Курсовая с практикой на тему Психологическая готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ГОТОВНОСТИ РЕБЁНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.. 5
1.1. Трактовки понятия
«психологическая готовность к школе». 5
1.2 Психологические
особенности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста 9
1.3 Психофизиологическая
готовность ребёнка старшего дошкольного возраста к обучению в школе 14
ГЛАВА II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИАГНОСТИКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.. 21
2.1 Диагностика
психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в
школе 21
2.2 Формирующий
эксперимент. 26
2.3 Контрольный
эксперимент. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ… 37
ПРИЛОЖЕНИЕ.. 39
Введение:
Актуальность
работы вызвана тем фактом, что от психологической готовности дошкольника
перейти на новый уровень образования зависит практически всё его дальнейшее
обучение в школе. Работа педагога – психолога в детском саду с дошколятами
заключается в выявлении такой готовности и разъяснении детям, что в школе, на
новой ступени образования, к ним будут предъявляться другие, более высокие,
требования. Под психологической готовностью к обучению в школе, прежде всего,
подразумевается мотивация старшего дошкольника и его образ мышления.
Актуальность
работы связана ещё и с тем, что психологическая готовность ребёнка
подготовительной группы детсада не равнозначна физиологической его готовности и
в этом могут крыться кризисные моменты для самого дошкольника. В связи с этим,
педагогу – психологу детского сада и учителям начальной школы важно понимать,
что психологическая и физиологическая готовности дошкольника – не статическое
состояние «готов – не готов», а динамический процесс и речь в данном случае
идёт о развивающемся, постоянно меняющемся человеке, индивидуальности,
организме.
Тема курсовой
работы – «Психологическая готовность детей старшего дошкольного возраста к
обучению в школе».
Объект
исследования – воспитанники подготовительной группы детского сада.
Предмет
исследования – психологическая готовность дошкольника к обучению в школе.
Цель исследования
– изучение проблемы психологической готовности детей старшего дошкольного
возраста к обучению в школе.
Достижение поставленной цели
предполагается путём реализации следующих задач:
1. На
теоретическом уровне исследовать аспекты психологической готовности детей
старшего дошкольного возраста к обучению в школе;
2. Подобрать
методический материал для диагностики и корректировки психологической
готовности дошкольников к обучению в школе;
3. На
основе избранных методик провести диагностику детей подготовительной группы
детского сада на степень готовности к обучению в школе.
В работе использованы методы анализа
теоретической, методической, практической литературы по изучению проблемы,
метод статистических данных при оценке результатов проведённых экспериментов.
База исследования:
Деревенский детский сад. Татарстан, дроженовский район, село МБДОУ Чувашско-Дрожжановский
детский сад.
Проблема
психологической готовности детей старшего дошкольного возраста хорошо изучена в
России и за рубежом. В работе рассмотрены монографии и труды отечественных
исследователей: Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович,
Н.П. Парамоновой, Н.К.Тихомирова и др. Зарубежные исследователи, изучавшие
особенности психологической готовности детей к школе: К. Левин, З. Фрейд, А.
Маслоу, Э. Эриксон. Для практической части работы были взяты методики А.В.
Басова, Л.Ф. Тихомировой, М.А. Панфиловой, Т.П. Смирновой и др.
Структура работы
состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
В ходе выполнения работы выявилась высокая
степень изученности проблемы подготовки детей старшего дошкольного возраста,
связанную с переходом на новую ступень образования – начальную школу.
Рассмотрены труды и методики отечественных исследователей детской психологии:
Л.С. Выготского и его последователей – Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, Л.И.
Божович, Н.П. Парамоновой и др. Воспитанники МБДОУ Чувашско — Дрожжановский
детский сад были продиагностированы по методикам А.В. Басова, Л.Ф. Тихомировой,
Н.И. Гуткиной, Т.П. Смирновой и др.
Родоначальник отечественной детской
психологии Л.С. Выготский отмечал социальную природу волевого поведения
ребёнка, называя источником воли взаимоотношения с окружающим миром.
Немаловажную роль в социальном развитии воли Лев Семёнович отводил речевому
общению ребёнка со взрослыми. Л.С. Выготский рассматривал волю как этап на пути
к развитию саморегуляции и самоконтролю. Так, в процессе взросления ребёнка
взрослые сначала речью контролируют его поведение, а затем он постепенно
начинает с помощью собственной речи регулировать своё поведение, делая тем
самым существенный шаг вперёд по пути волевого развития. Таким образом, по
мнению Выготского, речь становится не только способом общения, но и средством
организации поведения.
С.Л. Рубинштейн продолжил мысль Л.С.
Выготского и утверждал, что «появление волевого акта подготавливается
предшествующим развитием произвольного поведения дошкольника»[1].
В дошкольном детстве у ребёнка формируется
иерархия мотивов к удовлетворению различных потребностей. На этом этапе
формируется произвольное, внеситуативное поведение, закладка личностных качеств
ребёнка.
Также в работах современных исследователей
детской психологии отмечается высокое влияние совместной деятельности со
сверстниками на развитие мышления и умение перераспределить деятельность.
Перераспределение вынуждает искать новые способы совместной работы. В своих
исследованиях В.В. Рубцов доказывает связь между кооперацией совместной
деятельности и содержанием мышления.
Подводя итог, можно с уверенностью
сказать, что обучение в школе не сводится только к усвоению понятий и
постижению наук. Систематическая учебная деятельность требует от ребёнка
активных мыслительных операций (анализ, синтез, рассуждение, сравнение и т.д.).
В этой связи очень важно соблюдать баланс физической и психологической
готовностью дошкольника к переходу на школьное обучение.
Задачи
для выполнения курсовой работы были достигнуты: изучен теоретический материал
советских и российских педагогов и детских психологов; были проведены
формирующий и контрольный эксперименты с целью определить уровень подготовки
детей подготовительной группы к обучению в школе и, при необходимости, оказать
своевременную помощь в корректировке развития. От своевременной корректировки
развития физиологической, психологической, эмоциональной, социально –
коммуникативной сфер жизни ребёнка зависит успешность его обучения в школе. [1] Л.С.
Рубинштейн Основы общей психологии / Мастера психологии. Питер, 2018. С. 401 –
404.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЁНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
1.1. Трактовки понятия
«психологическая готовность к школе» Начавшееся
в 2014 году и продолжающееся по сей день реформирование школьного образования и
переходу к Федеральному государственному образовательному стандарту привнесло
серьёзные изменения и в дошкольное образование. В основу ФГОС ДО заложены
принципы ценности детства, уважение личности ребёнка, личностно — развивающий и
гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей[1]. Согласно ФГОС, между
школьным и дошкольным образованием должна соблюдаться преемственность,
адекватность соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям
развития старших школьников, как преемственность игровой и учебной
деятельности.
Несмотря
на изложенные принципы, поступательная психологическая подготовка детей к школе
зачастую происходит форсированно, подменяя игровую деятельность подготовкой
детей к существующим формам обучения в школе.
Для раскрытия понятия
«психологическая готовность», необходимо обратиться к истокам отечественной
детской психологии. Этапы становления и развития отечественной детской
психологии неразрывно связаны с именем Л.С. Выготского. Лев Семёнович многое
сделал для того, чтобы детская психология обрела черты полноценной науки: он
вывел предмет, метод и закономерности детской психологии. Именно ему
принадлежит мысль о решающей роли игры в психологическом развитии ребёнка. Основатель
культурно исторической теории считал, что психологическую готовность к обучению
в школе следует рассматривать в рамках целостной, психофизиологической, картины
развития ребёнка. В своей работе «История [1] Приказ Министерства образования и
науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г.
Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования»