Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Психодиагностика общения подростка со взрослыми и сверстниками.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы изучения особенностей подросткового общения 6
1.1 Особенности общения в подростковом возрасте 6
1.2. Особенности общения подростков со сверстниками 11
1.3. Особенности общения со взрослыми 15
Выводы по 1 главе 17
ГЛАВА II. Эмпирическое исследования особенностей общения подростков со взрослыми и сверстниками 18
2.1. Организация и методы исследования особенностей общения подростков со взрослыми и сверстниками 18
2.2. Анализ и интерпретация полученных данных 21
2.3. Рекомендации педагогам по работе с подростками в процессе развития навыков общения 25
Выводы по 2 главе 30
Заключение 32
Список литературы 34

  

Введение:

 

Современный мир невозможно представить без общения. Именно оно играет огромную роль в жизни и деятельности человека. Общение – это главное условие для развития личности. Оно выступает неоспоримым условием формирования личности человека, его психических процессов, свойств человека, а также функций. Говоря о общении, как о главном условии развития личности, нельзя не заметить, что грамотность в общении необходима всем. Именно грамотность определяет степень компетентности человека. Общение человека, всегда возникает при пересечении его деятельности с деятельностью другого. В таком случае можно сказать, что компетентность способствует профессиональной эффективности человека.
Общение – это важный фактор психологической профилактики. если человек не умеет общаться, то неизбежно это приведет к одиночеству, что может спровоцировать невротические состояния и даже привести к суициду. То есть если обобщить, то можно сказать, что компетентность в общении прежде всего предполагает развитие адекватной ориентации человека в самом себе — собственном потенциале, психологическом потенциале партнера, в ситуации и задаче. Общение, это сложная и многогранная деятельность. Для эффективного общения необходимы знания и умения которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта. Имея высокий уровень в умении общаться, человеку легко адаптироваться в любой социальной среде. В современном мире имеет место специфическая коммуникативная среда — телевизионные мосты, программы для обмена сообщениями через интернет в реальном времени через службы мгновенных сообщений (Instant Messaging Service, IMS), возрастает роль диалога при решении международных задач, а также задач внутриполитического характера. В этом контексте общение и его значение для развития личности — важная проблема научных исследований.
Исследование научной литературы убеждает нас в том, что одной из основных, ключевых компетентностей, является коммуникативная компетентность. Для этого подростку необходимо знать особенности психологии человека, он должен овладеть умениями способствующие коммуникации, обладать знаниями о закономерностях восприятия и понимания, уметь слушать другого человекa и воспринимать его как личность, уметь адекватно реагировать, а если необходимо оказывать влияние, давать возможность самовыражения, уметь разрешать конфликты, регулировать свое состояние, владеть невербальными средствами общения (поза, мимика, жесты, телодвижения) и т.д.
Общение приобретает особое значение в подростковом возрасте, поскольку оно является основным видом деятельности. Для достижения взаимопонимания с собеседником подросток должен обладать способностями, навыками и умениями коммуникативной компетентности. Начиная с самого рождения подросток приобретает знания и умения, применяемые при коммуникации. Но, конечно же, надо отметить, что не все подростки обладают достаточными знаниями в области межличностного общения, поэтому необходимо эти навыки развивать.
Проблеме общения уделено внимание в научной литературе, прежде всего психологической. Изучению сущности категории «общение» и ее особенностей посвящены исследования А.А. Бодалева, Б.С. Братуся, В.А. Кан-Калика, В.Н. Мясищева, Б.Д. Парыгина и других ученых. Современные исследователи обращаются к особенностям развития в подростковом возрасте (И.В. Архипова, С.А. Богомаз, Ю.Г. Волков, М.А. Рушина и др.).
Актуальность работы заключена в невероятной важности коммуникативных навыков в жизни любого человека, тем более подростка. Подростковый период это время, когда закладываются фундаментальные основы будущей жизни в обществе. Если подросток в данный период успешно научится выстраивать отношения со взрослыми, со своими родителями, а также сверстниками, зависит их удовлетворенность в будущем своей профессиональной и личной жизнью. Для того, чтобы выстраивать отношения с другими, необходимо, прежде всего, научиться жить в мире и согласии с самим собой, что также является актуальной проблемой переходного возраста.
Таким образом, проблема формирования и развития навыков общения является актуальной в психологии, и ее решение имеет важное значение, не только для конкретного человека, но и для общества в целом
Объектом исследования является изучение общения как психологической категории.
Предметом исследования являются особенности общения в подростковом возрасте.
Гипотеза: подростки из детских домов имеют отличительные особенности навыков общения в сравнении с подростками из полных семей, а именно дети подросткового возраста из полных семей имеют более высокий уровень развития навыков общения ввиду того, что у них более широкий круг общения.
Задачи курсовой работы:
1. Исследовать общую характеристику общения;
2. Раскрыть особенности общения подростка со взрослыми;
3. Проанализировать особенности общения подростков со сверстниками.
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы:
1. Теоретические: сравнимо-сопоставительный анализ, обобщение, систематизация, моделирование, проектирование.
2. Эмпирические: наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование; анализ коммуникативной деятельности; методы математической обработки полученных данных.
Практическая значимость курсовой работы заключается в возможности использования данного материала в процессе преподавания возрастной психологии как учебной дисциплины.
Структура курсовой работы обусловлена логикой и последовательностью поставленных задач и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности.
Анализ литературных данных позволил сделать нам следующие выводы:
— развиваются все стороны, формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Этот процесс трансформации определяет все основные черты личности детей подросткового возраста.
— в подростковом возрасте отношения со сверстниками являются наиболее значимыми. Все новые интересы, виды деятельности, увлечения и превращения в самостоятельную жизнь и очень важно для подростковой жизни. Он полон различных событий и происшествий, борьбы и столкновений, побед и поражений, открытий и разочарований, разочарований и радостей.
— В этом возрасте возникают определенные трудности во взаимоотношениях со взрослыми (родителями и учителями).
Принципиально отличается в разных сферах деятельности. В сфере отдыха, развлечений, свободного общения, потребительских ориентаций. «Все остальное» нуждается в жизненном опыте и помощи старших. С возрастом значение для взрослых возрастает.
В результате эмпирического исследования нами были сделаны следующие выводы:
Описание средних значений коммуникативных признаков подростков из детского дома показал, что ярко выражены компетентное общение, умение слушать; средне выражены эмпатия с животными, эмпатия со стариками, эмпатия с детьми, эмпатия с героями художественных произведений, коммуникативный контроль, коммуникативные и организаторские способности; слабо выражены зависимое и агрессивное общение. Анализ стандартного отклонения измеряемых параметров показал, что по ряду признаков (компетентное общение, умение слушать) группа вариативна, т.е. параметры находятся в развитии.
Описание средних значений коммуникативных признаков подростков с ДОЛ показал, что ярко выражены компетентное общение, умение слушать; средне выражены эмпатия с животными, эмпатия со стариками, эмпатия с детьми, эмпатия с героями художественных произведений, коммуникативный контроль, коммуникативные и организаторские способности; слабо выражены зависимое и агрессивное общение.
Анализ стандартного отклонения измеряемых параметров показал, что по ряду признаков (компетентное общение, умение слушать) группа вариативна, т.е. параметры находятся в развитии.
Сравнение результатов коммуникативных навыков у подростков с ДОЛ и из детского дома показал, что достоверные различия были обнаружены по показателям: эмпатия с животными, со стариками, с детьми, с незнакомцами, коммуникативный контроль. По всем показателям у подростков с ДОЛ лучше развиты перечисленные параметры, кроме умения слушать. Это может быть связано с тем, что подросткам важнее высказать свои мысли, идеи, точки зрения, то есть показать себя.
.Структура связей коммуникативных качеств у подростков с ДОЛ отличается наличием большего количества симптомо-комплекса свойств (у подростков из детского дома их 2, у подростков из ДОЛ – 3) и главное, появлением симптомо-комплекса свойств, обеспечивающих коммуникативные способности (коммуникативные способности связаны с умением слушать, сочувствовать героям художественной литературы, старшему поколению и организовать общение).

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы изучения особенностей подросткового общения

1.1 Особенности общения в подростковом возрасте
Общение имеет первостепенное значение в формировании рационального, культурного поведения. Благодаря общедоступным психологически развитым людям, благодаря широким возможностям научного изучения, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Благодаря активному общению с развитыми личностями он сам становится личностью.
Человек должен был оставаться цивилизованным, культурным и морально развитым гражданином, чтобы оставаться до конца своей жизни оставшимся полуживотным, только внешне, анатомически и физиологически похожим на человека.
Все это содержит много фактов, которые описаны в литературе и показывают, что они могут быть похожи на организм человека, даже если это организм, который вполне может быть сохранен.
Все они были изолированы от цивилизованных людей, в результате которых произошли несчастные случаи в одиночестве, надолго изолировали для себя аналоги.
Особое значение для психического развития ребенка имеет его общность на ранних этапах онтогенеза. В настоящее время все его человеческие, психические и поведенческие качества, которые он приобретает, практически полностью соответствуют человеческим нормам, а также позволяют ему учиться в подростковом возрасте, он лишен способностей к самообразованию и самообразованию.
Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первая социальная активность, которая возникает в результате того, что он получает информацию для своего индивидуального развития. Тот факт, что это должно быть предметом будущих действий, будет также означать позже, на втором, третьем году жизни.
Сначала путем прямого научного обучения, а затем посредством устных инструкций (устных научных) приобретается основной жизненный опыт ребенка. Этот опыт не может быть получен. Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей и средств являются важнейшими факторами, определяющими развитие детей.
Виды, которые я идентифицировал выше, обеспечивают развитие различных аспектов психологии и поведения человека. Таким образом, деловое общение формирует и развивает его способности. Человек должен совершенствоваться в общении с людьми.
Личное общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобретать определенные черты характера, интересы, привычки, наклонности, изучать нормы и формы нравственного поведения, определять жизненные цели и выбирать средства их реализации.
Разнообразие в содержании, способностях и средствах сообщества также выполняет определенную функцию в умственном развитии человека. Например, материальное общение позволяет человеку получать необходимые предметы для нормальной жизни, связанные с материальной и духовной культурой.
Универсальные индивиды обмениваются и, следовательно, взаимно обогащаются знаниями.
Обусловливание общения создает состояние готовности к обучению. Это самое прямое и интеллектуальное развитие человека. Мотивационное общение — это источник дополнительной энергии для человека, своего рода «перезарядка».
Человек развивает свой психоэнергетический потенциал, развивает себя. Активное общение, в котором мы определяем себя как межличностный обмен действиями, операциями, навыками и навыками, имеет прямое развитие, поскольку оно улучшает и обогащает его собственную деятельность.
Использование самосохранения организма в качестве важнейших условий и развития его жизненно важных функций является биологически общепринятым. Социальное общение требует социальных потребностей людей, что является одним из факторов, способствующих развитию формальных форм общественной жизни: группы, группы, организации, нации, государства, человеческого мира в целом.
Все, что нужно для обучения и воспитания, — это простые и эффективные средства и методы научного исследования: условный рефлекс, викарий и словесные. Опосредованное общение помогает усвоению средств общения и совершенствования на основе их способностей к самообразованию и самообразованию личности, а также к сознательному управлению самим общением.
Благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться еще до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2-3 лет). Кроме того, само по себе невербальное общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития.
Что же касается вербального общения и его роли в психическом развитии индивида, то ее трудно переоценить. Оно связано с усвоением речи, а она, как известно, лежит в основе всего развития человека, как интеллектуального, так и собственно личностно.
Подростковый возраст — это стадия развития личности, которая обычно начинается с 11-12 и продолжается до 16—17 лет — периода, когда человек входит во «взрослую жизнь».
Этот возраст является периодом созревания, характерным для быстрой физиологической перестройки организма. Подросток начинает быстро расти — это может быть только внутриутробный период и возраст от рождения до 2 лет. Причем рост скелета происходит быстрее, чем развитие ткачей, диспропорциональность, угловатость фигуры.
Резко увеличивается объем сердца и легких, глубины дыхания для обеспечения растущего организма кислородом. Характерными являются также значительные колебания артериального давления, нередко в сторону повышения, частые головные боли.
Есть серьезная гормональная перестройка, половое созревание. У девочек увеличивается количество эстрогена, у мальчиков — тестостерон. Повышение уровня надпочечных андрогенов, вызывающее развитие вторичных половых признаков. Гормональные проявления вызывают резкие перепады настроения, повышенную, нестабильную эмоциональность, неконтролируемость настроения, повышенную возбудимость, импульсивность.
В некоторых случаях такие симптомы, как депрессия, беспокойство и плохая концентрация внимания, раздражительность. Дети могут испытывать беспокойство, агрессию и проблемное поведение. Это может выражаться в конфликтных отношениях со взрослыми. Аппетит к риску и агрессия — это методы самоутверждения. К сожалению, это может привести к увеличению числа несовершеннолетних правонарушителей.
Учеба перестает быть главной. По мнению психологов, ведущей деятельностью в этом возрасте становится личное общение со сверстниками.
Это связано с тем, что существует конкретное мышление, обладающее конкретным мышлением, которое должно быть логичным. Это новый метод развития мышления, который объясняется повышением критичности. Не требует никаких доказательств и обоснований.
В это время происходит самоопределение жизни подростка, строятся планы на будущее. Существует активный поиск своего «я» и экспериментирование в различных социальных ролях. Я пытаюсь понять себя и свои возможности. Изменения требований и ожиданий, сделанные к нему другими людьми. Он вынужден постоянно приспосабливаться, приспосабливаться к новым условиям и ситуациям, но это не всегда происходит успешно.
Нередко наносит ущерб развитию отношений с внешним миром. Внутренний кризис самооценки подростка возникает в связи с расширением и ростом возможностей, с сохранением школьного статуса детей, с другой.
Возникают многие психологические проблемы: неуверенность в себе, нестабильность, неадекватная самооценка, чаще всего заниженная.
В этот же период происходит формирование мировоззрения молодого человека. Иногда это связано с изменениями ценностей, активным неиспользованием и нарушением установленных правил, негативным характером, поиском себя и своего места среди других. Подросток переживает внутренний конфликт: возрождаются взрослые проблемы мира. Несовершеннолетние часто испытывают чувство одиночества и депрессии.
Характерное стремление к лидерству в группе сверстников. Чрезвычайно важно принадлежать к «общепринятым» универсальным ценностям. Подросток стремится следовать моде и идеалам, принятым молодежной группой.
Для этого возраста характерно стремление осознать свои достоинства в своей значимой подростковой среде. Срочная потребность в признании и самоутверждении выходит на первый план.
Психологи отмечают, что несостоятельность подросткового возраста заключается в том, что взрослый человек стремится получить статус взрослого, а взрослый, но не должен навязывать ответственность взрослого, избегает его.
Подросток часто отказывается принимать оценки и жизненный опыт родителей, даже если он понимает, что они правы. Ему нужно получить собственны

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы