Курсовая с практикой на тему Психогенетические основы проявления склонности к алкогольной зависимости.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 5
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАСЛЕДОВАНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ.. 9
1.1.
Генеалогический метод психогенетических исследований. 9
1.2.
Психогенетические исследования алкогольной зависимости на примере отдельно
взятой семьи. 17
ВЫВОДЫ
ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ. 24
ГЛАВА
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ НА ПРИМЕРЕ ОТДЕЛЬНО ВЗЯТОЙ
СЕМЬИ.. 26
2.1.
Описание и анализ проявления зависимостей, способностей и склонностей в
родословной моей семьи. 26
2.2.
Прогноз проявления склонности к алкогольной зависимости в потомстве моей семьи. 27
ВЫВОДЫ
ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 37
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 39
ПРИЛОЖЕНИЕ. 42
Введение:
Актуальность темы. Психогенетика является междисциплинарной
областью знаний, которая находится на границе двух наук – психологии (в
частности, дифференциальной психологии) и генетики; предметом психогенетики
является взаимодействие наследственности и среды в формировании межиндивидуальной
вариантности психологических свойств человека (когнитивных и двигательных
функций, темперамента).
В 30-х годах прошлого столетия в
психогенетические исследования стали включать и онтогенез: причем как поэтапный
механизм перехода, так и индивидуальную траекторию развития.
По словам С.Л. Рубинштейна (1946
г): «При перемещении мотивации из области предмета и вещей на уровень
личностно-общественных отношений человеческие действия наделяются ведущим
значением, и такую деятельность принято наделять новым специфическим аспектом.
И это уже не совсем деятельность, это поведение, причем то, о котором
подразумевает любой русский человек, говоря о поведенческих особенностях
личности. Оно в корне отлично от бихевиористического термина «поведение», но
оно сохраняется лишь в области зоопсихологической науки. Единственное, что
отличает поведенческие человеческие особенности от зоологических, это моральные
нормы».
Б.Г. Ананьева также интересовал
вопрос соотношения «поведения» и «деятельности», которое он видел в другом
свете, в частности одно понятие рассматривал как родовое, а другое как общее.
Считая, что на принятие его решения будет лишь влиять то, с какой стороны
изучают человека.
Таким образом, задача
психогенетики — выяснение не только наследственных, но и средовых причин
формирования различий между людьми по психологическим признакам. Результаты
современных психогенетических исследований дают информацию о механизмах
действия среды в такой же, если не в большей, степени, как и о механизмах
действия генотипа.
В общей форме можно утверждать,
что основная роль в формировании межиндивидуальной изменчивости по
психологическим признакам принадлежит индивидуальной (уникальной) среде. Особая
роль ей отводится, когда исследуют личностные и психопатологические признаки.
Причем акцентируют взаимосвязь социоэкономического состояния семьи либо время
обучения и пребывания в школьной среде и результаты, полученные при
тестировании детей в каждом психогенетическом исследовании. Даже такие
формальные характеристики, как параметры семейной конфигурации (количество
детей, порядковый номер рождения, интервал между рождениями), оказываются
небезразличными для индивидуализации ребенка — и в когнитивной, и в личностной
сфере. На этом фоне при проведении эксперимента необходимо учитывать, что в
сходстве членов семьи в психологической сфере имеет различное происхождение,
которое может быть генетическим и средовым. Аналогично, утверждение верно, что
сходство снижается, когда снижается степень родства: обычно это происходит в
случае рассмотрения разных семей, иными словами, уменьшается не только общее
количество родственных генов, но и разная семейная среда.
Это указывает нам на факт того,
что сходство в паре людей снижается, если они связаны дальними родственными
связями; но это не доказательство наличия генетической детерминации в
исследуемом признаке: такие пары имеют более низкую генетическую общность, при
одновременных завышенных средовых различиях. Можно сделать вывод, который
указывает нам на то, что при осуществлении семейного исследования отдельно от
других методов не приемлемо, поскольку обладает очень низкой разрешающей
способностью, не давая «надежности» при разделении генетического и средового
компонентов психологических признаков.Споры, о том является ли склонность к
алкогольной зависимости наследственной, и передаётся, ли она на генетическом
уровне ведутся очень давно. Исследованиям в этой области десятки лет в связи, с
чем данная тема имеет высокую актуальность, так как именно в психогенетике
проводилось мало исследований.
Цель исследования: выявить и
проанализировать наследуемость склонности к алкогольной зависимости на примере
отдельно взятой семьи
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ отечественной и
зарубежной научной литературы по теме исследования.
2. Осуществить опрос родственников на выявление
склонности к алкогольной зависимости, составление легенды.
3. В процессе опроса выявить проявление у
родственников склонности к алкогольной зависимости.
4. Изобразить собранный в процессе опроса материал
в виде схемы родословной моей семьи.
5. Осуществить анализ и интерпретацию полученных
результатов на примере родословной моей семьи.
6. Проанализировать наследуемость выявленных
склонностей к алкогольной зависимости в родословной моей семьи.
Объект исследования: Склонность к
алкогольной зависимости личности
Предмет исследования: Наследование
склонности к алкогольной зависимости с применением генеалогического метода на
примере отдельно взятой семьи.
Гипотеза исследования: Передача
склонности к алкогольной зависимости через поколения Методологическая основа
исследования:
Генеалогический анализ применялся в исследованиях Ф. Гальтона, А. Юта, Н.
Павленко, В. Янина, А. Аксенова, М. Бычкова и других.
Особенности передачи склонности к алкогольной зависимости из поколения в
поколение исследовались в работах Д. Гудвина, В. Альтшулера, И. Павлова, Е.
Юрьева, Л. Бердина и других.
Для решения поставленных задач и
проверки сформулированных гипотез применялись следующие методы:
1) анализ и обобщение
литературных источников;
2) беседа с родственниками,
генеалогический метод
3) методы интерпретации
полученных данных.
В процессе исследования был
использован генеалогический метод.
Эмпирическая база исследования.
В качестве респондентов были
использованы члены моей семьи, которые были опрошены на предмет родственных
связей и выявление склонности к алкогольной зависимости.
Основные этапы проведения
эмпирического исследования.
1. На первом этапе был осуществлён теоретический
анализ актуальной для нас темы исследования.
2. На втором этапе был осуществлён опрос родственников
на выявление склонности к алкогольной зависимости в родословной моей семьи
исследований,
3. На третьем этапе был осуществлен исследований,
собранный материал был изображен схематично в виде значков с нанесением
выявленных психологических особенностей разным цветом
4. На четвертом этапе был осуществлён анализ
полученных результатов и сделан краткий анализ выявленных склонностей и
зависимостей.
Структура курсовой работ:
Курсовая работа состоит из двух
глав, введения, выводов, заключения и приложения. Объём работы — ….страниц
Заключение:
Ответственность за алкогольную зависимость имеет как генетические, так и
экологические факторы, которые действуют независимо и согласованно.
Родственники пострадавших первой степени подвержены повышенному в 2-8 раз риску
алкогольной зависимости. Исследования усыновления и исследования близнецов
выяснили, что эта семейная кластеризация алкогольной зависимости в значительной
степени обусловлена генетическими факторами. В большинстве последних
исследований эти наследуемые влияния объясняют 50-80% индивидуальных различий в
ответственности к алкогольной зависимости.
В попытке разоблачить специфические геномные факторы, влияющие на
алкогольную зависимость, ученые использовали обширный геномный инструментарий
для решения этой проблемы. Крупномасштабные исследования общегеномных
ассоциаций (GWAS) дают значительные перспективы. Генотипируя плотный набор SNP
по всему геному, исследователи имеют возможность идентифицировать со
значительной точностью гены, которые могут привести к неизвестным биологическим
путям, связанным с алкогольной зависимостью.
Стратегии генов-кандидатов часто выявляют значительные ассоциации между
SNP в гене, кодирующем альфа-2-субъединицу рецептора А-γ-аминомасляной кислоты
(GABRA2), основного ингибирующего нейромедиатора в нервной системе человека,
который участвует в поведенческих эффектах алкоголя. Хотя существуют некоторые
исключения, имеются многочисленные положительные сообщения об ассоциации между
SNPs в GABRA2 и фенотипами, связанными с алкоголем и другими веществами.
Проведя анализ собственной семьи, в частности трех поколений я выявила,
что у меня два дедушки, по материнской и отцовской линии имели алкогольную
зависимость, тогда как в ряду последующих поколений эта зависимость уже не
проявлялась. Хотя стоит заметить, что мои родители могли быть носителями это
аллеля (гена), поэтому мы (я и мои братья), также могут быть носителями и
передавать его дальше по поколениям, но проявится ли этот признак или нет, пока
неизвестно.
Поскольку как было сказано выше на проявление алкоголизма в поколениях
влияют не только генетические факторы, но и эпигенетические.
Поэтому в данном конкретном случае гипотеза не подтвердилась.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
НАСЛЕДОВАНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ
1.1. Генеалогический метод в психогенетических исследованиях Психогенетика ищет генетические предпосылки различий между людьми. На 99%
наши ДНК совпадают, люди практически идентичны, но 1%, на который мы
различаемся, имеет огромное значение. Многих исследователей не интересуют
индивидуальные различия, они ставят вопросы о человеческом виде в целом [2].
Но психогенетики ставят вопросы о том, почему у некоторых детей
наблюдаются нарушения чтения, а у других нет, почему у некоторых развивается
шизофрения, а у других нет. Это то, чем занимается психогенетика ― изучает
различия.
На протяжении ста лет психологи предполагали, что единственный значимый
фактор в объяснении различий между людьми — это окружающая среда, в особенности
обстановка, созданная родителями в первые несколько лет жизни ребенка. Это
мнение господствовало с работ Фрейда и далее. Но при помощи психогенетики мы
обнаружили, что разница в ДНК людей объясняет почти половину различий между
ними. Генетика не просто «имеет значение» ― она играет огромную роль почти во
всех областях психологии: психическом здоровье человека, заболеваниях,
когнитивных способностях, развитии личности или школьных достижениях [4].
Долгое время люди считали, что наша личность полностью обусловлена
воспитанием. Природа против окружения — это старый дискуссионный вопрос в
психологии. Психогенетики показали, что природа (гены) очень важна. Сама идея
восходит к началу прошлого столетия, когда были разработаны первые
психогенетические техники: близнецовый метод и исследования семей с приемными
детьми [6].
Около одного процента
всех детей, рождающихся в мире, — это близнецы, и треть из них ― идентичные
близнецы. Их называют монозиготными, так как они развиваются из одной
оплодотворенной яйцеклетки ― зиготы.