Курсовая с практикой на тему Психодиагностика характера в студенческом возрасте
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Особенности формирования
ценностных ориентаций в вузе
1.2. Методики исследования ценностных
ориентаций
1.3. Особенности юношеского возраста
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ
2.1. Анализ результатов эмпирического
исследования
2.2. Интерпретация результатов
эмпирического исследования
2.3. Практические рекомендации
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение:
Общество, которое
стремится к экономическому развитию и процветанию, должно быть максимально
заинтересовано в сохранении положительных ценностей. Изменения, которые
происходят в РФ, относятся и к проблемам семьи, актуализации ее ценностей, как
залога развития государства.
Будущее во многом зависит
от современной молодежи. Современная воспитательная среда, в которой
формируется молодежь как гражданин и личность, не дает четких ориентиров на
семью и формирования семейных ценностей. Рассматривая влияние социальной жизни
на личность, можно отметить, что современная молодежь ориентируется на личный
успех, предприимчивость, материальную обеспеченность, стремится к
самоактуализации, саморазвитию, самосовершенствованию вне семьи. Подобные
изменения в системе ценностных ориентаций молодежи влияют на функционирование
семьи, и как следствие, вступая в брак и рождая ребенка, молодые родители
оказываются неготовыми к выполнению своей новой социальной роли и иногда даже к
построению стабильных отношений в семье. Это приводит к снижению уровня
рождаемости, увеличению разводов и росту числа одиноких матерей, детей-сирот,
семейно-бытовых конфликтов, случаев насилия и тому подобное.
Поэтому актуальность
нашего исследования заключается в том, что сейчас остро стоит проблема подготовки молодежи к формированию
ценностных ориентаций.
Объектом исследования являются ценностные ориентации современной
студенческой молодежи.
Предмет исследования составили особенности формирования ценностных
ориентаций у представителей современного студенчества.
Целью исследования является изучение особенностей психодиагностики характера в студенческом возрасте.
Поставленная цель обусловила необходимость выполнения следующих задач
исследования:
— дать определение понятию
«ценности»;
— выделить основные вызовы
на пути формирования ценностных ориентаций;
— диагностировать уровень
развития знаний о ценностях у студентов;
— сформулировать
рекомендации относительно формирования ценностного отношения к
жизнедеятельности у представителей студенчества.
Основными
методами исследования были: анализ, сравнение, систематизация, обобщение
теоретических и экспериментальных данных, анкетирование. Исследование
ориентировано на студенчество.
Для исследования
были отобраны
следующие методики:
1.Опросник профессиональной направленности Дж.
Холланда;
2.Опросник «Копинг-стратегий» Р. Лазаруса;
3.Определение направленности личности «Ориентационная
анкета» Б.Басса;
4.Индивидуально-типологический опросник (ИТО)
Л.Н.Собчик.
Гипотеза
исследования: индивидуально-типологические особенности личности
детерминируют ориентационную
направленость студентов.
Практическое
значение работы состоит в том, что ее материалы и результаты могут быть
использованы в дальнейших исследованиях, посвященных заявленной проблематике.
Структура исследования
обусловлена его целями и задачами. Работа состоит из введения, двух глав,
заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Личностный подход базируется на научном представлении о личности как субъекте деятельности и поведения, как сложной социально обусловленной целостной системе психических качеств индивида с присущей ей психологической структурой, взаимосвязями между ее элементами, которые проявляются и развиваются в деятельности.
Переход на стадию профессионального мастерства происходит в процессе разрешения противоречия между потребностью личности в самореализации в профессии и профессионально-психологическим содержанием и технологическими возможностями профессиональной деятельности. Здесь отчетливо проявляется противоречие между «Я-профессиональным» и «Я-потенциальным». Решение его возможно благодаря самоактуализации личности, обусловливает переход ее на креативный уровень выполнения деятельности. Другой способ решения этого противоречия – вторичная профессионализация на основе высококвалифицированного выполнения профессиональной деятельности.
Изучение проблемы формирования личности в связи с профессиональной деятельностью основывается на достижениях в области психологии личности.
В работе были рассмотрены основные подходы к проблеме развития личности и личностно-профессиональных качеств специалиста. Выяснено, что такие личностно-профессиональные качества, как профессионально приемлемые и личностно значимые качества, которые положительно влияют на успешное овладение профессией и эффективность деятельности, составляют те внутренние психологические характеристики субъекта, в которых воспроизводятся требования профессиональной деятельности к личности специалиста.
В эмпирическом исследовании приняли участие 30 студентов Ивановского государственного университета. 
Возраст участников 19- 20 лет. 
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Особенности формирования ценностных ориентаций в вузе
Вопрос о соотношении
мотивационно-ценностной направленности личности и ее ориентации на конкретную
деятельность является сложным и не до конца изученным. Профессиональная
направленность играет важную роль в становлении специалиста. определяет
избирательность его отношений. позицию и активность.
Для успешного
формирования мотивационно-ценностной направленности на профессиональную
деятельность надо знать ее сущность. структуру. общие закономерности развития.
а также хорошо представлять себе особенности личной позиции человека
(доминирующих мотивов. потребностей. интересов. ценностей и тд). С.Л.
Рубинштейн. Л.И. Божович. В.С. Мерлин. К.К. Платонов. А.Г Асмолов и другие
ученые отмечают. что для раскрытия сущности профессиональной направленности и
ее места в общей структуре личности. необходимо исходить из сущности
направленности вообще.
В исследованиях
отечественных психологов профессиональная направленность определяется как
совокупность устойчивых мотивов и эмоционально-ценностных отношений.
определяющих особенности профессиональной деятельности. поведения. общения и
самооценки личности специалиста. Ее содержание включает потребность в
профессиональной деятельности. а так же цели. ценностные ориентации. как основу
мотивации этой деятельности. и потребность в постоянном профессиональном
самосовершенствовании. В.Н. Мясищев утверждает. что составляющие
профессиональной направленности. связанные с трудовой деятельностью. занимают
важнейшее место в общей направленности личности. Изучая личность с точки зрения
ее отношений. в первую очередь. необходимо обратить внимание на отношение к
труду. выяснить его характер. ход. условия и перспективы развития.
Мотивационно-ценностная
профессиональная направленность базируется на общей направленности личности,
отражающей человеческие, гражданские позиции, понимание смысла жизни, своего
места в ней, особенности мировоззрения, жизненных идеалов и ценностей, мотивов,
потребностей, стремлений, планов жизни и т.п. Формирование и развитие
профессиональной направленности связано с динамическими изменениями ее
структурных компонентов. Структура профессиональной направленности включает
основные компоненты направленности личности (мотивы. интересы. цели. ценностные
ориентации и др.). Мы в своем исследовании исходим из того. что системообразующими
компонентами профессиональной направленности являются мотивы. которые влияют на
формирование осознанных личностью профессиональных намерений (целей). и
профессионально-ценностных ориентаций личности. Мотивационно-ценностная
профессиональная направленность рассматривается нами с позиции интегративного
подхода. Компоненты мотивационно-ценностной направленности представлены как
взаимосвязанные, взаимообусловливающие и включающие в себя:
• систему устойчиво
доминирующих мотивов, детерминирующих поведение и профессиональную деятельность
человека, определяющих его активность, потребности, интересы, цели;
• систему ценностных
ориентаций, выражающих личностную значимость социальных, культурных,
нравственных и профессиональных ценностей. Идеалы, установки, убеждения,
мировоззрение можно рассматривать как духовные ориентиры и ценностные
ориентации личности.
Исходя из этого,
мотивационно-ценностная профессиональная направленность будет рассматриваться
как интегративная система свойств человека, как будущего или настоящего
субъекта труда, включающая совокупность устойчивых мотивов и
профессионально-ценностных ориентаций, обеспечивающих его активность по
конструированию собственной профессиональной деятельности. Она выступает
движущей силой профессионального становления, ее содержание включает профессиональные
интересы и цели, потребность в постоянном профессиональном
самосовершенствовании, а также профессиональные установки, убеждения и идеалы.
Сегодня профориентация понимается как деятельность,
направленная на помощь в выборе профессии через организацию процесса
определения индивидом вида трудовой деятельности, в которой он хочет себя
проявить; оказание консультационной помощи в осознании им склонностей и
способностей к этому виду деятельности; предоставление информации о каналах и
средства приобретения знаний, умений и навыков для овладения профессией[1]. В этом контексте Е. Ф.
Зеер подчеркивал важность и судьбоносность этого выбора для человека:
«Взаимодействие человека с миром профессий определяет его биографию, добавляет
его жизни личностный смысл, позволяет реализовывать себя»[2].
Б. Г. Ананьев определяет, что профессиональная
ориентация это система мероприятий по ознакомлению с миром профессий и
содействие в выборе профессии[3].
Однако, согласно определению Е. А. Климова,
профессиональный выбор – «это решение, которое касается только ближайшей
жизненной перспективы школьника и не опосредовано удаленными жизненными
целями», в отличие от профессионального самоопределения[4].
Известный исследователь проблем профориентации Е. А.
Климов утверждает, что, профессиональное определение это «важное проявление
психического развития, формирования себя как полноценного участника общества
«производителей» чего-то полезного, сообщества профессионалов»,
оно
«не сводится к сиюминутному акту выбора профессии и не заканчивается
завершением профессиональной подготовки по выбранной специальности, оно
продолжается в течение всей профессиональной жизни, по формуле «мгновение плюс
вся предыдущая жизнь»[5].
Н.С.Пряжников, вслед за Е. А. Климовым, определяет
сущность профессионального определения как поиск и нахождение личностного в
данной осваиваемой и уже выполняемой
трудовой деятельности, а также – нахождение смысла в самом процессе
самоопределения[6].
Профессиональное самоопределение, по Л. И. Анциферовой,
это многомерный и многоступенчатый процесс, в котором происходит выделение
задач общества и формирование индивидуального стиля жизни, частью которого
является профессиональная деятельность[7].
И. С. Кон, цитируя Д. Сьюпера (1953), определяет один
из трех этапов профессионального самоопределения. Третий этап охватывает весь
подростковый и большую часть юношеского возраста. Это этап предварительного
выбора профессии и процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью
которого является профессиональная деятельность[8].
[1]Ананьев,
Б. Г. Психология и проблемы человекознания: Избр. психол. труды [Текст] / Б. Г
Ананьев. – М.: Воронеж, 1996. – 384 с.
[2]Зеер,
Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход
[Текст] / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э. Сыманюк. – М.: Московский
психолого-социальный институт, 2005. – 216 с.
[3]Ананьев,
Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. – Ленинград: ЛГПИ,
1968. – 338 с.
[4]Климов,
Е. А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е. А. Климов. –
М.: РАО, 1996. – 471 с.
[5]
Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е. А.
Климов. – М.: РАО, 1996. – 471 с.
[6]
Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е. А.
Климов. – М.: РАО, 1996. – 471 с.
[7]
Анциферова, Л. И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности
[Текст] / Л. И. Анциферова // Психологический журнал. – 1981. – № 2. – С. 8–18.
[8]Кон,
И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание [Текст] / И. С. Кон. – М.:
Полит.литература, 1984. – 335 с.