Курсовая с практикой на тему Психо-эмоциональное состояние курсантов военных вузов при несении службы в суточном наряде
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1.1. Психологические проблемы
реализации военнослужащими различных учебно-боевых задач
1.2
Психологическая готовность военнослужащих к несению караульной службы
1.3 Роль
психоэмоциональных состояний военнослужащих при несении караульной службы
2.1.
Организация и методика эмпирического исследования
2.2.
Психоэмоциональные состояния курсантов при несении караульной службы
2.3.
Предложения по гармонизации психоэмоциональных состояний курсантов
Список
используемой литературы
Введение:
Эмоции
необходимы человеку, так как они помогают регулировать его самочувствие или
функциональное состояние. Дефицит эмоций снижает активность центральной нервной
системы и может привести к снижению работоспособности. Чрезмерное влияние
эмоциональных факторов может вызвать состояние нервно-психического стресса и
нарушения высшей нервной деятельности. Оптимальное эмоциональное возбуждение —
это состояние готовности к действиям и ее здоровая реализация/
Под
настроением мы понимаем общее эмоциональное состояние, которое окрашивает
поведение человека в течение длительного времени. Настроение — это
эмоциональная реакция не на непосредственные события, а на их значение для
человека в контексте их общих жизненных планов. Это не особый опыт, посвященный
какому-либо конкретному событию, а общее состояние сарая. Настроение может быть
веселым или грустным, активным или подавленным, возбужденным или угнетенным,
спокойным или злым и т. д. настроение может варьироваться по продолжительности.
Несение
караульной службы в армии является обязанностью солдата, в первую очередь
направленной на обеспечение безопасности военных объектов, техники и
территории, безопасности военнослужащих, а также на развитие у солдата сильных
качеств: дисциплины, выносливости и смелости. Несение нарядов утверждает Указ
Президента РФ «Об утверждении военного положения Вооруженных Сил Российской
Федерации» в 2007 году. Это предполагает наложение определенных обязанностей на
всех военнослужащих — призывников, курсантов военно-учебных заведений, офицеров.
Суточные
наряды закреплены в Законе № 256 о Военно-воздушных силах Вооруженных Сил
Российской Федерации, который гласит, что этот вид служебных обязанностей
направлен на поддержание внутреннего порядка, защиту персонала, военных
объектов, оборудования и имущества воинской части. Перед заступлением все
солдаты должны пройти обучение и инструктаж.
Отношение
к такому виду несения службы различается не только у каждого из курсантов, но и
у каждого в зависимости от эмоционального состояния.
Эмоциональная
сфера в структуре личности у разных людей может иметь разный удельный вес. Он
будет большим или меньшим в зависимости от темперамента человека и, прежде
всего, от того, насколько глубоки его переживания. Однако ключевые моменты в
жизни человека, основные события, которые вызывают чувства и имеют решающее
значение в истории формирования личности, всегда эмоциональны.
Эмоциональные
состояния делятся на стенические и астенические. Стенические состояния
курсантов стимулируют их познавательную и продуктивную деятельность в учебе и
службе, повышают энергию, побуждают их к действиям. Астенические состояния,
напротив, характеризуются жесткостью и пассивностью, желанием оставаться в
тени, прятаться за чужой спиной. Поэтому умение управлять эмоциональным
состоянием курсантов в процессе обучения актуально для всего преподавательского
и командного состава.
Проблема
в том, что многие учителя и командиры-педагоги, зная из собственного опыта, что
в одном настроении любая работа может показаться легкой и приятной, а в другом
— тяжелой и удручающей, не используют эти знания в своей практической работе, им
гораздо ближе девиз, который довольно популярен в армии: «Не можешь — научим,
не хочешь — заставим» в то время как умелое руководство группой военной
подготовки дает больший учебно-воспитательный эффект при меньших
психофизиологических затратах. Это обстоятельство определило цель нашей работы:
определить влияние психоэмоциональных состояний военнослужащих при несении
караульной службы
Данная цель
предполагает постановку и решение следующих задач:
1. Теоретический анализ проблемы психоэмоциональных
состояний военнослужащих при выполнении учебно-боевых задач
2. Исследование психоэмоциональных состояний курсантов
военного вуза при несении суточного дежурства
3. Предложить рекомендации по гармонизации
психоэмоциональных состояний курсантов
Гипотеза
исследования: субъективные ощущения при несении караульной службы будут
зависеть от эмоциональной окраски психоэмоционального состояния курсанта (негативные
психоэмоциональные состояния будут вызывать отрицательное отношение к несению
караульной службы, позитивные психоэмоциональные состояния будут вызывать
положительное отношение к несению караульной службы).
Объект
исследования: эмоциональные состояния курсантов военного вуза
Предмет
исследования: формирование гармоничного психоэмоционального состояния курсантов
перед несением караульной службы.
Методологическая
база исследования:
Для
проведения исследования по выбранной теме нами была разработана анкета для
курсантов, которая выявляла признаки различных эмоциональных состояний, методика
«САН», «Самооценка эмоциональных состояний», разработанная американскими
психологами А. Уэссманом и Д. Риксом, Миннесотский многомерный личностный
опросник (MMPI) и разработанная в НИИ им. В. Н. Бехтерева, методика
исследования уровня субъективного контроля (УСК).
Исследования
проводились на группе из 40 испытуемых, перед заступлением на несение
караульной службы.
Экспериментальная
база исследования: военный
учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая ордена Жукова академия
Вооруженных Сил Российской Федерации»
Курсовая
работа включает в себя введение, 2 главы по три параграфа в каждой, заключение,
список используемой литературы и приложения.
Заключение:
Глава 1. Теоретический анализ проблемы психоэмоциональных
состояний военнослужащих при выполнении учебно-боевых задач
Было
показано, что настроение влияет на оценку людей и событий: оценка более
благоприятна в хорошем настроении и наоборот. Риск кажется относительно
меньшим, когда настроение хорошее, и относительно большим, когда настроение
плохое. Эти результаты имеют большое значение для всех, кто занимается
подготовкой и воспитанием специалистов, работающих в экстремальных условиях.
Это особенно важно для работников высших военных училищ [Аткинсон, 1990].
В
классической работе С. Л. Рубинштейна «Основы общей психологии» эмоции связаны
с потребностями, образом жизни, деятельностью и опытом человека.
Узловые
моменты жизни человека, основные события, которые вызывают эмоции и оказываются
решающими в истории формирования личности, всегда эмоциональны. Следовательно,
эмоциональность так или иначе неизбежно включается в конструирование личности.
Каждая несколько яркая личность имеет свою более или менее выраженную
эмоциональную структуру и стиль, свою собственную основную палитру чувств, в
которой она прежде всего воспринимает мир
В
качестве обобщающего понятия рассматривается теория дифференциальных эмоций
Томкинса, подробно описанная в книге К. Изарда. В отличие от большинства
теоретических концепций эмоций, эта теория является попыткой не только понять
механизмы и характеристики функционирования эмоций в целом, но и понять
специфику отдельных эмоциональных переживаний.
В
учебнике «Психология XXI века» под редакцией В. Н. Дружинина описывается
влияние эмоций на познавательные процессы.
Эмоционально
насыщенные, а порой и травмирующие ситуации, возникающие в экстремальных
условиях военно-профессиональной деятельности, как отмечает А.Г. Маклаков,
могут спровоцировать состояние положительного возбуждения, «боевой готовности»,
мобилизации функциональных резервов, которые помогают действовать более
эффективно, и негативного возбуждения.
1.1. Психологические проблемы реализации
военнослужащими различных учебно-боевых задач
Военная
служба неизбежно определяет создание нового мировоззрения в сознании солдат.
Быстрое изменение в реальности создает действительно экстремальные условия для
военнослужащих, а развитие новых условий жизни (строгий правовой распорядок дня
и военная дисциплина) связано со значительными затратами нервной энергии,
повышением возбудимости, напряжением, нервозностью, негативными эмоциями и
конфликтными отношениями [Маклаков А. Г. 2007].
Человек,
неспособный адаптироваться к новым условиям, имеет один из двух основных типов
поведения. Первый тип — агрессивный, в простейшем виде его можно представить,
как нападение на препятствие или барьер (в этом случае можно говорить о его
адаптивной функции). Однако в условиях военной службы существуют строгие
нормативные требования и правовые нормы, нападение на которые никоим образом не
гарантирует адаптацию и, кроме того, может серьезно ухудшить положение солдата.
Второй
тип поведения — это так называемый бегство от ситуации. Этот тип
характеризуется отрешением человека от его переживаний, превращением всей
психической энергии в генерацию его собственных негативных состояний,
самокопанием, самообвинением. В то же время развиваются депрессивные симптомы:
человек начинает считать себя источником всех бед, а отсюда — чувство полной
безнадежности, поскольку он считает себя неспособным влиять на окружающую среду
и ситуацию. Этот тип несоответствующего поведения военнослужащих
характеризуется изоляцией, дистанцированием и погружением в мир их болезненных
мыслей.
Дезадаптивное
состояние с дальнейшим усилением травматического воздействия окружающей среды и
отсутствием профилактических мер может привести к серьезным последствиям с
точки зрения нервно-психических расстройств и психических заболеваний [Маклаков
А. Г. 2007].
Во
время службы в армии психика солдат сильно напрягается. Во многом это связано с
необходимостью поддерживать определенный уровень умственной мобилизации. Это
состояние — состояние умственной готовности — рассматривается как
мотивационно-произвольное состояние психики, которое обеспечивает обновление
профессиональной готовности при переходе от ожидания экстренного сигнала, время
приема которого не определено, к активным военным операциям.
Состояние
готовности имеет индивидуальный характер и связано с эффективностью психических
процессов, определяющих уровень психического напряжения солдата. Длительное
пребывание в этом состоянии может, в свою очередь, вызвать отрицательные
состояния. Это могут быть:
—
состояние «фрустрации», когда нормативные требования превышают профессиональные
и боевые возможности солдата
—
состояние "монотонии", когда в результате монотонной деятельности
возникает "ненасыщенный" интерес, объем внимания сужается и
психическое напряжение резко снижается
—
состояние «привычки», когда эмоциональность ожидаемого события (начала военных
действий) снижается, и сам он кажется маловероятным,
—
состояние «усталости» в результате истощения физических и умственных ресурсов
человека под воздействием длительной перегрузки, психического стресса
Психическое
состояние военнослужащего в процессе службы тесно связано с его
работоспособностью: это производительность, которая раскрывает физиологическое
состояние организма — мышц, органов, нервной системы, энергии, которые могут
быть достигнуты в определенных продуктах деятельности. Процесс расходования
энергии в процессе деятельности приводит к усталости — физиологическому
состоянию, препятствующему эффективной деятельности.
Различают
физическую, сенсорную, умственную и эмоциональную усталость. Остаточные эффекты
усталости часто возникают на следующий день или в течение более длительного
времени. Состояние переутомления, связанное с неэффективностью
восстановительного периода, имеет разную степень тяжести, каждая из которых
должна иметь свои корректирующие и профилактические меры, отдых, физкультура,
управление сном, лечение специалистами и др. [Азаров, В.М., 2008].
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретический анализ проблемы психоэмоциональных
состояний военнослужащих при выполнении учебно-боевых задач
Было
показано, что настроение влияет на оценку людей и событий: оценка более
благоприятна в хорошем настроении и наоборот. Риск кажется относительно
меньшим, когда настроение хорошее, и относительно большим, когда настроение
плохое. Эти результаты имеют большое значение для всех, кто занимается
подготовкой и воспитанием специалистов, работающих в экстремальных условиях.
Это особенно важно для работников высших военных училищ [Аткинсон, 1990].
В
классической работе С. Л. Рубинштейна «Основы общей психологии» эмоции связаны
с потребностями, образом жизни, деятельностью и опытом человека.
Узловые
моменты жизни человека, основные события, которые вызывают эмоции и оказываются
решающими в истории формирования личности, всегда эмоциональны. Следовательно,
эмоциональность так или иначе неизбежно включается в конструирование личности.
Каждая несколько яркая личность имеет свою более или менее выраженную
эмоциональную структуру и стиль, свою собственную основную палитру чувств, в
которой она прежде всего воспринимает мир
В
качестве обобщающего понятия рассматривается теория дифференциальных эмоций
Томкинса, подробно описанная в книге К. Изарда. В отличие от большинства
теоретических концепций эмоций, эта теория является попыткой не только понять
механизмы и характеристики функционирования эмоций в целом, но и понять
специфику отдельных эмоциональных переживаний.
В
учебнике «Психология XXI века» под редакцией В. Н. Дружинина описывается
влияние эмоций на познавательные процессы.
Эмоционально
насыщенные, а порой и травмирующие ситуации, возникающие в экстремальных
условиях военно-профессиональной деятельности, как отмечает А.Г. Маклаков,
могут спровоцировать состояние положительного возбуждения, «боевой готовности»,
мобилизации функциональных резервов, которые помогают действовать более
эффективно, и негативного возбуждения.
1.1. Психологические проблемы реализации
военнослужащими различных учебно-боевых задач
Военная
служба неизбежно определяет создание нового мировоззрения в сознании солдат.
Быстрое изменение в реальности создает действительно экстремальные условия для
военнослужащих, а развитие новых условий жизни (строгий правовой распорядок дня
и военная дисциплина) связано со значительными затратами нервной энергии,
повышением возбудимости, напряжением, нервозностью, негативными эмоциями и
конфликтными отношениями [Маклаков А. Г. 2007].
Человек,
неспособный адаптироваться к новым условиям, имеет один из двух основных типов
поведения. Первый тип — агрессивный, в простейшем виде его можно представить,
как нападение на препятствие или барьер (в этом случае можно говорить о его
адаптивной функции). Однако в условиях военной службы существуют строгие
нормативные требования и правовые нормы, нападение на которые никоим образом не
гарантирует адаптацию и, кроме того, может серьезно ухудшить положение солдата.
Второй
тип поведения — это так называемый бегство от ситуации. Этот тип
характеризуется отрешением человека от его переживаний, превращением всей
психической энергии в генерацию его собственных негативных состояний,
самокопанием, самообвинением. В то же время развиваются депрессивные симптомы:
человек начинает считать себя источником всех бед, а отсюда — чувство полной
безнадежности, поскольку он считает себя неспособным влиять на окружающую среду
и ситуацию. Этот тип несоответствующего поведения военнослужащих
характеризуется изоляцией, дистанцированием и погружением в мир их болезненных
мыслей.
Дезадаптивное
состояние с дальнейшим усилением травматического воздействия окружающей среды и
отсутствием профилактических мер может привести к серьезным последствиям с
точки зрения нервно-психических расстройств и психических заболеваний [Маклаков
А. Г. 2007].
Во
время службы в армии психика солдат сильно напрягается. Во многом это связано с
необходимостью поддерживать определенный уровень умственной мобилизации. Это
состояние — состояние умственной готовности — рассматривается как
мотивационно-произвольное состояние психики, которое обеспечивает обновление
профессиональной готовности при переходе от ожидания экстренного сигнала, время
приема которого не определено, к активным военным операциям.
Состояние
готовности имеет индивидуальный характер и связано с эффективностью психических
процессов, определяющих уровень психического напряжения солдата. Длительное
пребывание в этом состоянии может, в свою очередь, вызвать отрицательные
состояния. Это могут быть:
—
состояние «фрустрации», когда нормативные требования превышают профессиональные
и боевые возможности солдата
—
состояние "монотонии", когда в результате монотонной деятельности
возникает "ненасыщенный" интерес, объем внимания сужается и
психическое напряжение резко снижается
—
состояние «привычки», когда эмоциональность ожидаемого события (начала военных
действий) снижается, и сам он кажется маловероятным,
—
состояние «усталости» в результате истощения физических и умственных ресурсов
человека под воздействием длительной перегрузки, психического стресса
Психическое
состояние военнослужащего в процессе службы тесно связано с его
работоспособностью: это производительность, которая раскрывает физиологическое
состояние организма — мышц, органов, нервной системы, энергии, которые могут
быть достигнуты в определенных продуктах деятельности. Процесс расходования
энергии в процессе деятельности приводит к усталости — физиологическому
состоянию, препятствующему эффективной деятельности.
Различают
физическую, сенсорную, умственную и эмоциональную усталость. Остаточные эффекты
усталости часто возникают на следующий день или в течение более длительного
времени. Состояние переутомления, связанное с неэффективностью
восстановительного периода, имеет разную степень тяжести, каждая из которых
должна иметь свои корректирующие и профилактические меры, отдых, физкультура,
управление сном, лечение специалистами и др. [Азаров, В.М., 2008].