Курсовая с практикой на тему Психодиагностика и коррекция межличностных отношений
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 5
1.1. Анализ понятия межличностных отношений в научных исследованиях: структура, типы, компоненты 5
1.2. Методики диагностики межличностных отношений в подростковом возрасте 10
1.3. Возможности психологической коррекции межличностных отношений 13
Выводы по 1 главе 19
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 20
2.1. Организация и проведение процедуры исследования 20
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 22
2.3. Методические рекомендации педагогам по оптимизации межличностных отношений детей подросткового возраста 26
Выводы по 2 главе 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
Введение:
Подростковый возраст — это самый и трудный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Переход к периоду подростничества сопровождается личностным развитием, зависящим от изменения условий взаимодействия с окружающими людьми. Это относится к взаимоотношениям не только со значимыми взрослыми, но, в первую очередь, со сверстниками, приобретающими на данном этапе возрастном этапе особую значимость.
На современном этапе развития общества первостепенное значение приобретает проблема исследования межличностных отношений в детских школьных коллективах, особенно применительно к подростковому возрасту. Межличностные отношения представляют собой субъективные избирательные связи, возникающие на основе эмоционально-личностных отношений и чувств, продиктованных желанием сотрудничать и взаимодействовать. В настоящее время существует множество работ, посвященных изучению межличностных взаимодействий в подростковой среде., однако, выявляется недостаточность исследований по исследованию возможностей психокоррекции в оптимизации межличностных отношений среди подростков.
Проблема взаимоотношений первоначально исследовалась в контексте социально-психологических исследований (Т.А. Репина [27], В.Р. Кисловская [12] и др.), в которых в качестве предмета исследования выступала структура и возрастные изменения детского коллектива. Позднее появились работы, посвященные изучению реальных контактов детей и их влиянию на становление детских отношений: концепция деятельностного опосредования межличностных отношений А.В. Петровского [22] и концепция генезиса общения М.И. Лисиной [17], рассматривающие взаимоотношения детей как продукт деятельности общения. Вопросами изучения межличностных взаимоотношений детей подросткового возраста занимались А.А. Бодалев [2], Л.С. Выготский [5], А.В. Запорожец [7], Зимняя И.А. [8], Кан-Калик В.А. [9], Л.Ф. Обухова [19], Н.Н. Обозов [18], и др.
Объект исследования: межличностные отношения в подростковом возрасте.
Предмет исследования: психодиагностика и психокоррекция межличностных отношений среди подростков.
Цель работы: изучить особенности психодиагностики и психокоррекции межличностных отношений среди подростков.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ понятия межличностных отношений с точки зрения психолого-педагогических подходов: описать структуру, типы и компоненты межличностных отношений.
2. Охарактеризовать методики диагностики межличностных отношений в подростковом возрасте
3. Описать возможности психологической коррекции межличностных отношений.
4. Провести эмпирическое исследование на предмет выявления особенностей межличностных отношений подростков и дать анализ результатов исследования.
5. Сформулировать рекомендации педагогам по оптимизации межличностных отношений подростков в условиях школы.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретические: теоретико-методологический анализ научно- литературы; синтез; обобщение; классификация; эмпирические: тестирование; методы качественного и количественного анализа экспериментальных данных. В работе использовались следующие методики: тест коммуникативных умений Л. Михельсона, опросник «Особенности межличностных отношений» (ОМО) (А.А. Рукавишников), анкета «Оценка отношений подростка с классом» (Л.А. Головей, О.Р. Рыбалко).
Структура исследования. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение, список литературы.
Заключение:
Анализ научной литературы по теме исследования позволил достичь цели и решить поставленные задачи. Сформулируем основные выводы, полученные по ходу исследования.
Межличностные отношения представляют собой субъективные избирательные связи, образующиеся вследствие фактического взаимодействия, и сопровождающиеся эмоциональными переживаниями задействованных в них индивидов. Межличностные отношения — это готовность личности к определенному типу взаимодействия, сопровождающееся эмоциональными переживаниями (Н.Н. Обозов); триада компонентов — эмоциональные отношения; групповые ценности и нормы; образования малой группы (А.В. Петровский); комплекс социально-перцептивных процессов, аттракции, ролевых отношений и взаимовлияния (В.Б. Ольшанский); диада личных и деловых отношений (Я.Л. Коломинский); подсистема гуманистических отношений (Т.Е. Конникова).
Взаимоотношения подростков со сверстниками строятся на значимых чувствах, отличающихся по направленности: симпатии и антипатии, испытываемые ими к сверстникам. Зачастую неудачи в общении провоцируют развитие внутреннего дискомфорта. Общение со сверстниками способствует удовлетворению потребности в самоутверждении. Сознание групповой принадлежности, солидарности при взаимодействии подростков с группами неформального общения предоставляет им чувство эмоционального благополучия. Важными факторами во взаимоотношениях подростка со сверстниками выступает наличие таких механизмов, как идентификация со сверстниками; психологическое отвержение, поиск удовлетворения взаимных потребностей, психологическая и социальная адаптация; поиск социальной поддержки в лице значимых сверстников. Вследствие недостатка общения со сверстниками у подростков в условиях социальной изоляции развиваются отчужденность, социальная дезадаптация, неспособность к установлению полноценных эмоциональных контактов с окружающими.
На основе анализа психолого-педагогической литературы было организовано эмпирическое исследование, имевшее целью исследовать межличностные отношения подростков.
По результатам тестирования выявлено, что подростки ориентируются в коммуникативных ситуациях и выбирают в большинстве компетентный способ общения. Установление контактов для подростков в большинстве случаев не представляет трудностей — они уверенно чувствуют себя в обществе, способны на риск и вхождение в различные группы. Подростки одинаково хорошо чувствуют себя в ситуации, требующей тесных эмоциональных связей, и там, где требуется эмоциональная отдаленность, дистантность. Большая часть подростков склонны воспринимать группу с точки зрения коллективистического типа восприятия. Подростки ценят коллектив, стараются внести свой вклад в достижение успеха.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что школа и коллектив сверстников как социальная среда оказывают благоприятное воспитательное влияние на формирование и развитие межличностных отношений в подростковом возрасте — в коллективе имеются широкие возможности для проявления подростками личностных качеств, формирования эмоциональных привязанностей, чувство ответственности.
В рамках современной школы широко применяются психолого-педагогические условия, способствующие оптимизации межличностных отношений подростков со сверстниками, содействующие планомерному развитию системы воспитания учащихся подросткового возраста в условиях школы. В целях оптимизации межличностных взаимоотношений школьников эффективно применение бесед, наблюдения, воспитывающих ситуаций, методов разъяснений, приучения, упражнений, игр на коммуникативную кооперацию; консультирования, и т.д.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.1. Анализ понятия межличностных отношений в научных исследованиях: структура, типы, компоненты
Термин «межличностный» несет понимание того, что отношения между человеком и другим человеком взаимно ориентированы. Межличностные отношения — это система отношений и ожиданий членов определенной группы относительно друг друга, обусловленная организацией совместной деятельности и основанная на общих представлениях о ценностях и социальных нормах [18].
Межличностные отношения играют большую роль в обществе. Без них немыслим процесс образования, развития, формирования личности, межличностного общения, а также обслуживания, управления, творчества и других видов деятельности во всех областях, где обмен, передача и усвоение информации немыслимы. Они играют важную роль в овладении людьми общечеловеческими и культурными ценностями, социальным опытом. В межличностных отношениях реализуется эта специфическая форма взаимодействия между людьми, взаимного обмена настроениями, взглядами, идеями, интересами, идеями и т. д. В них конкретный человек овладевает «фондом духовного богатства», созданным другими людьми, благодаря чему преодолеваются ограничения его личного опыта; через общение он вносит вклад в этот «фонд» того, что он сам создал. Именно это определяет важность межличностных отношений в жизни человека.
В социально-психологической литературе высказываются различные точки зрения на вопрос о том, где «межличностные отношения» «расположены», прежде всего в отношении системы общественных отношений. Природа межличностных отношений может быть правильно понята, если они не соотносятся с социальными отношениями, но если они видят в них особый ряд отношений, возникающих внутри каждого типа общественных отношений, а не вне их.
Характер межличностных отношений существенно отличается от характера социальных отношений: их важнейшей особенностью является эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и развиваются на основе определенных чувств, которые рождаются у людей по отношению друг к другу. Отечественная школа психологии различает три типа или уровня эмоциональных проявлений личности: аффекты, эмоции и чувства. Эмоциональная основа межличностных отношений включает в себя все виды этих эмоциональных проявлений.
Н.Н. Обозовым [18] межличностные отношения рассматривались как взаимная готовность личности к определенному типу взаимодействия, которое обязательно сопровождается эмоциональными переживаниями различной модальности (положительными, отрицательными индифферентными) в условиях организации общения или иной совместной деятельности между индивидами. Н.Н. Обозовым межличностные отношения охарактеризованы как взаимная готовность индивидов к осуществлению определенного типа взаимодействия.
Межличностные отношения оцениваются не только по характеристикам эмоциональных переживаний, но и исходя из специфики взаимопонимания (адекватные и неадекватные), когнитивному отождествлению, демонстрации содействия, сопротивления либо безразличия [14].
А.В. Петровским [22] разработана концепция межличностных отношений, описывающая их с позиций моделирования в форме триады компонентов: эмоциональные отношения (основаны на симпатиях и антипатиях между индивидами); групповые ценности и нормы; глубинные образования малой группы, объединенные общей целью и совместной деятельностью.
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты
психодиагностики. 4
1.1. Особенности психодиагностики. 4
1.2. Психодиагностика
межличностных отношений. 8
Выводы по первой главе. 13
Глава 2. Теоретические аспекты
диагностики и коррекции межличностных отношений 14
2.1. Методы
диагностики межличностных отношений. 14
2.2. Особенности психолого-педагогической
коррекции межличностных отношений 21
Выводы по второй главе. 24
Заключение. 26
Список использованной литературы.. 29
Введение:
Актуальность
исследования.
Содержание и
характер взаимодействия людей определяются не только их внутренними
побуждениями (потребности, интересы, мотивы и т. д.) и особенностями
выполняемых деятельностей (цели, методы, средства), но и их отношениями друг к
другу. Отношения — это взаимосвязи между людьми, во-первых, как представителями
определенных социальных общностей в разных сферах социальной жизни, во-вторых,
как личностями (индивидуальностями). Первый из указанных типов отношений в
психологии принято называть общественными, второй тип — межличностными
отношениями.
Цель
исследования: изучить психодиагностику
и коррекцию межличностных отношений.
Объект
исследования: психодиагностика
Предмет исследования: психодиагностика и коррекция
межличностных отношений.
Задачи
исследования:
1.
Проанализировать особенности психодиагностики
2.
Изучить психодиагностику межличностных отношений
3.
Проанализировать межличностные отношения
4.
Составить программу психолого-педагогической коррекции межлич
Методы
исследования:
1. Теоретические: анализ и обобщение данных из литературных источников
по теме исследования.
2. Эмпирические: анкетирование.
Методики:
-Социометрия Т.А. Репина «Секрет»
— Методология А.Н. Лутошкина «Что такое наша команда»
—
проективная
методика «Рисунок школы».
Качественный и количественный анализ полученных
данных.
Заключение:
Психологическая диагностика особенно
важна в деятельности специалистов службы. Знакомство с методами психологической
диагностики и практические навыки их применения создают возможности для
специалистов сферы обслуживания использовать эти методы в своей
профессиональной деятельности с целью повышения качества обслуживания клиентов.
В настоящее
время в психологии существует большое количество конкретных методологических
приемов, используемых для изучения межличностных отношений, и даже беглый обзор
их трудно включить во весь объем данной работы. Это понятно, принимая во
внимание широкую феноменологию межличностных отношений, задачи, решаемые
индивидуальными методами, и различия в теоретической оценке природы изучаемых
явлений.
В психологии
отношения между одним человеком и другим как конкретным предметом широко
изучаются. Для этих исследований существуют три основных контекста:
1.
Когнитивные отношения — другой как субъект познания.
2.
Эмоциональные отношения (или влечение) — другой как объект симпатии.
3. Реальные
отношения-другие служат предметом влияния.
Для
диагностики межличностных отношений важно выявить личностные и личностные
качества тех взаимодействующих участников, которые проявляются и влияют на
процесс общения. Тесты и шкалы были созданы для измерения таких качеств, как
стиль лидерства, авторитаризм, совместимость, тревожность, личные ценности и
т.д. Трудно перечислить все масштабы, и их много, потому что большинство
исследователей и практиков строят их на основе своих задач и конкретных
ситуаций. Были предприняты попытки объединить различные шкалы в широкий спектр
словарных анкет для подготовки специальных тестов для изучения межличностных
отношений.
Для
диагностики
межличностных отношений целесообразно использовать несколько различных методик,
например:
-Социометрия Т.А. Репина «Секрет»
— Методология А.Н. Лутошкина «Что такое наша команда»
—
проективная
методика «Рисунок школы».
Природа
межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества
личности – её эмоциональные и волевые
свойства, интеллектуальные возможности, так и
усвоенные личностью нормы и ценности
общества. В системе
межличностных отношений человек
реализует себя, отдавая
обществу воспринятое в нем. Вступая в межличностные отношения самых
разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях
– в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях индивид проявляет себя как личность
и представляет возможность оценить себя в системе отношений
с другими.
Любая
группа на любой возрастной ступени характеризуется своей осо- бой социальной ситуацией развития.
Понятие социальной ситуации развития было введено
Л.С. Выготским для характеристики развития
личности внутри определенного
возрастного этапа на основе конкретно-исторической системы его отношений
с социальной действительностью.
Особенно
применение моделирования необходимо, если исследование того или иного явления путем простого наблюдения, опроса,
эксперимента невозможно в силу его труднодоступности. В этом случае создается искусственная модель изучаемого объекта,
которая включает в себя условия повторения всех свойств и параметров данного
объекта. На созданной
модели проводится теоретическое исследование явлений объекта, делаются выводы.
Существуют модели кибернетические, логические, технические, математические. Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов
модели понятий из области информатики и кибернетики. Логическое
моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике.
Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства,
по своему действию напоминающего то, что подлежит
изучению. Математическая модель представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения
между ними, воспроизводящие элементы и отношения
в изучаемом явлении.
По
полноте отражения объекта в модели можно выделить следующие классы и подклассы
моделей психики: знаковые
(образные, вербальные, математические), программные (жестко алгоритмические, эвристические, блок-схемные), вещественные (бионические). Такая последовательность моделей отражает постепенный переход от описательной имитации результатов и
функций психической деятельности к вещественной имитации ее структуры и механизмов.
Коррекция — исправление неких недостатков, неправильностей, не требующее коренных
изменений корректируемого процесса
или явления.
Коррекция психологическая — понимается как деятельность по исправлению (корректировке) тех особенностей психического развития, которые по
принятой системе критериев не соответствуют «оптимальной» модели.
Сюда же можно отнести и психотерапию.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты психодиагностики
1.1. Особенности психодиагностики В современном мире психодиагностика
все чаще начинает пользоваться спросом у специалистов, чья профессиональная
деятельность предполагает постоянное взаимодействие с людьми. Психологическая
диагностика особенно важна в деятельности специалистов службы. Знакомство с
методами психологической диагностики и практические навыки их применения
создают возможности для специалистов сферы обслуживания использовать эти методы
в своей профессиональной деятельности с целью повышения качества обслуживания
клиентов.
Что такое психологический диагноз и
зачем он нужен? Для того чтобы понять явление, необходимо определить основные
характеристики (или набор характеристик) этого явления, характеристики, которые
отличают это явление от всех других явлений. Определите основные особенности
этого явления, которое мы его называем. Например, чернила раньше имели черный
цвет в качестве основной отличительной черты, которая диктовала их название. В
науке слова, раскрывающие сущность того или иного явления, называются
понятиями. Содержание понятия фиксирует те основные черты определяемого
явления, которые отличают его от всех других явлений.
Понятие "психодиагностика"
относится к определенной области психологии. Эта концепция отражает, чем эта
область психологии отличается от других областей. Давайте посмотрим, как сами
психологи определяют психодиагностику:
Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов:
"Психологическая диагностика-это область психологической науки, которая
разрабатывает принципы, методы и методики выявления, оценки и измерения
индивидуально-психологических особенностей человека".
Р. С. Немов: "Слово" психодиагностика
"буквально означает" постановка психологического диагноза", или
принятие квалифицированного решения о существующем душевном состоянии всего
человека или любого из индивидуальных психологических признаков.