Курсовая с практикой на тему Психофизиологические механизмы становления интонационного поля языка на этапе доречевой активности ребенка
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Развитие интонационной стороны речи у младших дошкольников в онтогенезе 6
1.2. Специфика развития интонационной стороны речи у младших дошкольников с речевым недоразвитием 12
1.3. Методические подходы в развитии интонационной стороны речи у младших дошкольников с речевыми нарушениями 14
Выводы по первой главе 16
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО — ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ В СРАВНЕНИИ СО СВЕРСТНИКАМИ С НОРМАЛЬНЫМ РЕЧЕВЫМ РАЗВИТИЕМ 17
2.1. Организация, методы и методика исследования интонационной стороны речи у младших дошкольников 17
2.2. Анализ результатов исследования интонационной стороны речи у младших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием и нормальным развитием речи 25
2.3. Работа логопеда над развитием интонационной стороны речи дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием 30
Выводы по второй главе 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
Введение:
Актуальность исследования определяется необходимостью максимального преодоления дефектов речевого развития у младших дошкольников с недоразвитием речи к началу школьного обучения. Для полноценного овладения грамотой немаловажное значение имеет сформированность интонационной стороны речи.
О.В. Елецкая, Л.А. Кузьмина отмечают, что интонационная сторона речи является неотъемлемой частью речевой деятельности человека. Она представляет собой единство взаимосвязанных компонентов: мелодики, длительности, интенсивности, темпа речи и тембра произнесения. К просодическим компонентам авторы относят темп, ритм, темпо-ритмическую организацию, интонацию, тембральную окраску, ударение.
По мнению Н.И. Жинкина состояние интонационной стороны речи влияет на разборчивость, внятность, эмоциональный рисунок речи. А.Н. Корнев подчеркивает, что для полноценного овладения письмом и чтением особенно необходимы на достаточном уровне сформированные фонематический слух, звукопроизношение, просодические компоненты речи, развитие этих процессов взаимозависимы. Вместе с тем, у детей с фонетико фонематическим недоразвитием (далее ФФН) в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение, различение звуков и недостаточна развита просодика, это обусловливает специфические затруднения в овладении процессами чтения и письма с началом обучения в школе.
Исследованиями просодических компонентов у детей с фонетико – фонематическим нарушением речи, имеющих сопутствующий клинический диагноз дизартрию, ринолалию и заикание, занимались многие исследователи (Е.Ф. Архипова, Каше Г.А., Хватцев М.Е., Левина Р.Е., Филичева Т.Б., Туманова Т.В. и др.). При этом в литературе, ощущается дефицит работ, по изучению интонационной стороны речи у дошкольников с фонетико – фонематическим недоразвитием, не имеющих сопутствующих клинических диагнозов. Чаще всего такие исследования проводились в рамках изучения звуковой стороны речи в целом (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.). По нашему мнению, отдельное изучение интонационной стороны речи у младших дошкольников расширит представления о симптомокомплексе нарушений речи при фонетико–фонематическим недоразвитием, что чрезвычайно важно для построения системы логопедической работы в целях профилактики дисграфий и дислексий с началом школьного обучения. Это и определило выбор темы нашего исследования.
Цель исследования: изучить состояние интонационной стороны речи младших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием, и разработать содержание логопедической работы по ее совершенствованию.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме формирования интонационной стороны речи детей дошкольного возраста.
2. Выявить и охарактеризовать особенности сформированности интонационной стороны речи у младших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием в сравнении со сверстниками с нормальным развитием речи.
3. Рассмотреть логопедическую работу над совершенствованием интонационной стороны речи у младших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Объект исследования: интонационная сторона речи младших дошкольников.
Предмет исследования: недостатки интонационной стороны речи у детей седьмого года жизни с фонетико-фонематическим недоразвитием и содержание логопедической работы по ее совершенствованию.
Методы и методика исследования:
1) метод теоретического анализа;
2) диагностический метод;
3) методы количественного и качественного анализа результатов.
База исследования: Базой проведения исследования выступило Муниципальное дошкольное образовательное учреждение.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
Цель нашего исследования заключалась в изучении особенностей интонационной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и разработке рекомендаций для логопедической работы по ее совершенствованию.
Задачами исследования было выявить особенности сформированности интонационной стороны речи у младших дошкольников с фонетико – фонематическим недоразвитием в сравнении со сверстниками с нормальным развитием речи.
Методами нашего исследования являлись метод теоретического анализа психолого-педагогической литературы и логопедическое изучение интонационной стороны речи у младших дошкольников.
На теоретическом уровне была изучена специальная литература, предоставляющая информацию о развитии интонационной стороны речи, систематизировались данные и освещались разные точки зрения на данные проблемы.
Для изучения интонационной стороны речи младших дошкольников использовалась методика Архиповой «Исследование интонационной стороны речи».
Диагностика состояла из трёх разделов.
Целью первого раздела было изучение темпо-ритмической стороны речи, состоял из 3 серий заданий.
Цель второго раздела заключалась в исследовании интонационной выразительности речи, состоял из 6 серий заданий.
Целью третьего раздела была диагностика навыков интонационной саморегуляции речи, состоял из 3 серий заданий.
Мы полагаем, что формирование интонационной стороны речи у детей младшего дошкольного возраста улучшит произносительную, темпо — ритмическую, интонационную сторону речи и её саморегуляцию.
В соответствии с проведенным исследованием в подготовительной группе мы пришли к следующим выводам:
Сходство между детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и детьми с нормальным речевым развитием заключается в том, что в обеих группах встретились дети с нарушением интонационной стороны речи.
Отличие заключалось в том, что в группе с ФФНР наблюдается значительно большее количество детей с нарушением просодики:
низкий уровень темпо – ритмической стороны речи оказался у 3 детей с фонетико – фонематическим недоразвитием, тогда как в группе детей с нормальным речевым развитием таких детей не оказалось;
низкий уровень развития интонационной выразительности речи оказался у 7 детей в группе детей с фонетико – фонематическим недоразвитием, а в группе детей с нормальным речевым развитием таких детей нет;
в исследовании состояния интонационной саморегуляции речи в группе детей с фонетико – фонематическим недоразвитием низкий уровень оказался у 2 детей, тогда как в группе с нормальным речевым развитием таких детей так же не оказалось.
На основе изученной литературы и проведенного исследования нами были разработаны рекомендации логопедической работы над совершенствованием интонационной стороны речи у младших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Целенаправленную работу по формированию интонационной стороны речи у младших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием должна проводиться комплексно во всех образовательных областях, предусмотренных адаптированной основной образовательной программой всем педагогам, работающим с данными детьми, включая в структуру соответствующих занятий как обязательное условие – игры и упражнения на развитие интонационной стороны речи.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Развитие интонационной стороны речи у младших дошкольников в онтогенезе
Речь является инструментом, обеспечивающим эмоциональность и выразительность, её расстройства негативно влияют на коммуникативные процессы, на формирование нервно-психического статуса и общего речевого развития детей [28].
Интонационная сторона речи — это неотъемлемая часть речевой деятельности человека. Она представляет собой единство взаимосвязанных компонентов: мелодики, длительности, интенсивности, темпа речи и тембра произнесения – без которых речь существовать не может. Из звуков речи составляются морфемы, из звуков речи и просодем составляются слова, просодемы придают соединению слов смысл предложения. Следовательно, звуки речи и просодемы – «строительный материал» устной речи. Состояние интонационной стороны речи влияет на разборчивость, внятность, эмоциональный рисунок речи [4, 31, 36].
За счет просодических компонентов можно определить разборчивость и выразительность речи человека, его эмоциональное воздействие в коммуникационном процессе.
Просодика – это интонационно-выразительная окраска речи. Звучащая речь для полного её понимания собеседником должна быть выразительно интонированная. С помощью интонации выявляется смысл речи и ее подтекст. Она усиливает значение слова. Вместе с тем иногда с ее помощью можно придавать высказыванию смысл, противоположный тому, что выражает само слово [31, 36].
В лингвистическом словаре интонация понимается как единство взаимосвязанных компонентов: мелодики, интенсивности, длительности, темпа речи и тембра произношения. В Большом толковом словаре русского языка, интонация – «это звуковая форма высказывания, система модуляций высоты, громкости и тембра голоса, организованная при помощи темпа, ритма и пауз». Однако интонация не только формирует высказывание, но и выявляет его смысл и эмоционально-экспрессивное содержание, служит средством эстетического воздействия на слушателя, по словам Н.И. Жинкина, является «индикатором экспрессии», является одним из важнейших способов самоидентификации и самовыражения человека [3, 28].
Интонация – основная составляющая просодии. Интонация включает в себя несколько акустических компонентов: тон голоса, его тембр, интенсивность, или силу звучания голоса, мелодику, паузы, словесное логическое ударение, темп речи. Эти акустические характеристики интонации зависят от частоты и амплитуды колебания голосовых связок, от степени мускульной напряженности органов речи, от различной скорости смены артикуляций, от эмоционального тонуса [3, 32].
Интонация увеличивает объем сообщения, сообщая не только то, что содержится в тексте, но и то, что в подтексте. Анатомо-физиологическую природу интонации составляют речедвижения, в основе которых лежат модуляции глоточной трубки, влияющие на мощность звуковой речи [15].
Интонация уточняет семантическую сторону речи, выявляет ее эмоциональное содержание и оказывает сильное воздействие на слушателя. Интонация организует смысловую сторону речи при помощи логических интонаций – повествования, перечисления, выделения ударных слов, изменения темпа речи [3, 32].
Интонация выступает в качестве основной части интонационной стороны речи. В нее включены: скорость, паузы, темп, тон, тембр, мелодика речи и логическое ударение [15].