Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Психическое состояние женщины во время беременности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЖЕНЩИНЫ ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ 4

1.1. Характеристика психического состояния женщины во время беременности в психологической литературе 4

1.2. Влияние беременности на организм и психику женщины 8

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЖЕНЩИНЫ ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ 20

2.1. Методики исследования психического состояния женщины во время беременности 20

2.2. Анализ проведенного исследования 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

  

Введение:

 

Изучение психологии материнства — одна из мало разработанных отечественной наукой областей. Актуальность психологического изучения материнства продиктована противоречием между остротой демографиче-ских проблем, связанных с падением рождаемости, и огромным числом распадающихся семей, увеличением числа детей-сирот при живых родите-лях, ростом числа случаев жестокого обращения с ребенком и недостаточ-ной разработанностью программ социальной и психологической помощи семье и в первую очередь женщине.

Каждая женщина переживает беременность по-своему. Более того, одна и та же женщина по-разному переживает свои разные беременности. Многое тут связано с психическим состоянием матери, в частности с тем, как она относится к самой беременности и к рождению будущего ребенка. Осложнения в переживании беременности чаще всего порождены тревогой за ее благополучный исход или прогнозом таких изменений в жизни, ко-торые для женщины нежелательны или с которыми она не сможет спра-виться. Разумеется, для каждой женщины такие изменения и их смысл бу-дут очень разными.

Исследования по поводу беременности, материнства и родительства ведутся во многих отраслях науки, и психология не является исключением. Однако стоит заметить, что психология материнства является одной из ма-лоразработанных областей в нашей стране. В разработку психологии ма-теринства большой вклад внесли такие психологи и психиатры, как В. И. Брутман, Д. А. Медведев, И. В. Добряков, Г. Г. Филиппова, И. Ю. Хами-това и др. Одним из актуальных направлений в этой области выступают исследования психологических особенностей беременных женщин.

Объект исследования: женщины во время беременности.

Предмет исследования: психическое состояние женщин во время бе-ременности.

Цель исследования: изучение психическое состояние женщин во вре-мя беременности.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что исследование психиче-ского состояния женщин во время беременности поможет в составлении коррекционной психологической работы по преодолению негативного психического состояния беременных женщин.

Задачи исследования:

1. Определить характеристику психического состояния женщины во время беременности в психологической литературе;

2. Выяснить влияние беременности на организм и психику женщины;

3. Определить методики исследования психического состояния жен-щины во время беременности;

4. Проанализировать проведенное исследование.

Научно-методологическую базу составили исследования: Г.Г. Фи-липповой, С. С. Савенышевой, В.В. Абрамченко, Н.П. Коваленко др.

Методы исследования: общенаучный, библиографический, эмпириче-ский.

Эмпирическая база исследования: женская консультация г. Уфа.

Характеристика выборки исследования: В исследовании принимали участие женщины возраста от 17 до 38 лет. Всего в исследовании приняли участие 36 беременных женщин, находящихся на разных сроках беремен-ности.

Практическая значимость исследования: данные исследования могут быть полезны студентам и практикующим психологам в организации кор-рекционной работы с беременными женщинами по преодолению негатив-ных психических состояний во время беременности.

Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, за-ключения, списка литературы.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Материнство — одна из социальных женских ролей, поэтому даже ес-ли потребность быть матерью заложена биологически, социальные нормы и ценности оказывают определяющее влияние на ее содержание и проявле-ние у каждой конкретной женщины.

Подводя итоги исследовательской работы, необходимо констатиро-вать, что беременность — это нормальный физиологический процесс, во время которого в организме женщины происходят значительные измене-ния не только в физиологии, но и в психике. Этот период является стрессо-вым для женщины, так как создаются новые условия жизни, к которым женщина должна адаптироваться. Во время беременности существенно меняется сознание женщины и ее отношение к миру. Необходимо привы-кание к роли матери, восприятие женщиной своих переживаний на разных этапах беременности, идентификация этих переживаний, что приводит к выработке конструктивных действий и моделей поведения, адекватных этим переживаниям. Отношение матери к плоду во время беременности влияет на развитие его физического и психологического здоровья.

Каждая женщина переживает беременность по-разному. Эти пережи-вания станут основой отношения женщины к своему ребенку после родов. В этом аспекте особенно важны исследования, связанные с возможностью выявления стиля переживания беременности, который может быть исполь-зован для прогнозирования успешности материнства.

Содержание материнской сферы во время беременности претерпева-ет значительные изменения, что отражается на переживании женщиной симптомов беременности, на ее внешней активности и психическом состоя-нии. Все это определяется общим индивидуальным стилем переживания беременности.

Беременность считается критическим периодом для женщины и воз-можностью для личностного роста. Тем не менее, женщина может не вос-пользоваться этой возможностью, сохраняя способность адаптироваться к этому сложному кризису в жизни.

Психическое состояние женщины во время беременности обусловле-но тем, что во время беременности могут возникнуть дополнительные пси-хотравмирующие факторы, такие как возникновение осложнений беремен-ности, требующих госпитализации, или обнаружение врожденных пороков развития у плода, что может вызвать негативные образы и чувства.

Неадекватный стиль переживания беременности проявляется при любом уровне личностной тревожности, но наибольшие значения наблю-даются при высоком уровне личностной тревожности.

Очевидна необходимость психологического сопровождения, направ-ленного на создание условий для гармонизации стиля переживания бере-менности, формирования осознанного, спокойного, позитивного отноше-ния к родам.


 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЖЕНЩИНЫ ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ

1.1. Характеристика психического состояния женщины во время беременности в психологической литературе

Материнство — одна из социальных женских ролей, поэтому даже ес-ли потребность быть матерью заложена биологически, социальные нормы и ценности оказывают определяющее влияние на ее содержание и проявле-ние у каждой конкретной женщины [23].

Исследования второй половины XX века показывают, что в форми-ровании и реализации материнско-детского взаимодействия центральным и определяющим является материнская установка. Она лежит в основе все-го поведения матери, создавая тем самым уникальную ситуацию развития ребенка, в которой формируются его индивидуально-типологические и личностные особенности. Считается, что нормы материнского отношения не существует, так как содержание материнского отношения меняется от эпохи к эпохе. Но всегда существовали ситуации, которые во все времена считались ненормальным проявлением материнского отношения. Они могли иметь более скрытые или открытые формы. Само материнское от-ношение не возникает мгновенно, а проходит определенный путь форми-рования и имеет тонкие механизмы регуляции, чувствительные периоды и пусковые стимулы.

Беременность — важное событие в жизни любой женщины, которое сопровождается необходимостью адаптации не только на физиологиче-ском, но и на психологическом уровне. Ее можно рассматривать как мак-рострессовое событие, которое несет определенную стрессовую нагрузку с различными исходами. Беременность является длительным стрессовым фактором. В связи с этим многие женщины могут испытывать различные симптомы, преимущественно невротического уровня. Беременность как макрострессор или критическое жизненное событие удовлетворяет трем условиям: она может быть точно датирована и локализована во времени, требует качественной реорганизации в структуре «личность-среда» и со-провождается стойкими аффективными реакциями [15].

Беременность можно рассматривать как один из периодов, суще-ственно влияющих на жизнь женщины, своеобразный критический момент. Женщина сталкивается с серьезными изменениями в своем биологическом, социальном и психологическом статусе. Ожидание ребенка сопровождает-ся глубокой внутренней психологической перестройкой. В этот период у многих женщин происходит переоценка ценностей, трансформируется представление о мире и о себе. Однако необходимо отметить, что женщи-ны переносят беременность по-разному, каждая из них уникальна и осо-бенна, что, вероятно, во многом зависит от характерных особенностей женщины, ожидающей ребенка.

Анализ психологической литературы показывает, что в настоящее время существуют исследования, посвященные взаимосвязи типа отноше-ния к беременности и личностных особенностей беременных женщин [14; 28].

Например, И.Л. Шелехов, изучавший характерологические особен-ности беременных женщин, выявил, что реализация ими материнской функции обусловлена типом акцентуации личностных черт. Его результа-ты показали, что нормальные формы материнского отношения наблюда-лись в случаях тревожно-боязливого и эмотивного типов акцентуации. Де-виантные формы поведения чаще диагностировались у женщин с демон-стративной и возбудимой акцентуациями характера [27].

Изучение С. С. Савенышевой влияния акцентуаций характера на формирование того или иного типа психологического компонента гестаци-онной доминанты (ПКГД) также подтверждает результаты предыдущих исследований. Она выявила, что возбудимый, циклотимический и тревож-ный типы акцентуаций оказывают негативное влияние на материнскую функцию. Они приводят к формированию девиантных вариантов ПЦГД, таких как тревожный, депрессивный и гипогестогнозический. [21].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы