Курсовая с практикой Педагогика/Психология Специальная психология

Курсовая с практикой на тему Психо-коррекционная работа по коррекции наглядно образного мышления у детей дошкольного возраста с ЗПР.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты психолого-педагогической коррекции наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 6
1.1. Направленность программы 6
1.2. Показание к применению программы 7
1.3. Обоснование содержания программы 7
1.4. Продолжительность программы и количество занятий 7
1.5. Этапы реализации программы 8
1.6. Цель и задачи программы 9
1.7. Ожидаемые результаты 9
1.9. Программа занятий 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26

  

Введение:

 

В познавательной деятельности детей дошкольного возраста отечественные психологи выделяют ведущую роль наглядно-образного мышления (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Н.А. Менчинская, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, и др.).
Актуальность данного исследования заключается в том, что изучение наглядно-образного мышления дошкольников имеет теоретические и практические ценности относительно закономерностей его индивидуального развития. Возможность создавать изображения и использовать их — свойства человеческого интеллекта. Наглядно-образное мышление дает возможность создавать изображения на основе визуального материала, модифицировать их в различных условиях, свободно изменять и создавать новые изображения. Однако у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в формировании умственной деятельности наблюдается заметное отставание в развитии мышления. В специальной психологии особенности мышления детей с этим нарушением развития достаточно хорошо изучены и описаны (Т.А. Власовой [1], Г.И. Жаренковой [4], А.А. Люблинской [6], В.Б. Никишиной [8], М.С. Певзнером [11, 12], Е.А. Стреблевой [19]).
Исследователи отмечают специфику мышления детей 6-7 лет с задержкой психического развития, недостаточным развитием умственных операций, их лучшей продуктивностью в предметно-сенсорной форме, чем в словесной [16]. Также мышление детей с задержкой психического развития характеризуется медлительностью, инертностью, инертностью, стереотипностью; неразвитость таких процессов, как абстракция и обобщение; трудности в установлении причинно-следственных связей, разработка общих понятий [18]. Однако с задержкой психического развития, в отличие от умственной отсталости, существует гораздо больший потенциал в преодолении выявленных недостатков мышления. Таким образом, у старших дошкольников с задержкой психического развития наглядно-образное мышление остается ведущим [21].
Существует противоречие между признанием дошкольного возраста как чувствительного периода в развитии наглядно-образного мышления, с одной стороны, и отсутствием научных и методических рекомендаций по развитию у старших дошкольников с задержкой психического развития в процессе коррекционно-педагогической работы, с другой стороны.
Задача исследования состоит в определении содержания, методов и средств коррекции наглядно-образного мышления у детей седьмого года жизни с задержкой психического развития.
Объект исследования: процесс развития наглядно-образного мышления у детей седьмого года жизни с задержкой психического развития.
Предмет исследования: коррекция наглядно-образного мышления у детей седьмого года жизни с задержкой психического развития.
Цель исследования – определить содержание, методы и средства коррекции наглядно-образного мышления у детей с задержкой психического развития.
Задачи исследования.
1. Изучить теоретические основы по проблеме исследования наглядно-образного мышления детей с задержкой психического развития.
2. Выявить уровень развития и специфические нарушения наглядно-образного мышления у детей седьмого года жизни с задержкой психического развития.
3. Определить содержание, методы и средства коррекции нарушений наглядно-образного мышления у детей седьмого года жизни с задержкой психического развития.
В исследовании используются следующие методы: анализ и обобщение психолого-педагогической и дефектологической литературы по проблеме исследования.
Практическая значимость исследования: результаты проведенной работы могут быть использованы воспитателями ДОО, педагогами-психологами, учителями-дефектологами для коррекции нарушений наглядно-образного мышления у детей седьмого года жизни с задержкой психического развития.
Экспериментальная база исследования: детский сад № 198 «Вишенка». В исследование принимали участия дети с задержкой психического развития.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

У детей с ЗПР появляются затруднения при решении задач на классификацию и обобщение, установление причинно-следственных связей на наглядной основе, также страдает умение осуществлять анализ и синтез с помощью наглядного материала. Итак, мы описали коррекционно-развивающие занятия для детей седьмого года жизни с ЗПР, которые были проведены в рамках формирующего эксперимента.
Из полученных результатов мы видим, что большинство детей с задержкой психического развития после коррекционной работы показали хорошие результаты по наглядно-образному мышлению. У детей повысился уровень умения осуществлять анализ и синтез, обобщения и классификации на наглядной основе. Также виден результат в умении устанавливать причинно-следственные связи на наглядной основе.
Таким образом, была разработана программа по развитию наглядно-образного мышления у детей седьмого года жизни с ЗПР.
Методические рекомендации.
1. Создать специальную подобранную систему дидактических игр.
2. Желательно разнообразить дидактические игры, которые направлены на развитие наглядно-образного мышления.
3. Желательно во всех видах детской деятельности стоит использовать игровые упражнения.
3. Развивать умение осуществлять анализ в сюжетных картинках, которые имеют скрытый смысл.
5. Необходимо развить умение сопоставлять схематические изображения с реальными предметами.
6. Желательно включать в игровую деятельность, такие игры, где можно развивать умение классифицировать и обобщать предметы по их свойственным признакам и назначению.
7. Предоставить ребенку многофункциональную среду, где будут расположены разнообразные предметы.
8. Необходимо развивать у ребенка умение давать ответы в развернутом виде.
9. Так же, что бы развивать мышление, можно читать художественную литературу. Развивать умение понимать смысл текста и пересказать его с помощью наводящих вопросов.
10. Стоит побуждать детей делать самостоятельные умозаключения.
11. Использовать дидактические игры, где нужно собрать группу из отдельных предметов.
12. Включать деятельность детей план-схемы, по которым они будут ориентироваться в пространстве, побуждать детей создавать план-схемы самостоятельно.

 

Фрагмент текста работы:

 

Основой для составления коррекционно-развивающей работы, послужили пособия по развитию наглядно-образного мышления у детей с ЗПР, таких авторов, как: Е.А. Стребелева [19], Ю.Г. Трамберг [20], О.А. Солнцевой [17], Е.Ф. Проскура [14], В.И. Лубовского [5]. В своих программах они уделяют большое внимание развитию мыслительных операций (анализ, синтез и др.) у детей с ЗПР. Также при разработке программы мы учитывали ведущую деятельность детей старшего дошкольного возраста (Д.Б. Эльконин [22], Р.С. Немов [7], В.В. Давыдов [3]), выявленные нарушения операций наглядно-образного мышления детей седьмого года жизни с ЗПР (А.В. Петровский [9], Л.В. Кузнецовой [10]) онтогенетический подход к поэтапному формированию операция наглядно-образного мышления и взаимосвязи между ними (П.Я. Гальперин [2]).
Отталкиваясь от образовательной программы: Подготовка к школе детей с задержкой психического развития (Л.Н. Певзнер [12], Н.Н. Поддъяков [13], С.Л. Рубинштейн [15]).
Можно выделить 4 образовательные области: ознакомление с окружающим миром и развитие речи; художественное развитие; подготовка к обучению грамоте; развитие элементарных математических представлений.
По ним и будет разработан перспективный план.
Перспективный план будет составлен на 4 недели. Каждая неделя имеет собственную тему и включает в себя по два занятия.
В коррекционно-развивающей работе по развитию наглядно-образного мышления у детей седьмого года жизни с ЗПР мы использовали такие методы, как демонстрация, беседа, сюжетно-ролевые и дидактические игры, составление рассказов по сюжетным картинкам, а также закрепление эмпирической деятельности в речи.

1.2. Показание к применению программы

Контингентом для реализации данной программы являются дети старшего дошкольного возраста с диагнозом – «задержка психического развития»
Вся коррекционно-развивающая работа проводиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей с задержкой психического развития. В этой коррекционно-развивающей работе создавались оптимальные условия для развития наглядно-образного мышления на занятия при помощи дидактических игр.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы