Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Психологическая диагностика темперамента и характера.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Понятие «характер» и соотношение его с
темпераментом. 5

1.1.  Сущность
понятия «характер». 5

1.2. Сущность понятия «темперамент». 10

1.3. Соотношение характера и темперамента. 15

Глава 2. Анализ психологической диагностики темперамента и
характера. 19

2.1. Психологическая диагностика темперамента. 19

2.2. Психологическая диагностика характера. 26

Заключение. 29

Список использованной литературы.. 31

  

Введение:

 

Актуальность рассматриваемой темы
определяется тем, что разработка проблемы темперамента и характера как одного
из аспектов индивидуальности сегодня нуждается в переосмыслении, уточнении
составляющих темперамента и характера, и в анализе взаимосвязей между ними.

Исследования
в этой области активно велись во второй половине 20 века. Изучение темперамента
и характера, их особенностей в большей мере проходило через анализ отдельных
характерологических черт.

Данные,
которые были получены тогда, нуждаются в перепроверке, уточнении и обогащении
новым знанием. Сегодня такие исследования проводятся не так интенсивно.

В
этой связи есть интересные труды известного отечественного специалиста в
области психологии индивидуальности Крупнова А. И. и его последователей.

Общая
идея и новизна подхода Крупнова А. И. заключается в подтверждении многомерной,
системной организации черт личности, в последующем сопоставляющаяся с
темпераментом, в общем. В этих исследованиях специалист все же исходит из
термина «характер», привлекая изучение личностных особенностей.

Разумеется,
характер – это вершина личности, и анализ, и изучение в данном контексте очень
важны.

Объект исследования – темперамент
и характер в психологии.

Предмет исследования  – процесс
диагностики темперамента и характера.

Цель исследования – рассмотреть
сущность психологической диагностики темперамента и  характера.

Для достижения поставленной цели необходимо
решение ряда взаимосвязанных задач:

1. сущность понятия
«характер»;

2.
определить сущность понятия
«темперамент»;

3.
проанализировать соотношение характера и темперамента;

4.
проанализировать особенности психологической диагностики темперамента;

5. проанализировать
особенности психологической диагностики характера.

Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической
литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.

Методологической
основой для исследования послужили научные
труды известных отечественных исследователей.

Структура
курсовой работы включает
введение, две главы, заключение и список используемой литературы.

При
написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные
исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким
образом, характер является структурой стойких, относительно постоянных
психических свойств, которые определяют особенности поведения и отношений
личности.

Когда
речь идет о характере, зачастую имеется ввиду совокупность качеств и свойств
личности, накладывающие конкретную печать на все ее деяния и проявления. Черты
характера составляют существенные свойства человека, определяющие тот либо
другой образ жизни, образ поведения.

В
зависимости от подхода к пониманию соотношения темперамента и характера можно
говорить и о различных возможностях классификации типов характера (а в
некоторых вариантах – типов личности).

Тип
характера можно представить как устойчивую совокупность отдельных черт,
характеризующих интерперсональное поведение субъекта.

Черты
характера могут сочетаться различным образом. При выделении определенного типа
имеет значение как высокая выраженность отдельных черт, так и, напротив, низкая
выраженность (деакцентуация) других.

Темперамент – это устойчивая совокупность индивидуальных
динамических особенностей психических процессов человека. Впервые это понятие
стало изучаться Гиппократом, который рассматривал человека через наличие в нем
4 жидкостей (крови, лимфы, желчи, желчи черной).

Выделяют 4 типа темперамента: Сангвиник (энергичный,
уравновешенный человек, обладающий подвижной нервной системой); Флегматик
(уравновешенный, невозмутимый, инертный человек); Холерик (порывистый,
страстный, неуравновешенный человек); Меланхолик (ранимый, переживающий,
чувствительный человек).

Классификация, состоящая из данных типов темперамента, весьма
условна. Это связано с тем, что в «чистом» виде их практически невозможно
встретить. Как правило, человек объединяет особенности двух типов, но один из
них преобладает. Среди особенностей темперамента необходимо отметить
постоянство индивидуальных психологических свойств личности (например, быстроту
ума, скорость восприятия и переключаемость внимании, проявление эмоций). Типы
темперамента можно соотнести с основными типами ВНД.

Характер
человека обуславливается множеством факторов, объективными обстоятельствами и
различными условиями жизненного пути личности. Эти обстоятельства изменяются в
процессе жизни.

Поэтому
можно смело говорить о том, что человек сам проявляет активное участие в
процессе формирования и развития своего характера и сам несет ответственность
за свои поступки и действия.

Особенности
характера человека неразделимо связываются с его глубокими и устойчивыми
интересами. Недостаток цельности, самостоятельности и самодостаточности
личности имеют тесную связь с поверхностью и неустойчивостью интересов
индивида.

И,
напротив, целенаправленность и цельность, настойчивость индивида прямо зависит
от глубины и содержательности его интересов. Но схожесть интересов еще не
говорит о схожести характерных особенностей личности. К примеру, среди ученых
встречаются как веселые люди, так и грустные, как добрые, так и злые.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Понятие «характер» и соотношение
его с темпераментом

1.1.  Сущность
понятия «характер» Традиционное
описание любого явления в дискурсе современной психологической науки следует
начинать с его сущностной характеристики, места и значения в структуре
индивидуальности.

Изучение
характера, как фундаментальной основы индивидуальности человека, является
актуальной темой в отечественных и зарубежных исследованиях, при этом особую
проблему составляет выделение типов характера на основе комбинации его
отдельных черт и возможность их классификации.

Современные
исследователи отмечают, что понятие «характер» сегодня одно из самых
востребованных и противоречивых в психологии. Оно применяется для описания
устойчивых специфических проявлений индивидуальности: повторяющихся привычек,
жизненного уклада, побуждений, пристрастий, а также для обозначения
конституциональных и иных внешних отличительных признаков индивида, поведения,
особенностей речи.

Когда
речь идет о характере, зачастую подразумевается под этим такую совокупность
качеств и свойств личности, накладывающие конкретную печать на все ее деяния и
проявления.

Черты
характера составляют те существенные свойства индивида, которые определяют
образ жизни, образ поведения.

Характер
понимают как:


систему устойчивых способов и мотивов поведения, которые образуют поведенческий
тип личности;


меру уравновешенности внешнего и внутреннего миров, особенности адаптации
индивида к окружающей его действительности;


отчетливо выраженную определенность типичного поведения каждого человека[1].

Таким
образом, характер определяется как макрохарактеристика личности и отражает
совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые
проявляются в определенных поведенческих паттернах.

Справедливо
было бы говорить о том, что, с одной стороны, формирование характера тесно
связано с биологическими особенностями человека и фактически основано на
темпераменте.

С
другой стороны, характер формируется в процессе вхождения индивида в
социокультурную среду и связан непосредственно со сферой отношений и деятельностью
человека. [1]
Психология человека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psiho.info/psihologiya-lichnosti/harakter/razvitie-haraktera-cheloveka.html
– (дата обращения 24.05.2021).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы