Курсовая с практикой на тему Психолингвистические закономерности речевого онтогенеза
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические основы исследования речевого онтоген. 5
1.1. Исследование онтогенеза речи в
зарубежной психолингвистике. 5
1.2.
Исследование онтогенеза в отечественной психолингвистике. 9
Глава 2.
Влияние взрослой речи на развитие речи в онтогенезе. 20
2.1. Роль
взрослого в освоении речи детьми. 20
2.2. Беби-ток
как особая форма языка. 24
Заключение. 31
Список
литературы.. 34
Введение:
Сегодня
вопрос развития речи в онтогенезе все больше интересует современных лингвистов.
Они обращаются к данной реалии с позиции
двух направдений – с одной стороны речь идет о том языке, при помощи которого
мать общается с ребенком, с другой же – о языке самого ребенка и становлении
его речевого развития.
В
основе развития речи в онтогенезе лежит
диалог между родителями или опекуном и младенцем. Младенец не всегда должен
отвечать полными или почти полными лингвистическими единицами, во время данного
взаимодействия, но контекст диалога имеет решающее значение для ребенка. По мере совершенствования коры головного мозга
и речевого аппарата, ребенок начинает производить более взрослые высказывания, общение
между собеседниками становится более сбалансированным, синтаксически и
фонологически, но не обязательно семантически / функционально.
Актуальность
данной работы раскрывается через исследование природы феномена развития речи с
точки зрения функций, которую выполняет речь и ее развития с позиции
психолингвистики.
Цель данной
работы – психолингвистическое
исследование феномена развития речи в онтогенезе. В соответствии с поставленной
целью необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть суть развития речи в
онтогенезе
2. Выявить особенности взгляда на развитие
речи в онтогенезе в отечественной науке
3. Проанализировать роль взрослого в
становлении речи
4. Выявить роль бэби-ток в развитии речи
Объект исследования
– развитие речи в онтогенезе Предмет исследования
– основные психологические
закономерности на развитие речи в онтогенезе
Гипотеза исследования –
онтогенетическое развитие речи у большинства нормотипичных детей будет
развиваться примерно одинаково.
Методы
исследования: теоретический анализ лингвистической литературы, классификация и
систематизация фактического материала.
Структурно
работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Суммируя
выводы, к которым мы пришли, следует выделить следующие:
—
В конце XX века изменения, произошедшие во взглядах на язык как на коммуникативную,
а не только формальную систему;
признание влияния взрослых людей на ход усвоения родного языка ребенком,
равно как выявление активной позиции самого ребенка в овладении языком
способствовали осознанию того факта, что эмпирические модели развития речи в
большей степени, чем нативистская концепция, отражают реальный процесс
становления речи в онтогенезе. В настоящее время недостаточность и
формально-лингвистического подхода, и генеративного подхода к исследованию
детской речи осознается, если не всеми, то большинством исследователей.
— На основании проведенных исследований
стало возможным говорить о том, что дети не только получают богатый и
информативный «инпут», но они способны использовать его для развития своих
речевых умений. Формирование речи у ребенка есть продукт взаимодействия
индивида и его окружения — предметного и социального. Ребенок овладевает языком
разными путями, поэтому самого ребенка следует рассматривать не как пассивный
инструмент, на-правляемый врожденными структурами или средой, а как активную и даже
творческую личность.
— Полученные данные позволяют рассматривать
речевой онтогенез как сложнейший процесс, осуществляющийся в разных, но
одновременно тесно взаимодействующих плоскостях. В этой связи важнейшей задачей
психолин-гвистических исследований в области речевого онтогенеза становится
изучение формирования, развития и функционирования психолингвистических
механизмов, связанных с процессом усвоения родного языка в детском возрасте,
выявление изменений, которые происходят в когнитивной способности ребенка и его
готовности к усвоению языка.
— Проведенный в данном разделе работы анализ
основных тенденций в изучении речевого онтогенеза, наблюдающихся в зарубежных
исследованиях последних десятилетий, свидетельствует о том, что интерактивный
подход к изучению влияния родительской речи (речи взрослых) на овладение родным
языком детьми нуждается в более широком осмыслении самой интеракции и не должен
ограничиваться, как отмечает Дж. Пайн, привлечением только конверсационных
моделей (conversational model) взаимодействия взрослого и ребенка. Поскольку с
первых шагов своего существования в социальном мире ребенок вовлечен во
взаимодействие, коммуникацию и общение с окружающими его взрослыми людьми и
другими детьми, то при осмыслении проблем речевого онтогенеза следует
привлекать модели деятельностного взаимодействия родителей и детей, а также
детей разного возраста и детей-сверстников друг с другом.
На
современном этапе наших знаний о детской речи и речевом онтогенезе мы вправе
осмысливать процесс усвоения родного языка ребенком более широко, т.е. не
только с точки зрения способности и умений ребенка понимать и продуцировать
правильные грамматические единицы и языковые структуры, но и с точки зрения
развития у ребенка умений и навыков к речевому взаимодействию и диалогическому
общению с окружающими.
Таким образом, одной из
основных задач современной теории речевого онтогенеза становится изучение
речевого взаимодействия детей (его форм, особенностей) с окружающими как
необходимой составляющей процесса формирования и развития речи в детском
возрасте. Если исходить из известного положения школы Л.С. Выготского -А.Н.
Леонтьева, согласно которому между внешней действительностью и сознанием
человека есть промежуточная реальность — предметно-практическая деятельность
людей, порождающая все формы их социальной коммуникации, в том числе и речь как
средство общения, — то истоки решения данной проблемы следует искать в
социальных формах деятельности ребенка и прежде всего во взаимодействии и
отношениях ребенка со взрослыми и другими детьми.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.
Теоретические основы исследования речевого онтоген 1.1. Исследование онтогенеза речи в зарубежной психолингвистике Исследования
в области речевого онтогенеза, начавшиеся в 60-е годы XX века и направленные
прежде всего на изучение грамматического компонента языковой способности
человека, имели в качестве основной цели поиск доказательств или, наоборот,
опровержения положения теории порождающей грамматики Н. Хомского о том, что
овладение языком есть процесс актуализации врожденных грамматических структур и
правил [4, 5,7]. Считалось, что врожденные правила составляют универсальную
грамматику языка, направляют первые этапы языкового развития ребенка и являются
причиной столь быстрого и успешного овладения языком в детском возрасте. С
точки зрения последователей Н. Хомского, «разрыв между тем, что предстает
ребенку в речи, которую он слышит вокруг себя, и лингвистической системой,
которую он конструирует и воссоздает, настолько велик, что процесс овладения
родным языком детьми можно объяснить, только если предположить, что дети
оперируют знанием принципов грамматики» [4]. Под влиянием ТПГ в исследованиях
онтогенеза речи в течение нескольких десятилетий происходило постепенное
смещение фокуса исследовательского интереса от изучения словаря ребенка и
звуковой стороны его речи к изучению грамматики и синтаксиса, а позднее —
семантики детской речи.
Вышедшие
в 60-е годы работы американских психолингвистов М. Брейна [4], В. Миллера, С.
Эрвин оказали большое влияние на дальнейшие исследования, вызвав активный
интерес к синтаксическим явлениям в речи детей. Указанные исследования наметили
основные черты формально-синтаксического анализа высказываний применительно к
речевому онтогенезу.
Этот
анализ стал строиться в виде описания последовательно сменяющих друг друга
коммуникативно-языковых систем, которые рассматривались с точки зрения ее
собственной специфики, без привлечения категорий «взрослой» грамматики. Подход
к анализу конкретного материала состоял в том, чтобы «исследовать языковое
развитие горизонтально, т.е. рассматривать специфические коммуникативные
системы, отвечающие потребностям ребенка на данном этапе его развития» [3].
Используя дистрибутивные процедуры, исследователи выделили в детских двусловных
высказываниях на основании позиции слов, их частотности и совместной
встречаемости два класса слов, играющих разную роль в формальной организации
высказывания.
Это — «опорные слова» или, по М. Брейну,
«pivot words», сравнительно небольшой класс слов, которые обычно занимают
первую позицию в высказывании, и довольно большой «открытый класс слов» («open
words»), присоединяющихся к опорным словам. По мнению исследователей, ранняя
грамматика двухкомпо-нентных высказываний детей может быть описана как
содержащая эти два класса слов. Д. Слобин пишет, что с точки зрения такого
анализа языковой системы ребенка в ней присутствуют только два класса слов, хотя
эти слова принадлежат к разным классам, выделяемым при анализе речи взрослых
(например, прилагательные, существительные и т.п.)
В
литературе отмечаются недостатки данного подхода к анализу ранних высказываний
ребенка. М. Боверман [4] указывает на существование случаев, которые не
укладываются в классификацию pivot-конструкций.
Например,
некоторые слова, которые могут быть классифицированы как опорные, возникают в
речи ребенка либо в другой позиции, либо с другими опорными словами, а не со
словами из открытого класса. Другое замечание состоит в следующем: поскольку
описываемая «грамматика» детского языка совершенно не похожа на грамматику
взрослой речи, то исследователи сталкиваются с проблемой объяснения, каким
образом ребенок оставляет «опорную грамматику» и переходит к «грамматике
взрослого» [4].