Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Психологическая безопасность в образовательном учреждении

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Психологическая безопасность образовательной среды как определяющий компонент сохранения психического здоровья и позитивного развития 4
1.1. Современные подходы к изучению феномена психологической безопасности образовательной среды 4
1.2. Угрозы в образовательной среде и их влияние на развитие и психическое здоровье 13
Вывод по 1 главе: 21
Глава 2.Эмпирическая часть 22
2.1 Методы и организация исследования 22
2.2 Анализ и результаты исследования 23
Заключение 31
Список используемой литературы 33

 

  

Введение:

 

Актуальность. Система образования в России с первых лет независимости и до настоящего времени находится в длительном состоянии реформирования.
Уровень психической травматизации субъектов учебного процесса в значительной степени обусловлен теми «школьными рисками», сопровождающих современный образовательный процесс: вредные для нервной системы детей и взрослых умственные, эмоциональные и физические перегрузки; интенсификация учебного процесса; многолетний цейтнот времени на уроке и при выполнении домашних заданий; несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; состязательный характер образовательного процесса. Большинство школьников учатся за счет своих волевых качеств, психического и физического здоровья, истощает детский организм, его нервную систему. Образовательные инновации, которые так широко внедряются сегодня, требуют от педагогов значительной и длительной мобилизации внутренних резервов, часто — излома профессиональных взглядов, изменения привычных технологий обучения и воспитания, поэтому вызывают постоянные стрессы, эмоциональное выгорание, психосоматические заболевания.
Психология безопасности в современных исследованиях рассматривается в двух аспектах: психологическая безопасность среды и психологическая безопасность личности, — тесно между собой взаимосвязаны.
Образовательная среда является частью социокультурного пространства человека. Феномен психологической безопасности образовательной среды исследовали И.А. Баева, М.Р. Битянова, Е.В. Бурмистрова, Е.Б. Лактионова, Н. Рассоха, Л. Регуш, Е.Е. Секач, В.И. Симанюк, В.А. Ясвин и др. Проведенными исследованиями доказанный факт взаимосвязи между психологической безопасности образовательной среды и психическим здоровьем и позитивным развитием его участников.
Однако, субъекты учебно-воспитательного процесса недостаточно осведомлены о психологической безопасности среды, в которой осуществляется развитие и формирование личности. Практический психолог, как центральная фигура, обеспечивает психологическую безопасность в учебном заведении, не имеет в своем арсенале достаточного количества современных методов и технологий формирования психологически безопасного образовательной среды.
Объект исследования психологическая безопасность образовательной среды.
Предмет исследования специфика угроз психологической безопасности образовательной среды.
Цель курсовой работы: исследование взаимосвязи мотивации и тревожности школьников.
Гипотеза эмпирической части: существует взаимосвязь между мотивацией и тревожностью школьников.
Задачами данной работы являются:
— определить факторы и факторы, влияющие на повышение уровня безопасности образовательной среды;
— представить систему работы психолога во взаимодействии с другими участниками учебно-воспитательного процесса по созданию психологической безопасности в общеобразовательном учебном заведении;
-раскрыть сущность понятия безопасности образовательной среды.
Объект исследования психологическая безопасность образовательной среды.
Предмет исследования специфика угроз психологической безопасности образовательной среды.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, сущность психологической безопасности образовательной среды заключается в обеспечении естественной потребности личности в защите от негативных психологических воздействий и угроз, безопасном межличностном общении, способствует сохранению психического здоровья и устойчивому продуктивному развитию всех участников учебно-воспитательного процесса.
Характеристиками психологически безопасной образовательной среды являются:
а) удовлетворение базовой потребности личности в защищенности от негативных воздействий и угроз, в том числе — от психологического насилия во взаимодействии его участников;
б) социально-психологические условия для безопасного межличностного общения и взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса, а именно:
1) коммуникативная компетентность субъектов межличностного общения;
2) благоприятный социально-психологический климат;
3) референтная значимость социальной среды учебного заведения;
в) психологические и педагогические условия для положительного устойчивого развития личности;
г) укрепление психического здоровья участников учебно-воспитательного процесса.
Показателями психологической безопасности образовательной среды являются:
— Положительное отношение участников учебно-воспитательного процесса в образовательной среде учебного заведения;
— Удовлетворенность участников основными социально-психологическими характеристиками образовательной среды;
— Защищенность участников образовательной среды от психологического насилия во взаимодействии.
Основными факторами, которые положительно влияют на психологическую безопасность образовательной среды, являются:
— Обеспечение в учебном заведении гуманистической парадигмы и развивающего характера образования;
— Личностно-ориентированная направленность учебно-воспитательного процесса;
— Психологическая защита каждого участника образовательной среды;
— Формирование социально-психологической компетентности учащихся, родителей, педагогов, администрации, других специалистов учебного заведения.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Психологическая безопасность образовательной среды как определяющий компонент сохранения психического здоровья и позитивного развития
1.1. Современные подходы к изучению феномена психологической безопасности образовательной среды

С точки зрения гуманистической теории личности А. Маслоу интересы безопасности доминируют над интересами развития. Это значит, если приходится выбирать между безопасностью и развитием, то выбор, как правило, делается в интересах безопасности. Угроза безопасности — означает возвращение назад, к более фундаментальному уровню. «Уверенность в собственной безопасности позволяет индивиду чувствовать более высокие потребности и импульсы, а также двигаться к зрелости» [3]. А. Маслоу к категории безопасности причислял следующие потребности: потребность в стабильности и устойчивости, защите, структуре, порядке, законе, в свободе от страха, тревоги, хаоса [6].
Эмоциональная безопасность-это мера стабильности эмоционального состояния. Эмоциональная неуверенность или просто неуверенность-это чувство общей неловкости или нервозности, которое может быть вызвано восприятием себя уязвимым или неполноценным в некотором роде, или чувство уязвимости или нестабильности, которое угрожает имиджу или эго [4].
Эта концепция связана с психологической устойчивостью в том, что касается последствий неудач или трудных ситуаций для индивида. Тем не менее, устойчивость касается всех способов преодоления, в том числе и социально-экономической ситуации человека, в то время как эмоциональная безопасность конкретно характеризует эмоциональное воздействие. В этом смысле эмоциональную безопасность можно понимать, как часть устойчивости.
Понятие эмоциональной безопасности индивида следует отличать от понятия эмоциональной безопасности или защищенности, обеспечиваемой неопасной, поддерживающей средой. Человек, который подвержен приступам депрессии, вызванным незначительными неудачами, считается менее «эмоционально безопасным». Можно сказать, что человек, чье общее счастье не сильно поколеблено даже серьезными нарушениями в образе или структуре его жизни, чрезвычайно эмоционально безопасен.
Абрахам Маслоу описал неуверенного в себе человека, как человека, который «воспринимает мир как угрожающий джунгли и большинство человеческих существ как опасный и эгоистичный; чувствует себя отверженным и изолированным человеком, тревожные и враждебные; это, как правило, пессимистичны и несчастным; признаки напряженности и конфликтов, стремится повернуть внутрь; это смутное чувство вины-чувства, имеет одного или другого нарушения самооценку; стремится быть невротиком; и, как правило, эгоистичны и эгоцентричны.»(Maslow, 1942, pp 35). Он видел в каждом неуверенном в себе человеке постоянное, никогда не умирающее стремление к безопасности [9].
Человек, который не уверен в себе, не уверен в своей собственной ценности и в своих способностях, не доверяет себе или другим, или боится, что нынешнее позитивное состояние является временным, и подведет его или ее и причинит ему или ей потерю или страдание, «ошибаясь» в будущем. Это общая черта, которая отличается только степенью между людьми.
Это не следует путать со смирением, которое включает в себя признание своих недостатков, но все же поддержание здоровой дозы уверенности в себе. Неуверенность-это не объективная оценка своих способностей, а эмоциональная интерпретация. Два человека с одинаковыми способностями могут иметь совершенно разные уровни незащищенности.
Неуверенность в себе может способствовать развитию застенчивости, паранойи и социальной замкнутости, а в некоторых случаях может способствовать компенсаторному поведению, такому как высокомерие, агрессия или запугивание.
Тот факт, что большинство людей эмоционально уязвимы и способны испытывать боль, подразумевает, что эмоциональная неуверенность может быть просто различием в осознании [11].
Неуверенность имеет много последствий в жизни человека. Есть несколько уровней этого. Это почти всегда вызывает некоторую степень изоляции, поскольку обычно небезопасный человек в какой-то степени уходит от людей. Чем больше опасность, тем выше степень изоляции. Незащищенность часто коренится в детских годах человека. Подобно обиде и горечи, она растет слоисто, часто становясь обездвиживающей силой, которая устанавливает ограничивающий фактор в жизни человека. Неуверенность грабит постепенно; степень, в которой она укоренена, равна степени власти, которую она имеет в жизни человека. Поскольку неуверенность может быть тревожной и угрожающей психике, она часто может сопровождаться контролирующим типом личности или избеганием, в качестве механизмов психологической защиты.
В определенной степени эмоциональная безопасность является функцией химии мозга: Некоторые люди, естественно, предрасположены чувствовать себя менее счастливыми и более негативно влиять на природные события, например, в случае гипотиреоза. Некоторые лекарства, как SSRI или даже стимуляторы, часто предписаны для того чтобы адресовать такие естественные дефициты. Побочные эффекты этих препаратов, однако, во многих случаях могут свести на нет их положительные эффекты, например, когда некоторые антидепрессанты затрудняют или делают невозможным испытывать оргазм, делая мозг неспособным отключить поток определенных гормонов, обычно связанных с положительными эмоциями, но необходимо внезапно блокировать в течение коротких периодов времени, чтобы оргазм произошел.[нужная цитата] также говорится, что такие лекарства притупляют как «максимумы, так и минимумы», высасывая, для некоторых людей, ценную, вдохновляющую энергию из жизни. Однако, взвешивание плюсов и минусов таких ситуаций является чем-то разным для каждого человека, и во многих случаях опасности естественно низкой эмоциональной безопасности могут быть хуже, чем побочные эффекты соответствующих лекарств, особенно когда человек самоубийствен [7].
Есть много философий, которые понимают эмоциональную безопасность как продукт мировоззрения. Такие идеологии утверждали бы, что есть более безопасные шаги, чем медицина, которые можно предпринять, чтобы повысить свою эмоциональную безопасность. Эти варианты могут варьироваться от программ Самопомощи, лечения наркомании и психотерапии до физических упражнений и духовной или религиозной преданности. В то время как эмоционально неуверенные люди могут чувствовать себя вялыми, иногда их лучший вариант-увеличить свои эндорфины через упражнения; хотя они могут бояться отказа, это может привести к нездоровому одиночеству, которое единственный способ преодолеть-риск отказа, пытаясь завести знакомства. Такие практики, как йога и буддизм, пропагандируют воздержание от веществ, изменяющих сознание; йога-это физическая, ментальная и духовная практика или дисциплина для достижения ясности ума и безопасности отношения через обучение и дисциплинирование тела[1], в то время как буддизм по сути является практикой, предназначенной для решения страданий.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы