учреждения, стоит задуматься о том, какую жизненную и профессиональную стратегию он выберет, как будет протекать процесс адаптации к взрослой самостоятельной жизни.
Готовность к труду влияет на формирование личности будущего специалиста и его дальнейшую трудовую деятельность. Психологическая готовность является главным компонентом готовности к профессиональной деятельности. Ученые понимают ее как комплексное психологическое образование. Этой проблемой занимались такие авторы как А.К. Маркова, В.И. Байденко и Б. Оскарссон, Е.А. Климов, О.М. Краснорядцева, Л.А. Одинцова и С.В. Завицкая, Н.В. Кузьмина, А.Э. Штейнмец.
Объект исследования – психологическая готовность к профессиональной деятельности.
Предмет исследования – особенности формирования психологической готовности детей-сирот к профессиональной деятельности.
Целью работы является изучение особенностей психологической готовности детей-сирот к профессиональной деятельности.
Достижение этой цели предполагает выполнение следующих задач:
1. Описать феномен психологической готовности к профессиональной деятельности;
2. Рассмотреть особенности формирования психологической готовности детей-сирот к профессиональной деятельности;
3. Изучить особенности психологической готовности детей-сирот к профессиональной деятельности
Гипотеза исследования: существуют значимые различия в выраженности показателей готовности к профессиональной деятельности в группах учащихся в разных ситуациях социального развития.
Методы исследования: анализ, эксперимент, обобщение, классификация, формализация, моделирование, аналогия.
Практическая значимость исследования: теоретические и экспериментальные результаты исследования могут использоваться в профессиональной подготовке педагогов и психологов, в практике работы психологической службы системы образования.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, по итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Подростковый возраст является порой жизни, когда особенное внимание начинает уделяться общечеловеческим ценностям и проблемам, начинает формироваться моральное сознание и намечаются основы жизненной позиции. Но у подростков для окончательного ее определения пока еще отсутствует необходимый гражданский опыт, а также четкая ориентация в социальных отношениях. У старшеклассников к этому уже имеются все предпосылки, так как их возраст связан внутренне с определением дальнейшего пути и построением жизненных планов.
2. Проблема профессионального самоопределения и психологической готовности к профессиональной деятельности, становления и закрепления профессиональной деятельности в избранной сфере была всегда актуально для молодежи и до сих пор является предметом изучения социологов, психологов, педагогов и философов. Такая проблема особенно остро встает сейчас – в эпоху коренных социально-экономических перемен, которые происходят в стране.
3. Профессионально-личностное самоопределение понимается как процесс поиска, осмысления и понимания личностью своего профессионального пути, развития и предназначения и как определенный уровень сформированности знаний, умений, мотивов, ценностей и смыслов, характеризующих психологическую готовность личности к профессиональному и жизненному выбору.
4. В результате экспериментального исследования было выявлено, среди студентов из семей преобладает высокий уровень готовности к профессиональной деятельности. Для них характерно самостоятельно решать свои проблемы и важным моментом является внутренний психологический комфорт от внешних угроз. Такая категория студентов высоко оценивает свою готовность к профессиональной деятельности, что говорит об их уверенности в своих знаниях и их практическом применении. Смыслом профессиональной деятельности является интересная работа с людьми, общение, но не мотивация на достижение успеха и карьерного роста. В работе не придерживаются рамок одной профессии. Респонденты от профессиональной деятельности, в первую очередь, ждут разнообразия. Легко адаптируемые к различным ситуациям на работе и в семье. Основным мотивом профессиональной деятельности является мотив самоутверждения в труде, что также говорит о самореализации в профессии.
Среди студентов из детских домов преобладает средний уровень развития готовности к профессиональной деятельности. К дальнейшей профессиональной деятельности подходят осознанно: есть понимание постановки и достижения профессиональных целей. Данные студенты уверенны в своих профессиональных умениях и навыках, т.к. мотивированы на достижение успеха и признания в трудовой сфере. Профессиональная деятельность заключается в интересной работе в какой-либо фирме с людьми, что говорит о том, что им нравиться взаимодействовать с людьми, но при этом ждут материальных благ от проделанной работы.
В целом, в исследовании нашли своё подтверждение все выдвинутую гипотезу.
Перспективным направлением дальнейшего исследования может быть изучение особенностей личности, обеспечивающие возможность успешного решения проблемы выбора профессии, но прямо не участвуют в активизации этого процесса. В эту группу относятся волевые черты характера, а также такая черта как трудолюбие, наличие некоторого трудового и жизненного опыта, уровень общей жизненной зрелости с применением других личностных методик.
Таким образом, многостороннее исследование структуры расширит представления о свойствах личности детей-сирот, и откроет новые возможности для различного рода психологических практик в направлении подготовки детей-сирот к профессиональной деятельности.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы психологическая готовность к профессиональной деятельности детей-сирот

1.1. Характеристика подросткового возраста
Подростковый возраст является периодом жизни, когда у человека начинают формироваться способы и нормы построения общения. Этому оказывает большую поддержку общественно полезная деятельность в ее любых формах. Но стоит отметить и тот факт, что требованиям такой ведущей деятельности подросткового возраста организация школьной жизни помогает не в полной мере. Именно поэтому в таком направлении важно совершенствовать весь учебно-воспитательный процесс. Кроме того, так как главные психологические новообразования подростков, такие, как умение учитывать интересы, чувства и желания других людей, сознательная регуляция своих поступков и дел, формируются в развитых формах общественно полезной деятельности [14].
Становление психологического механизма, который дает возможность учитывать интересы других людей, осуществляется именно в подростковом возрасте. Именно поэтому от характера и способа организации их общественно полезной деятельности во многом зависит на этом жизненном этапе богатство способов и форм человеческого общения, а также их будущее нравственное поведение.
Подростковый период – переходный этап между детством и его полной независимости от старших, а также невозможности существовать без них. Также подростковый возраст называют пубертатным периодом по причине того, что им охватывается процесс полового созревания от его первых признаков до полного завершения. Также подростковый возраст является переходным в социопсихологическом отношении.
Именно в этом возрасте начинает формироваться характер и закладываться основы будущей личности. Одновременно с этим начинают закладываться также и такие личностные компоненты, как интересы, наклонности, способности и большая часть социальных отношений. Именно поэтому такой период и называют «трудным». Переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, становление характера заостряет и обнажает слабые стороны личности, делая ее особенно податливой и уязвимой в неблагоприятной среде [5].
В подростковый возраст включены перепад настроения от уныния к безудержному веселью и обратно, а также прочие полярные качества, которые выступают переменно. Чувствительность к оценке посторонними умений, способностей и внешности сочетается с излишними безапелляционными суждениями и самонадеянностью по отношению к другим. Очень часто сентиментальность находится в совокупности и болезненной застенчивости и поразительной черствости, а также желанием быть оцененным и признанным другими.
Как известно, подростки усваивают взрослые ценности. В современном обществе такие ценности подвергаются решительному пересмотру. Происходит это в довольно нестабильной психологической, экологической, экономической и социальной обстановке, а также в постоянно меняющейся нравственной сфере.
Потребность юношества и подростков в определении своего места в системе общественных отношений, самосовершенствованию, самоорганизации, самоутверждению стимулируется, с одной стороны, происходящими процессами, а с другой – сталкиваются жестко с отсутствие уважения и понимания со стороны взросло сообщества, которое не фиксирует и не отмечает самостоятельность и общественную ценность подростков [19].
Приводит такое противоречие к искусственной задержке личностного развития и внутреннему конфликту личности, лишая ее возможности заниматься активной социальной позицией и вызывая чувство раздражения в отношении к окружающим по причине личной социальной неопределенности.
На разных стадиях подросткового возраста при сохранении индивидуальных различий и форм проявления отношений выделяются довольно устойчиво главные отношения, которые характеризуют направленность интересов подростков: на первый план становятся отношения со сверстниками, теряется актуальность в отношениях с учителями и родителями. Таким фактом определяется психологическая особенность поведения, которая заключается в активном раздражении взрослых и усилении связей со сверстниками.
Между причастностью к обществу, потребностью подростка в приобщении имеется пропасть, которая определяется социально-закрепленными позициями взрослого и мира подростков, образуется особая зона, предполагающая разрушение связей между реальной общественной жизнедеятельностью и взрослеющим подростком [3].
В целом же, характерным для подросткового онтогенеза является ориентация на взрослое общество, его стремление усвоить такие отношения. Но психолого-педагогические воздействия в целом не могут реализовываться лишь на уровне мероприятий и забот, а требуют от взрослых развернутого отношения и личностной рефлексии к собственному прошлому, ориентации на его проблемы и понимания психологии подростка.
Парадокс заключается в том, что подросток старается противостоять тому, к чему стремиться и что осваивает. Подросток по мере становления личности перестает выступать в роле пассивного продукта социальных и прочих обстоятельств, преобразуясь в активнодействующий субъект.
В качестве ведущей деятельности у подростков выступает учебная, которая формируется из взаимосвязанных элементом, главным из которых является трудовая и практическая деятельность. Как отмечают многие психологи, младшие подростки не переживают задачу выбора профессии в качестве проблемы, которая определяет их активность [11].
Среди практиков и теоретиков особая значимость в последнее время отводится негативным последствиям перехода государства к рыночным отношениям, которые оказывают влияние на данную категорию населения.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы