Психология. Психодиагностика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Психодиагностика, исследование личности на примере опросник Кетелла (раскрыть на примере школьников).

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения личности 5
1.1. Особенности изучения личности в зарубежной психологии 5
1.2. Особенности изучения личности в отечественной психологии 10
1.3. Соотношение эмоций и личностных особенностей 15
Вывод по первой части 20
Часть 2. Исследование личностных особенностей на примере опросника Кеттелла 21
2.1. Информационная психодиагностическая карточка 21
2.2. Анализ исследования и рекомендации 28
Выводы по второй части 32
Заключение 33
Список литературы 34

 

  

Введение:

 

Изучение личности человека, динамики формирования и развития личности интересует психологов на протяжении длительного времени. Люди всегда стремились познать себя и понять смысл своей жизни. С развитием психологии актуальность самопознания лишь повышается, входя в систему ценностей человека. При этом основой самопознания является личность. Личность имеет свойство изменяться со временем, развиваться или деградировать под влиянием социального окружения и системы традиций. Личность человека активно изучают на протяжении десятилетий отечественные и зарубежные психологи.
Актуальность исследования обусловлена высоким значением исследования личности человека с помощью методики многофакторного личностного опросника Кеттелла в современной психодиагностике.
Так как изучение личности является достаточно востребованной темой, то за всю историю психологии и психодиагностики отмечается множество исследований и методик, направленных на исследование данной темы. Можно выделить таких известных отечественные и зарубежные учёных, которые изучали личность человека, как А.С. Макаренко, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровский, Рубинштейн С.Л., Ковалёв А.Г., Асмолов А.Г., Г.У. Олпорт, В. Мак-Дугалл, Фрейд, Адлер, А. Маслоу и К. Роджерс.
Цель исследования — изучение личности с помощью многофакторного личностного опросника Кеттелла на примере младших школьников с выявлением уровня тревожности.
Объект исследования — личность индивида в группе.
Предмет исследования — индивидуальные психические характеристики личности.
Гипотеза исследования: отображение тревожности в подростковом возрасте возможно через раскрытие взаимосвязи уровня фактора самоуверенности и степени внутреннего напряжения у подростков и личностных качеств.
Задачи:
1. изучить литературу по данной теме;
2. провести исследование личностных особенностей и тревожности с помощью многофакторного личностного опросника Кеттелла;
3. провести качественный и количественный анализ полученных результатов.
Методы исследования: анализ, синтез, тестирование и математико-статистическая обработка данных.
Психодиагностическая методика: личностный опросник Р. Кеттелла 14 факторный.
Выборку исследования составляют младшие подростки, мальчики и девочки, возрастом 11-12 лет.
База исследования —
Практическая значимость — возможность использования материала для практического применения с целью выявления личностных особенностей у подростков.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух частей и выводов, заключения, списка литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе исследования была доказана гипотеза, что отображение тревожности в подростковом возрасте возможно через раскрытие взаимосвязи уровня фактора самоуверенности и степени внутреннего напряжения у подростков и личностных качеств.
Были решены поставленные задачи:
1. изучена и проанализирована литература по интересующей теме;
2. проведено исследование личностных особенностей и тревожности с помощью многофакторного личностного опросника Кеттелла на примере школьников возрастом 11-12 лет;
3. проведён качественный и количественный анализ полученных результатов.
Так же в работе отмечены основные теории учёных относительно изучения личности и её особенностей, более того стоит отметить, что современная трактовка личности в психологии является объединением нескольких точек зрения, которые дополняют друг друга. Основными моментами в изучении личностных факторов можно считать личностные особенности восприятия мира, эмоциональные особенности, мотивации.
При исследовании личностных особенностей, стоит учитывать характер личности, который подразумевает устойчивую модель поведения индивида в конкретных ситуациях.
При проведении исследования по выявлению личностных особенностей и тревожности у подростков с использованием опросника Кеттела, так же была выделена связь эмоциональных и личностных факторов. Стоит отметить, что изучая личность всегда происходит анализ отношения конкретного человека к другому человеку или группе лиц.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы изучения личности
1.1. Особенности изучения личности в зарубежной психологии
В зарубежной психологии имеется множество специалистов, которые внесли значительный вклад в исследование личности, например: Зигмунд Фрейд, Карл Густав Юнг, Альфред Адлер, Абрахамом Маслоу.
Зигмунд Фрейд основывал свою теорию исследования личности на представлении, что поведение человека активизируется единой энергией, согласно закону сохранения энергии. Он предполагал, что мотивация человека основывается на энергии возбуждения, производимой потребностями тела, что выражается в виде желаний. Иначе это можно назвать инстинктами.
Фрейд выделил основные группы инстинктов:
1. Инстинкт жизни, основанный на сексуальных инстинктах, энергия которых, находит разрядку только в сексуальном поведении.
2. Инстинкт смерти, основанный на жёсткости и агрессии, которые подчиняются принципу энтропии, где энергетическая система стремиться к сохранению динамического равновесия.
Более современным и на мой взгляд понятным и обоснованным положением личностного исследования можно считать, выделенные защитные механизмы человека от неприятных эмоциональных состояний [3, 8]:
• Отрицание неприятных моментов и ситуаций;
• Подавление мыслей и желаний, которые противоречат принятым самим себе человеком моральным ценностям и нормам:
• Рационализация или оправдание всех поступков и действий, противоречащих нравственным нормам. Приёмы рационализации: оправдание неспособности что-то сделать и оправдание нежелательного действия;
• Формирование реакции или скрытие от самих себя реальных мотивов тех, или иных действий.
• Проекция. Собственные отрицательные качества человек бессознательно приписывает другому лицу со значительным преувеличением;
• Интеллектуализация или уход от негативных эмоций с помощью отстранённого обсуждения в абстрактных терминах.
Замещение. Выражается в частичном, косвенном удовлетворении неприемлемого мотива каким-либо нравственно допустимым способом. Неудовлетворенные импульсы, дают о себе знать в закодированной, символической форме — в сновидении, описках, обмолвках, шутках, странностях поведения человека, вплоть до появления патологических отклонений.
Карл Густав Юнг был склонен больше к философскому рассмотрению вопроса о личности человека. Юнг считал, что душа состоит из трёх отдельных взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного.
Эго — центр сознания, состоящий из мыслей, чувств, воспоминаний и ощущений, которыми мы чувствуем свою целостность. Эго служит основой самосознания.
Личное бессознательное — это конфликты и воспоминания, когда-то осознавшиеся, но теперь подавленные и забытые. Юнг ввёл понятие комплекса, или скопления эмоционально заряженных мыслей.
Коллективное бессознательное — хранилище латентных следов памяти человечества. В нём отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ. Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, врождённых идей или воспоминаний. К архетипам Юнг относил такие понятия, как мать, ребёнок, герой, мудрец, солнце, Бог, смерть.
Основополагающими архетипами Юнг считал — персону (публичное лицо), тень (подавленная, тёмная сторона личности), анима (внутренний образ женщины в мужчине и внутренний образ мужчины в женщине), самость (центральная основа личности, вокруг которой организованы и объединены другие элементы) [5, 12].

Австрийский психиатр и психолог Альфред Адлер в изучении индивидуальной психологии выделил несколько принципов, которые предполагают человека, как
• единую, самосогласующуюся и целостную личность;
• жизнь человека — это динамическое стремление человека к превосходству;
• индивидуум — это творческая и самоопределяющаяся сущность;
• особым моментом является то, что имеется социальная принадлежность индивидуума.
Учёный считал, что люди стремятся максимально компенсировать чувство собственной неполноценности, испытываемое ими в детстве. Переживая свою неполноценность в течение жизни люди борются за своё превосходство. Адлер считал, что каждый человек вырабатывает свой индивидуальный стиль жизни, в рамках которого стремится к достижению фиктивных целей, направленных на превосходство или совершенство.
С данной концепцией связано понятие «фикционный финализм», который означает идею о том, что своё поведение человек самостоятельно подчиняет согласно своим целям по отношению к будущему. Таким образом, стиль жизни чётче проявляется в личностных установках и поведении, которое направлено на решение главных жизненных задач: работа, дружба и любовь.
Учёный выделил типы установок, сопутствующих стилю жизни:
1. управляющий (самоуверенность, напористость, незначительный социальный интерес, установка превосходства над внешним миром);
2. берущий (паразитизм в отношении внешнего мира, отсутствие социального интереса, низкая степень активности);
3. избегающий (отсутствие активности и социального интереса, опасение нуда, бегство от решения жизненных задач);
4. социально-полезный (сочетание высокой степени социального интереса с высокой активностью, забота о других и заинтересованность в общении, осознание важности сотрудничества, личного мужества и готовности вносить вклад в благоденствие других).
Абрахам Маслоу первым выделил гуманистическую концепцию, где личность рассматривается как исключительно человеческая особенность, которая позволяет изучать психическое здоровье. Теория Маслоу описывает мотивацию в терминах иерархии потребностей. Основные потребности должны быть разумно удовлетворены, прежде чем потребности высшего порядка станут доминантой побудительных сил в поведении человека.
Рассмотрим иерархию потребностей в порядке доминирования:
1. физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.);
2. потребность в безопасности (стабильность, порядок);
3. потребности в любви и принадлежности (семья, дружба);
4. потребность в уважении (самоуважение, признание);
5. потребность в самоактуализации (развитие способностей).
Маслоу выделял два типа мотивов у человека, которые схожи с теорией Фрейда:

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы