Введение в языкознание Курсовая с практикой Иностранные языки

Курсовая с практикой на тему Психолингвистика: проблемы и методы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения психолингвистики 6
1.1. Основы психолингвистики 6
1.2. Основные области современной психолингвистики 10
Глава 2. Анализ основных проблем психолингвистики 13
2.1. Фундаментальные проблемы современной психолингвистики 13
2.2. Проблема речевой деятельности как предмет исследования психолингвистики 16
Заключение 23
Список используемой литературы 25

 

  

Введение:

 

Психолингвистика возникла из-за интереса к теоретическим проблемам, таким как: образ мира, языковое сознание, вербальная и невербальная коммуникация, процессы категоризации, понимание и восприятие речи, а также к практическим проблемам: речевое воздействие, языковые нарушения, обучение иностранному языку, вербальная суггестия, вопросы логопедии, компьютерный перевод. В становлении науки выделяют несколько этапов:
1. Психолингвистические идеи до возникновения психолингвистики.
2. Психолингвистика первого поколения (50-е гг. Как отдельная наука она возникла в 1953 году на научном семинаре в Индиане. Вдохновителями этого семинара были два психолога с мировым именем – Ч. Осгуд и Д. Кэролл).
3. Психолингвистика второго поколения. (60-е гг., Н. Хомский и Дж. Миллер.
4. Психолингвистика третьего поколения (Сформировалась в середине 1970-х гг. Она связана в США с именем Дж. Верча, в отечественной науке обязана Л.С. Выготскому, А.Р. Лурия и А.Н. Леонтьеву).
Разнообразные направления в современной психолингвистике рассматривают ее объект, то есть конкретные речевые события, через «призму» различных фреймов. Однако в каждом случае, в независимости от методологического подхода к речи, который диктует нам тот либо другой фрейм, утверждал А. Леонтьев, в структуре данного фрейма обязательно либо, как правило, представлены следующие характеристики:
а) процессуальность;
б) субъект речи;
в) объект речи; г) адресат;
д) мотив или потребность;
е) интенция или речевое намерение;
ж) цель;
з) содержание или предмет речевого общения; и) языковые или семиотические средства
Так, А. Леонтьев приходит к объекту психолингвистики: «объектом психолингвистики, как бы его ни понимать, всегда является совокупность речевых событий или речевых ситуаций». И этот объект – общий у нее с лингвистикой и другими «речеведческими» науками.
В структуре современной психолингвистики выделяются: рефлексивная психолингвистика, психолингвистика развития, этнопсихолингвистика и др.
Актуальность работы. На современном этапе развития психолингвистика решает свои вопросы, тесно взаимодействуя с другими областями наук, при этом часто выходит за рамки своей области изучения. Это говорит о том, что психолингвистика является теперь частью междисциплинарной когнитивной науки. Заинтересовавшись сначала синтаксической составляющей языка, психологи вскоре переходят к изучению других его вопросов.
Сейчас изучаемый психолингвистикой круг проблем значительно расширился, по сравнению с прошлыми десятилетиями. В круг исследуемых вопросов входят понимание дискурса, вопросы лексики, ее анализ, овладение языком и связанные с этим вопросом исследования, это вопросы о характере знания и структуре ментальных представлений. Хорошие результаты достигнуты в области чтения, нарушений в языковой деятельности и др. Это часто происходит вследствие взаимодействия в когнитивной науке различных дисциплин, преимущества такого взаимодействия очевидны.
Объект исследования – психолингвистика.
Предмет исследования – проблемы и методы психолингвистики как науки.
Цель исследования – изучить основные проблемы и методы психолингвистики
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
1. рассмотреть проблемы классификации понятийно-терминологического аппарата психолингвистики;
2. проанализировать фундаментальные проблемы современной психолингвистики;
3. выделить фундаментальные проблемы современной психолингвистики;
4. рассмотреть проблему речевой деятельности как предмет исследования психолингвистики.
Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.
Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных исследователей.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, можно сделать вывод, что в первое время существования психолингвистики в России ее часто рассматривали как область знания, которая лежит «на стыке» психологии и лингвистики. По сути это было связано с приблизительным, неточным представлением о системе наук вообще и об их взаимоотношениях — в частности.
В современной же науке психолингвистика – это самостоятельное понятие. У данной теории имеются собственные принципиальные положения, которые касаются логической структуры и процесса научного исследования в целом.
Предмет психолингвистик – это соотношение личности со структурой и функциями речевой деятельности, с одной стороны, и языком как основной «образующей» образа мира человека, с иной.
Основатель психолингвистики – это создатель научной лингвистики – Вильгельм фон Гумбольдт. Именно ему принадлежит идея речевой деятельности и понимания языка как связанного звена между социумом. При этом он изучал язык лишь как индивидуально — психологическое образованию.
Механизм индивидуальной речевой деятельности Г. Штейнгаль, понимал как 3 момента действующие при говорении: органическая механика, психическая механика и подлежащие выражение. Цель, же речи, представление и отражение содержания при помощи психической и органической механики.
В современной психолингвистической науке все большую популярность приобретает понятие предметного знания. Данное понятие обретает новую жизнь из-за активизации исследований полушарий головного мозга.
Таким образом, между образом мира, между образом мира и реальными поступками человека стоит – личность. Язык же, является важным ориентиром человека при его деятельности в мире. Другими словами, диалог человека с миром – язык личности.
Язык же и есть путеводитель по дороге к себе. Однако, не смотря на все открытия и продвижения, в современности психолингвистика нуждается в притоке новых идей. И большинство понятий психолингвистики остаются до конца не изученными
Итак, психолингвистика, возникшая сравнительно недавно, претерпела некоторые изменения в ходе своего становления и развития в самостоятельную дисциплину и продолжает динамично развиваться в настоящее время. Психолингвистика включает и естественнонаучный, и социальный подходы. На изучаемые психолингвистикой проблемы и вопросы большое влияние оказали смежные дисциплины, например, общая лингвистика, социолингвистика, прикладная лингвистика, психология и др. Нужно отметить, что большой интерес к изучению процессов овладения языком возникает во многом благодаря явлениям глобализации мировой культуры, интеграции различных культур и языков, появлению глобальной сети Интернет.
Но цели психолингвистики остаются неизменными на протяжении всего времени своего формирования как науки: определение и трактовка специфики деятельности языка с позиции психологии, учитывая комплексное взаимодействие большого количества внешних и внутренних причин. Обязательное условие – вовлеченность человека в социально-культурные взаимодействия. Психолингвистика развивается как интегративная наука для решения возникающих в связи с целями задач. Это связано с анализом и изучением большого количества теоретических и практических проблем, которые отображаются во многих областях деятельности человека.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения психолингвистики
1.1. Основы психолингвистики

Мировая культура претерпевает глобализацию процессов, происходят массовые миграции народов и расширение ареалов взаимного проникновения культур и разных языков.
Широкое использование компьютерной сети интернет в повседневной жизни стали остро способствовать проявлению интереса людей к исследованию и изучению определенных процессов овладения иностранным языком.
Психолингвистика переживает в настоящее время очень ответственный период целостного анализа накопленных научных и экспериментальных данных и формирования новых концептуальных принципов и подходов к изучению основного предмета – речевой деятельности и знаков языка, как основного средства ее осуществления . Психолингвистика – наука довольно молодая наука.
В нашей стране и за рубежом она появилась примерно в одно и то же время; в конце 50-х – начале 60-х годов 20-го века. Создателем советской школы психолингвистики стал А.А. Леонтьев . Основанное им научное направление опиралось в основном на результаты отечественной психологии, на концепциях, положениях, разработанными Л.С. Выготским и его учениками, соратниками.
На сегодняшний день психолингвистика наиболее насыщенно развивается в направлении социальной психологии и социолингвистики. Ее интересы находятся в определении психологических особенностей взаимосвязи языкового знания и социальной деятельности человека, социального бытия и быта языковых личностей.
Здесь основой становится работы другого отечественного исследователя – М.М. Бахтина, который еще в 20-е годы пытался определить так называемый «социологический метод» в языкознании .
Психолингвистику не следует рассматривать как отчасти лингвистику и отчасти – психологию.
Психолингвистика – дисциплина, которая располагается на границе психологии и лингвистики, она изучает обусловленность процессов речи и ее восприятия структурой соответствующего языка, изучает взаимоотношение языка, мышления и сознания .
Психолингвистика является объединенной наукой, которая относится к дисциплинам лингвистическим, поскольку изучает язык и одновременно к дисциплинам психологическим, поскольку она изучает его как психический феномен.
Так как языкзнаковая система, обслуживающая социум, то психолингвистика входит и в круг дисциплин, изучающих социальные коммуникации, в том числе оформление и передачу информации.
Психолингвистика – область лингвистики, изучающая язык первоначально как феномен психики. С точки зрения психолингвистики, язык существует в той области, в которой существует внутренний мир говорящего и слушающего, пишущего и читающего.
Именно поэтому психолингвистика не занимается исследованием «мертвых» языков – таких, как старославянский или греческий, где исследователям доступны для изучения лишь тексты, но не психические миры их создателей .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы