Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Психолингвистические закономерности речевого онтогенеза

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1.
Теоретические основы исследования речевого онтоген. 5

1.1.   Исследование онтогенеза речи в
зарубежной психолингвистике. 5

1.2.
Исследование онтогенеза в отечественной психолингвистике. 9

Глава 2.
Влияние взрослой речи на развитие речи в онтогенезе. 20

2.1. Роль
взрослого в освоении речи детьми. 20

2.2. Беби-ток
как особая форма языка. 24

Заключение. 31

Список
литературы.. 34

  

Введение:

 

Сегодня
вопрос развития речи в онтогенезе все больше интересует современных лингвистов.
Они обращаются к данной реалии с  позиции
двух направдений – с одной стороны речь идет о том языке, при помощи которого
мать общается с ребенком, с другой же – о языке самого ребенка и становлении
его речевого развития.

В
основе  развития речи в онтогенезе лежит
диалог между родителями или опекуном и младенцем. Младенец не всегда должен
отвечать полными или почти полными лингвистическими единицами, во время данного
взаимодействия, но контекст диалога имеет решающее значение для ребенка.  По мере совершенствования коры головного мозга
и речевого аппарата, ребенок начинает производить более взрослые высказывания, общение
между собеседниками становится более сбалансированным, синтаксически и
фонологически, но не обязательно семантически / функционально.

Актуальность
данной работы раскрывается через исследование природы феномена развития речи с
точки зрения функций, которую выполняет речь и ее развития с позиции
психолингвистики.

Цель данной
работы –  психолингвистическое
исследование феномена развития речи в онтогенезе. В соответствии с поставленной
целью необходимо решить ряд задач:

1.               
Рассмотреть суть развития речи в
онтогенезе

2.               
Выявить особенности взгляда на развитие
речи в онтогенезе в отечественной науке

3.               
Проанализировать роль взрослого в
становлении речи

4.               
Выявить роль бэби-ток в развитии речи

Объект исследования
– развитие речи в онтогенезе 

Предмет исследования
  основные психологические
закономерности на развитие речи в онтогенезе

Гипотеза исследования
онтогенетическое развитие речи у большинства нормотипичных детей будет
развиваться примерно одинаково.

Методы
исследования: теоретический анализ лингвистической литературы, классификация и
систематизация фактического материала.

Структурно
работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Суммируя
выводы, к которым мы пришли, следует выделить следующие:


В конце XX века изменения, произошедшие во взглядах на язык как на коммуникативную,
а не только формальную систему; 
признание влияния взрослых людей на ход усвоения родного языка ребенком,
равно как выявление активной позиции самого ребенка в овладении языком
способствовали осознанию того факта, что эмпирические модели развития речи в
большей степени, чем нативистская концепция, отражают реальный процесс
становления речи в онтогенезе. В настоящее время недостаточность и
формально-лингвистического подхода, и генеративного подхода к исследованию
детской речи осознается, если не всеми, то большинством исследователей.

      На основании проведенных исследований
стало возможным говорить о том, что дети не только получают богатый и
информативный «инпут», но они способны использовать его для развития своих
речевых умений. Формирование речи у ребенка есть продукт взаимодействия
индивида и его окружения — предметного и социального. Ребенок овладевает языком
разными путями, поэтому самого ребенка следует рассматривать не как пассивный
инструмент, на-правляемый врожденными структурами или средой, а как активную и даже
творческую личность.

      Полученные данные позволяют рассматривать
речевой онтогенез как сложнейший процесс, осуществляющийся в разных, но
одновременно тесно взаимодействующих плоскостях. В этой связи важнейшей задачей
психолин-гвистических исследований в области речевого онтогенеза становится
изучение формирования, развития и функционирования психолингвистических
механизмов, связанных с процессом усвоения родного языка в детском возрасте,
выявление изменений, которые происходят в когнитивной способности ребенка и его
готовности к усвоению языка.

      Проведенный в данном разделе работы анализ
основных тенденций в изучении речевого онтогенеза, наблюдающихся в зарубежных
исследованиях последних десятилетий, свидетельствует о том, что интерактивный
подход к изучению влияния родительской речи (речи взрослых) на овладение родным
языком детьми нуждается в более широком осмыслении самой интеракции и не должен
ограничиваться, как отмечает Дж. Пайн, привлечением только конверсационных
моделей (conversational model) взаимодействия взрослого и ребенка. Поскольку с
первых шагов своего существования в социальном мире ребенок вовлечен во
взаимодействие, коммуникацию и общение с окружающими его взрослыми людьми и
другими детьми, то при осмыслении проблем речевого онтогенеза следует
привлекать модели деятельностного взаимодействия родителей и детей, а также
детей разного возраста и детей-сверстников друг с другом.

На
современном этапе наших знаний о детской речи и речевом онтогенезе мы вправе
осмысливать процесс усвоения родного языка ребенком более широко, т.е. не
только с точки зрения способности и умений ребенка понимать и продуцировать
правильные грамматические единицы и языковые структуры, но и с точки зрения
развития у ребенка умений и навыков к речевому взаимодействию и диалогическому
общению с окружающими.

Таким образом, одной из
основных задач современной теории речевого онтогенеза становится изучение
речевого взаимодействия детей (его форм, особенностей) с окружающими как
необходимой составляющей процесса формирования и развития речи в детском
возрасте. Если исходить из известного положения школы Л.С. Выготского -А.Н.
Леонтьева, согласно которому между внешней действительностью и сознанием
человека есть промежуточная реальность — предметно-практическая деятельность
людей, порождающая все формы их социальной коммуникации, в том числе и речь как
средство общения, — то истоки решения данной проблемы следует искать в
социальных формах деятельности ребенка и прежде всего во взаимодействии и
отношениях ребенка со взрослыми и другими детьми.
 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1.
Теоретические основы исследования речевого онтоген

 

1.1.        
Исследование онтогенеза речи в зарубежной психолингвистике

 

Исследования
в области речевого онтогенеза, начавшиеся в 60-е годы XX века и направленные
прежде всего на изучение грамматического компонента языковой способности
человека, имели в качестве основной цели поиск доказательств или, наоборот,
опровержения положения теории порождающей грамматики Н. Хомского о том, что
овладение языком есть процесс актуализации врожденных грамматических структур и
правил [4, 5,7]. Считалось, что врожденные правила составляют универсальную
грамматику языка, направляют первые этапы языкового развития ребенка и являются
причиной столь быстрого и успешного овладения языком в детском возрасте. С
точки зрения последователей Н. Хомского, «разрыв между тем, что предстает
ребенку в речи, которую он слышит вокруг себя, и лингвистической системой,
которую он конструирует и воссоздает, настолько велик, что процесс овладения
родным языком детьми можно объяснить, только если предположить, что дети
оперируют знанием принципов грамматики» [4]. Под влиянием ТПГ в исследованиях
онтогенеза речи в течение нескольких десятилетий происходило постепенное
смещение фокуса исследовательского интереса от изучения словаря ребенка и
звуковой стороны его речи к изучению грамматики и синтаксиса, а позднее —
семантики детской речи.

Вышедшие
в 60-е годы работы американских психолингвистов М. Брейна [4], В. Миллера, С.
Эрвин оказали большое влияние на дальнейшие исследования, вызвав активный
интерес к синтаксическим явлениям в речи детей. Указанные исследования наметили
основные черты формально-синтаксического анализа высказываний применительно к
речевому онтогенезу.

Этот
анализ стал строиться в виде описания последовательно сменяющих друг друга
коммуникативно-языковых систем, которые рассматривались с точки зрения ее
собственной специфики, без привлечения категорий «взрослой» грамматики. Подход
к анализу конкретного материала состоял в том, чтобы «исследовать языковое
развитие горизонтально, т.е. рассматривать специфические коммуникативные
системы, отвечающие потребностям ребенка на данном этапе его развития» [3].
Используя дистрибутивные процедуры, исследователи выделили в детских двусловных
высказываниях на основании позиции слов, их частотности и совместной
встречаемости два класса слов, играющих разную роль в формальной организации
высказывания.

 Это — «опорные слова» или, по М. Брейну,
«pivot words», сравнительно небольшой класс слов, которые обычно занимают
первую позицию в высказывании, и довольно большой «открытый класс слов» («open
words»), присоединяющихся к опорным словам. По мнению исследователей, ранняя
грамматика двухкомпо-нентных высказываний детей может быть описана как
содержащая эти два класса слов. Д. Слобин пишет, что с точки зрения такого
анализа языковой системы ребенка в ней присутствуют только два класса слов, хотя
эти слова принадлежат к разным классам, выделяемым при анализе речи взрослых
(например, прилагательные, существительные и т.п.)

В
литературе отмечаются недостатки данного подхода к анализу ранних высказываний
ребенка. М. Боверман [4] указывает на существование случаев, которые не
укладываются в классификацию pivot-конструкций.

Например,
некоторые слова, которые могут быть классифицированы как опорные, возникают в
речи ребенка либо в другой позиции, либо с другими опорными словами, а не со
словами из открытого класса. Другое замечание состоит в следующем: поскольку
описываемая «грамматика» детского языка совершенно не похожа на грамматику
взрослой речи, то исследователи сталкиваются с проблемой объяснения, каким
образом ребенок оставляет «опорную грамматику» и переходит к «грамматике
взрослого» [4].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы