Курсовая с практикой на тему Психодиагностика и особенности развития памяти у старших дошкольников.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Содержание
Введение. 2
Глава 1.
Теоретические аспекты развития памяти у старших дошкольников. 5
1.1 Общие
понятия памяти. 5
1.2 Развитие
памяти у детей. 10
Вывод по
главе 1. 15
Глава 2.
Исследование возможностей развития памяти в старшем дошкольном возрасте. 17
2.1
Организация исследования. 17
2.2
Характеристика методик исследования. 18
2.3
Программа групповых коррекционно-развивающих занятий. 19
2.4 Анализ
результатов. 27
2.5
Рекомендации родителям, воспитателям по развитию памяти старших дошкольников. 33
Вывод по
главе 2. 38
Заключение. 40
Список
литературы.. 43
Приложения. 45
Введение:
Актуальность темы. Общественная
практика показывает, что чувственные формы отражения действительности является
необходимым, но недостаточным шагом для познания мира. Чтобы узнать глубинную
сущность предметов и явлений нужен высший, опосредованный, уровень познания, к
которому относятся психические процессы, такие как память, мышление и
воображение.
Среди
форм психической жизни человека особое место занимает память, как один из
важных аспектов единой аналитико-синтетической работы мозга. По определению
многих ученых, память является чрезвычайно сложным, но единственным и
непрерывным процессом. Развитие и течение процессов памяти детерминируются
деятельностью личности и ее направленностью на достижение поставленных целей.
Степень изученности проблемы. Вопросами эффективности процессов памяти
занимались известные психологи прошлого и изучают современники, к ним относят:
Добровольский Л., Гонеева А.Д., Дрозденко К.С., Кулагина И.Ю., Колюцкого В.Н.,
Максименко С.Д., Овчаренко Л.С., Степанова А.Н. и другие.
Основы
познавательных процессов закладываются в начале жизни человека, в его
дошкольном возрасте. Дошкольное детство — особый период в развитии личности.
Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг
требует пищи. В этот период память по скорости развития опережает другие
способности, ребенок рассматривает картинку и вспоминает, видит необычный
предмет и начинает рассуждать, припоминая что-то из своего жизненного багажа.
Как часто взрослые, наблюдая, с какой легкостью ребенок схватывает новую
информацию, делают прогнозы и строят планы. Через некоторое время оказывается,
что не всем нашим планам дано осуществиться.
Легкость,
с которой дети дошкольного возраста запоминают стихи, считалки, загадки,
сказки, мультфильмы, объясняется бурным развитием их природной памяти. Ребенок
запоминает все яркое, необычное, красивое, привлекающее внимание. Ребенок
запоминает непроизвольно, иначе говоря, он запоминает, не желая того.
Дошкольный
период — эпоха господства природной, непосредственной, непроизвольной памяти. К
концу дошкольного периода (6-7 лет) у ребенка появляются произвольные формы
психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести
целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате
появляются элементы произвольной памяти. Элементы произвольного запоминания —
это главное достижение дошкольного периода. Развитие памяти в дошкольном
возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и
непосредственного к произвольному и опосредованного запоминания и припоминания.
Теория
развития памяти породила большие споры в психологии. В связи с этим,
исследования развития памяти дошкольников достаточно актуален и может помочь
доказать или опровергнуть некоторые основные выводы. Считается, что с возрастом
увеличивается скорость, с которой информация из долговременной памяти
переводится в оперативную, а также объем и время действия оперативной памяти.
Совершенствование
произвольной памяти у дошкольников тесно связано с постановкой перед ними
специальных мнемических задач на запоминание, сохранение и воспроизведение
материала. Совершенствование произвольной памяти у детей связано с применением
в процессах запоминания и воспроизведения материала мыслительных операций
анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления смысловых связей. Можно
сказать, что улучшение памяти ребенка происходит одновременно с
совершенствованием его умственной деятельности.
Объектом курсовой
работы является память как один из познавательных процессов психики человека.
Предметом
исследования являются особенности развития памяти в дошкольном возрасте.
В
соответствии с предметом и объектом исследования были определены задачи работы:
1.
Сделать теоретико-методический анализ литературы по данной проблеме.
2.
Определить особенности запоминания и воспроизведения у детей дошкольного
возраста.
3.
Выяснить условий эффективного развития процессов памяти у детей.
4.
Провести и проанализировать исследования особенностей образной памяти у детей
дошкольного возраста.
Заключение:
Развитие
человека как личности, осложнения поведения и постепенное обогащение ее
деятельности происходит за счет накопления индивидуального опыта. Его
формирование было бы невозможным, если бы ощущение, восприятие, мысли,
переживания, которые возникают в коре головного мозга, бесследно исчезали. Они
закрепляются, сохраняются и воспроизводятся в соответствии с потребностями
человека в памяти. Память характеризуют по многим признакам и в соответствии с
ними выделяют различные ее виды:
—
В соответствии с содержанием материала, который человек запоминает, выделяют
образную, двигательную, эмоциональную и словесно-логическую память.
—
Если признаком классификации выбирают время сохранения материала, то память
характеризуют как сенсорную, кратковременную и долговременную. В целях
деятельности человека, память делят на непроизвольную и произвольную.
—
По уровню осознания материала, который запоминается, память делят на смысловую
и механическую. Образы внешнего мира, возникающие в коре головного мозга,
человек не только запоминает, но и может длительное время сохранять,
воспроизводить или забывать. Запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание
являются основными процессами памяти.
Каждая
личность имеет индивидуальные особенности памяти, которые проявляются в
различных сферах его мнемической деятельности. В процессах памяти
индивидуальные различия проявляются в скорости, точности, прочности запоминания
и готовности к воспроизведению. Индивидуальные различия памяти могут быть
обусловлены типами высшей нервной деятельности. Скорость образования временных
нервных связей связана с силой процессов забывания и торможения, что приводит
точность и прочность запоминания.
Особенно
важно учитывать индивидуальные различия памяти в учебной работе, чтобы
максимально продуктивно использовать потенциальные возможности каждого ребенка
и всесторонне развивать ее память. Поскольку основы формирования всех познавательных
процессов закладываются в дошкольном возрасте, то мы рассмотрели особенности
развития памяти у дошкольников. Прежде всего, дети сохраняют в памяти
выполненные ими движения, затем запоминаются пережитые чувства и эмоциональные
состояния. Далее доступными сохранению становятся образы вещей, и только на
самом высоком, последнем уровне ребенок может запомнить и воспроизвести
смысловое содержание воспринятого, выраженного в словах.
В
дошкольном возрасте работа двигательной памяти становится все сложнее. Занятия
спортом, танцами, игрой на музыкальных инструментах предполагают умение ребенка
запоминать, хранить и воспроизводить в определенном порядке все более сложные
движения. Эмоциональная память хранит впечатления об отношениях и контактах с
окружающей средой, предостерегает от возможных опасностей или же, наоборот,
подталкивает к действиям.
Особенно
богата детская память образами отдельных конкретных объектов, прежде
воспринятых ребенком: вкус напитка и торта, запах мандаринов и цветов, звуки
музыки, мягкая на ощупь шерстка кошки и т.п. Это образная память — память на
то, что воспринимается с помощью органов чувств: зрения, слуха, осязания,
вкуса, обоняния.
У
некоторых детей дошкольного возраста встречается особый вид зрительной памяти —
эйдетическая память, которая является возрастной особенностью дошкольников, при
переходе в младший школьный возраст теряется. Так, как в дошкольном возрасте
наиболее развитой и эффективной является образная память, мы решили
экспериментально исследовать ее. Проанализировав результаты, полученные в ходе
исследования, мы пришли к выводу, что дети обнаружили высокую
производительность при воспроизведении предметных картинок, то есть для них
важным является момент осознания реального наполнения терминов. Отметим, что при
правильной работе педагогов детского сада развитие памяти происходит полноценно
вместе с развитием всех познавательных процессов, и дети приобретают опыт
готовности к обучению в школе.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.
Теоретические аспекты развития памяти у старших дошкольников
1.1 Общие понятия памяти
Память
— процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его
повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память
связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей
познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
Начало
экспериментальному изучению памяти положили в конце прошлого века работы
немецкого психолога Г. Эббингауза, который в опытах на себе наметил
количественные законы заучивания, содержание и воспроизведения
последовательностей, состоящие из бессмысленных слогов. Этот подход был
продолжен затем в бихевиористических исследованиях "вербального
обучения". Почти одновременно началось изучение памяти на сложный
осмысленный материал. В начале 20 века французский философ А. Бергсон
противопоставил "память привычке", которая формируется в результате
механического повторения, "память духа", фиксирующая осмысленные
единичные события биографии субъекта. В психоанализе предпринята попытка
объяснения явлений забывания "вытеснением" неприятных, травмирующих
впечатлений из сферы сознания [8].
Механизмы
памяти можно рассматривать на различном уровне, с различных точек зрения. Если
исходить из психологического понятия ассоциации, то физиологический механизм их
образования — временные нервные связи. Движение нервных процессов в коре оставляет
след, изменения в нейронах приводят к тому, что облегчается распространение
нервных процессов именно в этом направлении. Таким образом, образование и
сохранение временных связей, их угасание и оживление является физиологической
основой ассоциаций. Об этом и говорил И.П. Павлов: Временная нервная связь
является физиологическим явлением в животном мире и в нас самих. А в то же
время оно же и психическое — то, что психологи называют ассоциацией, будет ли
это образование соединений из всевозможных действий, впечатлений или из букв,
слов и мыслей. В настоящее время нет единой теории механизмов памяти.